Логистика, как фактор повышения конкурентоспособности предприятия. Повышение конкурентоспособности предприятия (организации) на основе совершенствования логистической системы Управление логистическими процессами как фактор повышающий конкурентоспособность

Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решении в данной области должны поддаваться измерению в плане воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способов контроля издержек и показателей наиболее корректно отражающиех связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера:

Наличия хорошо отлаженной учетно-информационной системы;

Проведения комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;

Определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли полученной от продажи товаров или услуг к инвестированному капиталу (ПИК - прибыль на инвестированный капитал). При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения фирм конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.

Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса фирм. Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. В последние годы важность этих элементов стала общепризнанной, поскольку многие фирмы столкнулись с нехваткой наличности. Однако еще не всегда признается, что логистические переменные оказывают непосредственное влияние на данную часть баланса. Хотя, кажется, никто не оспаривает того факта, что чем короче срок выполнения заказов (период от приемки заказа до момента доставки товара потребителю), тем быстрее может быть выписан счет. Подобным образом скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Оной из менее очевидных логистических переменных, влияющих на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов. Если потребитель обнаруживает, что его счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его оплачивать, и временной лаг между выполнением заказа и оплатой будет увеличиваться до тех пор, пока ошибку не исправят. Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм приходится на запасы. Поэтому воздействие логистики на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения. Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством - составная часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга.

Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и на его соотношение с прибылью.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности. Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее. Тщательному анализу подвергаются также прибыль и инвестированный капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности использования ресурсов. Подставляя значения переменных формулу, где множителями являются коэффициент доходности и оборачиваемость капитала, можно с достаточной степенью условности количественно определить влияние логистики на соотношение прибыли, полученной от продаж товаров, и инвестированного капитала, поскольку доходы от логистических услуг и расходы на логистические операции входят существенной частью в суммарные доходы и расходы фирм.

Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков - от продовольственных товаров до капиталоемкой продукции, показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.

Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня обслуживания в 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95%, эффект становится отрицательным.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышением конкурентоспособности фирм за счет логистики - процесс непрерывный и динамичный.

Логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм. Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. Хозяйственная практика свидетельствуют о том, что определить количественные показатели влияния логистики на повышение конкурентоспособности фирм весьма сложно. Иногда это удаётся сделать лишь при соблюдении следующих условий:

При наличии хорошо отлаженной учётно-информационной системы;

При проведении комплексного анализа доходов и расходов всех структурных подразделений фирмы и всех участков логистической цепи, основанного на единой методологии исчисления издержек;

При условии определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

У фирм, принявших логистическую концепцию, наблюдается улучшение показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу (инвестированный капитал делят на основной и оборотный):

стоимость элементов логистической системы (транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, склады), если они принадлежат фирме, является частью ее основного капитала.

логистические операции и решения самым тесным образом связаны с различного рода запасами, счетами дебиторов и наличностью, представляющими собой не что иное, как оборотный капитал.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис).

Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто 50% и более оборотного капитала фирм приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.

Аренда многими фирмами транспортных средств, складов и других элементов логистической системы превращает их для арендатора из основного капитала в текущие расходы, что нужно учитывать в логистической деятельности.

В настоящее время при рассмотрении вопросов о конкурентоспособности фирм исходят из 2 положений:

Производство по минимальным издержкам уже не является единственной целью производителя;

Ценовая конкуренция перестала быть единственной формой конкурентной борьбы.

Поэтому концепция конкурентоспособности фирмы предусматривает получение конкурентного преимущества путём дифференциации общего предложения компании за счёт повышения качества и расширения масштабов предлагаемых клиенту логистических услуг.

Механизм повышения конкурентоспособности фирмы на основе логистики: Характерна рыночная ситуация, когда: в рамках конкретной отрасли изделия или услуги отличаются высокой степени сопоставимости; изделия широко известны широкому кругу потенциальных покупателей; продажная цена изделий носит фиксированный характер.

Правила конкуренции:

а) задаётся максимальный уровень цены;

б) издержки производства у различных производителей не одинаковы;

в) издержки производства зависят от накопленного опыта.

Компании стремятся повысить производительность логистической деятельности в целях сокращения издержек и повышения конкурентоспособности. Прибегают к рационализации логистической деятельности, но уровень логистической услуги сохраняется прежним. Через определённое время, получив прибыль от рационализации логистической деятельности, руководство компании осознает, что подобную рационализацию становится осуществлять сложнее и компания ищет другие пути.

Нововведения связаны с уровнем услуги, сопутствующей товару, а также с заменой товара услугой. Происходит дифференциация. Дифференцировать предложение логистика может посредством перехода от еженедельных к ежедневным поставкам или путём расширения логистической деятельности при переходе от производства товара (автомобили) к содержанию или эксплуатации парка автомобилей.

Если на первом этапе критерием были цены товаров при одинаковом их качестве, то на втором этапе - качество логистических услуг. С течением времени процесс внедрения нововведений постепенно распространяется на все компании данной отрасли и наступает третий этап.

Восстановление исходной ситуации, но на иной основе. В результате приоритетное значение вновь приобретает снижение издержек, но уже применительно ко всем предлагаемым компанией товарам и услугам. В реальности ни один из этапов не приводит к стабилизации ситуации на длительный период. Погоня за конкурентоспособностью ведет к постоянному внедрению нововведений, что заставляет постоянно переосмысливать структуру предложения товаров.

Страница 14 из 26

Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности

Уже отмечалось, что в общем смысле источником экономического эффекта и повышения конкурентоспособности фирмы является сокращение объемов различного рода запасов и умень­шение времени цикла экономической деятельности. Этим не только уменьшаются объемы капи­тала, омертвленного в виде запасов, но и повышаются темпы оборачиваемости капиталов, что увеличивает прибыль за тот или иной период времени. Таким путем можно также достичь и каче­ственного скачкообразного увеличения объема получаемой прибыли. Это объясняется тем, что сокращение сроков выявления потребностей или удовлетворения заказов позволяет резко расши­рить круг привлекаемой клиентуры, занять новые рынки, а затем диктовать свою ценовую и техническую политику.

Количественный эффект от применения логистики может быть оценен в рамках категории экономических компромиссов. Эти компромиссы имеют место при согласовании интересов отдельных функциональных подразделений. Такие компромиссы следует рассматривать как способ повышения общей прибыли фирмы. Принято разделять логистические решения в области экономических компромиссов, касающиеся проблем поставки, производства и распределения, на три уровня: стратегический , организационный и оперативный .

Стратегические логистические решения принимаются на длительный срок. Этот срок обычно превышает три года. Примером такого рода решений является выбор поставщиков. Характер отношений с поставщиками обычно оформляется и закрепляется соответствующими договорами. Договора же на поставку с солидными контрагентами целесообразно заключать на длительный срок.

Организационные логистические решения принимаются на срок от одного до трех лет. Ими определяются организация производственного процесса и рыночных отношений производителя с поставщиками и потребителями. Примером организационных логистических решений являются выбор способа отгрузки, вида транспорта и уровня сервисного обслуживания потребителей.

Оперативные логистические решения действуют и должны быть реализованы в течение короткого срока, не превышающего одного года. Примером оперативных логистических решений может служить выбор размеров партии разовой поставки, маршрута следования, сроков выпол­нения поставок, способов идентификации тары и т.п.

Пример расчета объема поставки качественно иллюстрируется графиками, приведенными на рис. 16.

Рис. 16. Зависимость затрат от разового объема поставки

На горизонтальной оси этого графика откладывается величина партии поставки V (Volume), а на вертикальной оси – соответствующие затраты Е (Expenditure).

Очевидно, что затраты на хранение можно принять прямо пропорциональными размеру партии поставок, что на рис. 16 изображается прямой б .

Затраты на транспортировку транспортной единицы, наоборот, падают с ростом размера партии поставок, что на рис. 16 изображается кривой в .

Общие затраты на транспортировку и хранение определяются суммированием ординат графи­ков б и в . На этом рисунке общие затраты изображаются кривой а, полученной указанным спосо­бом. Отметим, что абсцисса минимума этой кривой может и не совпадать с абсциссой точки пере­сечения прямой б с кривой в .

Расчет положения этого минимума для различных потоков даст возможность принимать обоснованные решения о целесообразном уровне запасов, создаваемых на пути движения этих материальных потоков.

Затраты на создание и поддержание материальных запасов , помимо омертвления капитала и расходов на содержание специальных складских помещений, включают в себя расходы на оплату специально обученного персонала и оплату риска порчи и хищения.

Известно, что запасы относятся к числу наиболее дорогих активов у многих (если не боль­шинства) фирм. Стоимость материальных запасов различного вида может достигать 40% от общей величины капитала, вложенного в фирму. Тем не менее при организации материальных потоков, независимо от способа управления ими, с использованием концепции логистики или без нее, создание материальных запасов является обязательным.

Если создание и поддержание материальных запасов требует непосредственных расходов, то отсутствие запасов приводит к косвенным расходам, которые в свое время проявятся в виде тех или иных потерь. Эти потери связаны, во-первых, с возможными задержками производственного процесса вследствие пиковых или непредвиденных нагрузок, во-вторых, создаются в результате возможного отсутствия на складе требуемого изделия при возникновении спроса на него и,
в-третьих, являются результатом переплачивания, происходящего вследствие того, что мелкие партии поставляемого сырья, материалов и комплектующих приходится покупать по мелкооп­товой, то есть более высокой цене. Таким образом, для материальных запасов в каждом матери­альном потоке и в каждой логистической цепи имеется свое экстремальное значение. Доведение допустимого значения этого экстремума до нуля (то есть работа без материальных запасов) возможно при использовании так называемого принципа «точно вовремя » (just in time). Реали­зация этого принципа при логистическом управлении возможна. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем.

Оценка повышения конкурентоспособности фирм в результате введения управления на базе принципов логистики требует калькуляции издержек и их связи с последствиями логистических решений. Напрямую это сделать трудно – так же трудно, как количественно оценить непосред­ственный эффект от установки множества телефонных аппаратов в офисе фирмы. Однако телефо­низация офисов является хотя и затратным, но современным и потенциально эффективным меро­приятием, на которое идут без каких бы то ни было сомнений.

Соображения, по которым оценивается влияние логистики на конкурентоспособность фирм, для разных товаров являются различными.

Так, для большей части продовольственных товаров эффективность и необходимость поставки того или иного вида продукции определяется в результате маркетинговых исследований. Вопросы оптимизации распределения и своевременность доставки товаров к потребителям успешно решаются в рамках концепции логистики, и ее применение оказывается оправданным.

Другим характерным видом продукции являются так называемые инвестиционные товары . Эти товары необходимы потребителю для выполнения таких его собственных новых проектов, как строительство, выпуск неповторяющихся сложных изделий (например, специальных объектов космической техники, создание собственных производств). В этих случаях первостепенным фактором в конкурентоспособности оказывается надежность доставки требуемой продукции требуемого качества в нужное место в согласованные сроки и в согласованном количестве.

Следующим видом продукции, требующим отдельного рассмотрения, являются товары длительного пользования . Как правило, подобные товары всегда имеются в каналах распреде­ления. Надежность поставки в обусловленные сроки не является здесь определяющим фактором. По этим же причинам не являются критическими величины запасов таких товаров. Поэтому маркетинговые исследования и их результаты не могут оказать решающего воздействия на конку­рентоспособность подобных товаров. Решающее значение здесь приобретает логистическое управление материальными потоками не на выходе, а на входе производственного процесса, а также по ходу этого производственного процесса. Таким образом достигается снижение производ­ственных издержек и снижение себестоимости производства.

Наконец, еще одним видом товаров, которые с точки зрения эффективности логистики должны рассматриваться отдельно, являются комплектующие для налаженного производства . Примерами такого рода являются промышленные компоненты, а также применяемые в строитель­стве отделочные материалы. Товары такого рода поставляются с целью удовлетворения специфи­ческих требований потребителей, поэтому затраты на их разработку могут оказаться достаточно высокими. Однако круг потребителей подобных товаров обычно бывает достаточно широким, а сами эти потребители в большинстве случаев являются постоянными и обеспечивают долговре­менный спрос. В данном случае превалирующее значение принимает такое свойство логисти­ческого управления, как обеспечение надежности поставок в нужном количестве в требуемое время.

Влияние тех или иных свойств логистического управления на конкурентоспособность при производстве и поставке различных видов продукции показано на рис. 17.

Рис. 17. Влияние логистики на повышение
конкурентоспособности различных товаров

Таким образом, логистика, как совокупность методов и средств, позволяющих рационально управлять материальными и связанными с ними информационными потоками, способна сама по себе повысить конкурентоспособность применяющей ее фирмы при наличии следующих четырех условий .

1. Потенциальные рынки товаров являются многочисленными.

2. Тенденцией, превалирующей на этих рынках, является снижение разнообразия номенкла­туры требующихся товаров.

3. Стратегия фирмы может быть быстро изменена радикальным образом.

Концепция логистики открывает для фирмы следующие пути повышения конкурентоспо­собности :

  • изменение сегментации рынка;
  • расширение круга клиентуры;
  • изменения в рыночных требованиях;
  • изменения ситуации в окружающей экономической среде;
  • снижение себестоимости производимой и поставляемой продукции;
  • повышение качества выпускаемой продукции и/или приведение его в соответствие с требо­ваниями потребителей;
  • возможность маневрирования в области технической, ценовой, закупочной и распреде­лительной политики.

Важно отметить, что в литературе обращается внимание на характерную особенность влияния использования логистики с целью повышения конкурентоспособности фирмы. Дело в том, что такое повышение конкурентоспособности не происходит мгновенно и не является разовым или однократным. Это повышение представляет собой растянутый во времени процесс, не обязательно являющийся монотонным, то есть повышение конкурентоспособности чередуется с ее снижением. Этот процесс проходит, как минимум, две стадии .

На первой стадии фирма, применяющая логистику, завоевывает новые позиции на рынке благодаря предложению новых услуг и повышению качества предлагаемой продукции и сопрово­ждающих ее услуг. Однако со временем и конкурирующие фирмы начинают предлагать то же самое, и этот фактор перестает действовать. Примеры такого рода весьма характерны и широко известны. Такова, например, история появления автомобилей различной окраски вместо традици­онного однотонного черного цвета или автомобилей со встроенным радиоприемником.

Поэтому наступает вторая стадия конкурентной борьбы, когда за счет применения логи­стики превалирующими факторами становятся снижение издержек производства и, соответственно, уменьшение себестоимости продукции.



Оглавление
Логистическая система управления ресурсами на предприятии.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Определение, основные понятия и задачи логистики
Исторические предпосылки и этапы развития логистики

Понятие логистики. Актуальность логистики обусловлена широкими потенциальными возможностями повышения оперативности материально-технического обеспечения сырьевыми ресурсами и сбыта промежуточной и готовой продукции с использование комплекса взаимосвязанных методов для совершенствования логистического направления производственно-хозяйственной и экономической деятельности организации.

Опыт промышленно развитых стран и передовых компаний свидетельствует, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Традиционные функции логистики - транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка - интегрировались на базе общей информационной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов оптимизации логистических ресурсов и соответствующих современных технологий в практику бизнеса позволяет значительно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость продукции и операционные издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей качественным логистическим сервисом, т.е. повысить конкурентоспособность предприятия.

Большинство исследователей считают, что слово «логистика» впервые стало употребляться в Древней Греции, где оно обозначало счетное искусство, или искусство рассуждения, вычисления. Кроме того, в Древней Греции существовал термин «логистерия», который обозначал государственное учреждение, где проверялись финансовые отчеты должностных лиц. Существовала специальная должность, называемая логист или чиновник общественного самоуправления.

Долгое время логистика считалась прикладной военной дисциплиной и преподавалась в военных академиях и институтах разных стран. Широкое распространение принципы логистики получили в годы Второй мировой войны при решении задач материально-технического обеспечения американской армии, дислоцированной в Европе, а также при организации взаимодействия поставщиков вооружения, продовольствия, транспорта и войск.

Логистика как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в конце 50-х гг. в США, хотя сам термин «логистика» стал повсеместно применяться лишь с конца 70-х гг. ХХ в.

Обобщая позиции различных логистических школ, ученых, научных направлений и учитывая современные тенденции в области развития экономики, можно дать определение логистики в широком и узком смысле.

Логистика (в широком смысле) - это наука об управлении материальными и связанными с ними потоками (информационными и финансовыми) в определенной экономической системе для достижения стоящих перед данной системой целей с оптимальными затратами ресурсов.

Логистика (в узком смысле с позиций бизнеса) - это процесс интегрированного управления потоками товарно-материальных ценностей и связанных с ними потоками информации, финансов и услуг, способствующий достижению корпоративных целей организации с оптимальными затратами ресурсов.

Во второй половине ХХ веке произошла постепенная переориентация мирового рынка от рынка производителя к рынку потребителя, что повлекло обострение конкуренции между производителями товаров и торговыми компаниями. Такая переориентация произошла в связи с достижением в производстве товаров уровня насыщения товарами рынка, когда потребитель может осуществлять выбор нужного ему товара среди товаров разных производителей, а также из-за необходимости снижения издержек в сфере производства и продвижения товара к потребителю.

Пытаясь соответствовать происходящим изменениям и удержаться на плаву, многие компании вынуждены были искать пути решения и менять не только структуру организации компании и принципы управления производственной деятельностью, но и свою стратегию развития бизнеса. В поисках путей оптимизации бизнес-процессов в рамках деятельности своих компаний как в сфере производства, так и в сфере распределения многие руководители поняли, что для выживания и дальнейшего развития бизнеса необходимо научиться определять потребности рынка и быстро реагировать на его изменения. Организовать и управлять движением материальных потоков таким образом, чтобы снизить расходы при продвижении товара к потребителю. Такие изменения в свою очередь требуют определенной реорганизации структуры управления, выделения новых приоритетов для решения стоящих задач. Конкурентоспособность компании зависела от ее возможности решать задачи по снижению себестоимости продукции и повышению качества поставок и услуг.

Именно в этом период возникает необходимость в глубоком изучении потребительского спроса на производимые товары, и получают быстрое развитие маркетинговые исследования рынка. В компаниях появляются или усиливают свое значение отделы маркетинга, результаты деятельности которых значительно влияют на производство и распределение товаров. На основании данных отдела маркетинга формируется политика компании по ассортименту и объему выпускаемой продукции. Но для реализации такой политики компании требуется отлаженный механизм, способный управлять и контролировать весь процесс продвижения товарно-материальных ценностей (от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий).

Материальный поток является центральным элементом в логистической системе. В этом случае поток первичен по отношению к запасу, выполняющему дополнительную и обеспечивающую роль в логистике .

Образование запасов обусловлено технико-технологической и организационной структурами внутрисистемного материального потока. Особенности его строения порождают внутрисистемные логистические узлы, которые и являются местом формирования запасов.

Внутри логистической системы роль различных потоков в конечном результате неодинакова.

Основные потоки направлены на достижение основной, главной цели деятельности системы.

Вспомогательные потоки призваны создать условия для реализации как основных, так и дополнительных потоков.

Дополнительные потоки формируются для выполнения видов деятельности, не являющихся основными, но осуществляемых в рамках промышленного предприятия.

Эффективность промышленной логистики обеспечивается за счет единства информационной, кадровой, организационной, экономической и других составляющих, поэтому в ней можно выделить четыре основные подсистемы: экономическую, организационную, технологическую и социальную.

Экономическая подсистема определяется как совокупность методов, процедур планирования, анализа и оценки эффективности промышленной логистики. Она предусматривает стратегическое и тактическое планирование потоков, реализацию комплексного экономического анализа внутрисистемных логистических затрат в рамках промышленного предприятия по процессам, структуре экономических потоков, функциональным областям и т.д.

Организационная подсистема представляет собой комплекс из организационной структуры логистической службы, структуры логистического канала, а также системы управления промышленной логистики. Здесь определяются виды, параметры и способы трансляции информационных потоков, необходимых для выработки, принятия и реализации решений по управлению внутрифирменным потоком; формируются процедуры, алгоритмы и правила, описывающие и регламентирующие движение экономических потоков.

Технологическая подсистема рассматривается как сочетание средств технического обеспечения логистических процессов (транспорт, погрузочно-разгрузочные механизмы и передаточное оборудование, складские комплексы, электронно-вычислительная техника, оргтехника и т.д.), а также техпроцессов обработки и передачи информации, транспортировки, складской переработки грузов и т.д.

В социальной подсистеме формируется кадровый потенциал промышленной логистики, соответствие его состава и структуры, квалификации и численности требованиям нормального протекания потоковых процессов; осуществляется подбор и профессиональная подготовка, обучение кадров, научная ориентация и стимулирование труда; обеспечивается социальная защита работников в сфере промышленной логистики и др.

Единство всех элементов промышленной логистики достигается за счет скоординированного управления на стратегическом и оперативном уровнях предприятий.

Логистическая система предприятия. В производственных и торговых компаниях возникает необходимость в создании такой системы управления материальными потоками, которая:

  • · позволяет быстро реагировать на любые изменения рынка;
  • · организовывать поставки товаров быстрее конкурентов;
  • · позволяет отслеживать движение товара на всем пути следования;
  • · создает возможности по минимизации расходов при транспортировке и обработке товаров;
  • · снижает издержки по управлению деятельности компании;
  • · позволяет осуществлять анализ движения товаров и возникающих при этом расходов;
  • · нацелена на решение задачи по наиболее полному удовлетворению потребностей потребителя.

Широкое распространение компьютерного оборудования и программного обеспечения и средств связи позволило компаниям решать вопросы по организации, учету и контролю движения товарно-материальных ценностей и создавать необходимое информационное обеспечение. Способы решения вопросов, связанных с управлением движением материальных средств для эффективного ведения бизнеса, находятся в сфере логистики.

К сфере деятельности логистики относятся практически все операции, связанные с обеспечением нужд производства и продвижением товара на рынке. На основании данных по маркетинговому исследованию рынка определяется, какой товар, в каком количестве, с какими качествами и в какой ценовой нише требуется на рынке в настоящее время и перспективы изменения на него потребительского спроса. Составляется план производства и реализации товара. Задачей отдела логистики является обеспечить выполнение планов компании по производству и продвижению товара на рынок к потребителю. Решение данной задачи возможно только при надлежащей организации всего процесса.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление закупками, продажами, транспортом, сервисом, складским хозяйством, запасами, кадрами, а также организацию информационных систем. Каждая из перечисленных функций представляет отдельную область управления, имеющую собственное содержание и выражающуюся в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистики заключается в системном подходе к управлению, предполагающем органичную взаимную связь и интеграцию вышеперечисленных областей в единую ресурсопроводящую систему, переход от разрозненной и дублирующей сферы логистической деятельности к оптимизации всех производственно-экономической системы, ориентацию на уменьшение общих затрат по производству и доведению товаров до потребителей.

За рубежом логистику в соединении с маркетингом и менеджментом называют «третьим рычагом оптимизации экономики» и «последним рубежом экономии затрат». Практика показывает, что использование логистики в стране дает серьезные преимущества в конкурентной борьбе, существенно повышает шансы продвижения продукции на внутреннем и внешних рынках.

Предполагается, что развитие логистической системы улучшит мировой рыночный имидж страны, позиции государственного и частного партнерства крупного, среднего и малого бизнеса. С целью формирования в Беларуси логистической инфраструктуры по инициативе премьер-министра С. Сидорского и по заданию правительства специально созданной комиссией при правительстве, Институтом экономики НАН Беларуси была подготовлена Программа развития логистической системы на период до 2015 года. По оценкам Института экономики НАН Беларуси, суммарный грузооборот транспортно-логистических центров общего пользования к 2015 году может составить 25-30 млн. тонн в год. Если удастся реализовать все, что предусмотрено программой, то страна за счет развития логистики получит к 2015 году не менее 20% ВВП .

Для большинства производственных, дистрибьюторских компаний и предприятий розничной торговли логистика составляет значительную часть совокупных накладных расходов.

При этом доля логистических затрат продолжает возрастать в результате усложнения цепей поставок, изменяющейся системы заказов и возрастающих требований к качеству обслуживания.

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей компании содержит оптимизация управления материальными потоками (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Результаты совершенствования логистических процессов

Сфера воздействия

Результат

Внедрение корпоративного стандарта управления

Четкая регламентация деятельности каждого сотрудника

Снижение времени на решение и согласование различных вопросов

Повышение управляемости процессами

Применение современных складских технологий и WMS

Обработка тех же товарных объемов меньшим персоналом

Повышение качества выполнения складских операций

Уменьшение потерь от пересортицы и хищений

Сокращение товарных запасов на складе - увеличение оборачиваемости

Уменьшение складских площадей - затрат на строительство склада

Обработка больших товарных объемов на той же площади склада

Высвобождение финансовых ресурсов, вложенных в товары

Механизация операций при погрузке транспортных средств (ТС)

Обслуживание большего числа ТС при том же доковом оборудовании

Меньшая потребность в доковом оборудовании - затрат при строительстве

Меньше повреждений товара при погрузке/разгрузке ТС

Использование максимальной емкости транспортного средства

Снижение затрат на перевозку единицы товара

Меньшая потребность в транспортных средствах

Повышение эффективности использования ТС

Используя логистический подход, можно решать следующие задачи:

  • 1) при выполнении перевозок:
    • · оптимизировать маршрут движения транспорта;
    • · обеспечить максимальную загрузку транспортного средства;
    • · решить вопрос о выборе вида транспорта при заданных приоритетах (время или стоимость);
  • 2) при выполнении складских операций:
    • · использовать однотипное оборудование;
    • · применить одинаковую тару;
    • · механизировать или автоматизировать работы на складе (погрузка/выгрузка, упаковка, маркировка и др.);
    • · осуществлять подработку товара;
    • · перераспределять материальные потоки;
  • 3) при работе с партнерами:
    • · обеспечить выполнение условий поставок;
    • · своевременно передавать и получать информацию о движении товара;
    • · вести учет по поступлениям и платежам;
    • · снизить уровень товарных запасов.

Логистический подход создает условия для улучшения многих других показателей при движении товара. Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму отдельных эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем интегративных свойств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

Практика выполнения логистических проектов для российских и белорусских производственных и торговых компаний, имеющих филиалы в регионах и планирующих расширение бизнеса за счет увеличения товарооборота и открытия новых торговых объектов, показывает, что руководство компаний подходит к вопросу обоснования возможности реализации разработанных планов несколько поверхностно, а именно:

  • · без глубокого анализа существующих параметров товарных потоков и их географии;
  • · без изучения и планирования транспортной составляющей;
  • · без должной оценки имеющихся складских мощностей;
  • · без изучения сложившейся технологии работы с товарами;
  • · без разработки комплекса мер, позволяющих решать задачи по оптимизации складских и транспортных процессов;
  • · без совершенствования имеющихся ресурсов, операций и управления процессами.

Такой подход обусловлен недостаточностью знаний по логистике у руководителей компаний и отсутствием высококвалифицированных специалистов по логистике в компании. Большинство руководителей имеют определенные знания о логистике, полученные на семинарах и конференциях, обладают дипломами об окончании специализированных курсов, в основном по менеджменту. На этих курсах они получают только основные понятия о логистике, которые отражаются в сформулированных ими концепциях развития компании. Обычно в такой концепции указывается в общих выражениях, что повышение эффективности в компании нужно достигать за счет уменьшения количества операций с товарами, за счет оптимизации логистических операций, но не указано, каким способом, с помощью каких ресурсов и на каких участках это планируется осуществить. Таким образом, формируется стратегия (концепция) развития компании, не подкрепленная разработкой обеспечивающих мероприятий в сфере логистики, управления, финансов и других областях, которые требуют создания механизма ее реализации.

Логистическая концепция разрабатывается на основе общей концепции развития компании. При ее разработке принимаются во внимание направленность развития бизнеса (увеличение товарооборота, расширения географии продаж и т.п.) и рассчитываются потребности в транспортном обеспечении и складской обработке планируемых объемов. Строительство складов является достаточно дорогостоящим, поэтому рассматриваются различные варианты и определяются временные периоды и порядок затрат, которые возникнут при обработке планируемых товарных объемов на ближайшую и дальнюю перспективу.

Проведение аудита существующих у компании складских и транспортных операций позволяет сформулировать выводы и рекомендации о необходимых изменениях с целью улучшения ситуации. Чаще всего это касается не только самих складских и транспортных операций, но и системы управления товародвижением. Аудит системы управления товародвижением позволяет определить, насколько соответствует действующая система управления и организационная структура стоящим перед компанией задачам.

Перестроить структуру управления в соответствии с новыми требованиями оказывается более трудно, чем принять решение построить новый склад или закупить новое дорогостоящее оборудование. Исходя из назначения логистики применительно к бизнесу логистическая стратегия компании должна быть направлена на обеспечение реализации корпоративной стратегии и при этом решать задачи по оптимизации ресурсов компании при управлении материальными и сопутствующими потоками .

Основные задачи, которые необходимо решать для создания условий для ведения успешного бизнеса:

  • · сформировать корпоративный стандарт управления;
  • · разработать логистическую стратегию организации поставок, складских операций и связанных с ними других операций, являющейся составной частью общей стратегии компании;
  • · разрабатывать и реализовывать текущие планы компании по обеспечению производства необходимым сырьем и материалами и по выполнению поставок готовых изделий потребителям;
  • · сформировать и постоянно совершенствовать логистическую цепочку движения товарно-материальных ценностей в рамках выполнения стоящих задач и с учетом перспектив развития деятельности компании;
  • · постоянно искать пути оптимизации бизнес-процессов при продвижении товаров и минимизации расходов при транспортировке и складских операциях. выявлять скрытые резервы компании;
  • · сформировать логистический менеджмент;
  • · использовать современные технологии, программные продукты и соответствующее оборудование.

При проведении логистического аудита проводится изучение и анализ системы управления и движения товарными потоками «как есть». По полученным данным выявляются слабые участки в работе логистического подразделения и разрабатываются возможные способы их улучшения. Примерный перечень объектов изучения и анализа логистической системы предприятия, воздействие на которые отражается на конкурентоспособности предприятия, следующий:

  • 1. Изучение системы управления движением товаров «как есть»:
    • · организационная структура управления логистическими операциями в компании;
    • · взаимодействие логистических подразделений с внутренними и внешними контрагентами;
    • · система учета и документооборота при движении товаров;
    • · информационная система.
  • 2. Анализ движения товаров «как есть» по следующим признакам:
    • · по артикулам и товарным группам;
    • · по весу, габаритам, объему товаров;
    • · по поступлению, хранению и отгрузке товаров;
    • · по сезонам.
  • 3. АВС-анализ товарного ассортимента «как есть»:
    • · по частоте обращения;
    • · по товарному запасу;
    • · по весогабаритным и объемным характеристикам.
  • 4. Анализ обработки транспортных средств на складе «как есть»:
    • · при поступлении от поставщиков;
    • · при отгрузке покупателям.
  • 5. Изучение и анализ складской технологии и системы управления на складе «как есть»:
    • · инфраструктура складской территории и организации движения транспорта;
    • · изучение достаточности входных и выходных ворот склада;
    • · изучение зон и участков склада;
    • · изучение организации движения товарных потоков на складе;
    • · изучение нормативной и регламентирующей документации;
    • · описание основных бизнес-процессов и технологических операций на складе.
  • 6. Изучение системы перевозок между объектами компании и внешними контрагентами.
  • 7. Подготовка выводов и предложений по совершенствованию логистической системы предприятия.

В таблице 1.2 приведена последовательность выполнения работ и какие подразделения принимают участие при разработке общей концепции развития организации и логистической стратегии.

Таблица 1.2 - Последовательность разработки концепции развития организации

Подразделение

Анализ деятельности организации по результатам продаж за предыдущие периоды и финансовых результатов

Маркетинг

Планирование объемов продаж на будущие периоды на основании полученного тренда и данных маркетинговых исследований. Формирование ассортимента

Определение географии и объемов продаж по торговым точкам

Формирование концепции (стратегии) развития организации на планируемый период

Руководство организации

Определение основных товарных потоков по цепочке «Поставщик - Склад - Покупатель» и основных видов транспортировки

Логистика

Определение основных операций с товарами и порядка доставки товаров покупателям

Определение потребности в инфраструктуре, оборудовании и персонале для обслуживания планируемых товарных потоков

Корректировка товарных объемов и потоков по результатам расчета потребности в инфраструктуре, оборудовании и персонале

Руководство

Маркетинг

Окончательное формирование товарных потоков, складской и транспортной системы - логистической стратегии

Логистика

Корректировка концепции (стратегии) развития организации на планируемый период

Руководство организации

В связи с присутствием в настоящее время практически всех видов товаров в любом населенном пункте России и Беларуси (и не от одного, а от нескольких производителей) вопрос освоения новых рынков для предприятия может быть решен только за счет имеющихся у него преимуществ:

  • · наличия более совершенной и менее затратной логистической технологии по сравнению с конкурентами на местном рынке;
  • · предоставления сопутствующих услуг клиентам более высокого качества или новых услуг, отсутствующих у конкурентов;
  • · наличия достаточных финансовых ресурсов для продвижения товара на местном рынке и создания условий для ввода в строй новых торговых и иных объектов, обеспечивающих продажи товаров, в течение определенного времени.
  • · лидерством по издержкам (когда компания имеет существенное преимущество по затратам по сравнению с конкурентами);
  • · наличием дифференциации (когда компания предлагает уникальные товар или услугу, отсутствующую у конкурентов) .

Рассмотрим наиболее известные способы получения конкурентных преимуществ за счет использования некоторых используемых в бизнесе логистических стратегий (таблица 1.3).

Таблица 1.3 - Логистические стратегии

Вид стратегии

Способы реализации стратегии

Стратегия минимизации общих логистических издержек

Сокращение (оптимизация) операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях.

Оптимизация уровней запасов в логистической систем.

Выбор оптимальных вариантов «складирование - транспортировка» (переключение с одной логистической функции на альтернативную).

Оптимизация решений в отдельных функциональных областях и (или) логистических функциях по критерию минимума логистических издержек.

Использование 3PL-подхода и т.п.

Стратегия улучшения качества логистического сервиса

Улучшение качества выполнения логистических операций и функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.).

Логистическая поддержка пред- и послепродажного сервиса.

Логистический сервис с добавленной стоимостью.

Использование логистических технологий поддержки функционального жизненного цикла продукта.

Создание системы управления качеством логистического сервиса.

Сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами.

Использование процедуры бенчмаркинга и т.д.

Стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру

Оптимизация конфигурации логистической сети.

Прямая доставка товаров потребителям, минуя складирование.

Использование складов общего пользования.

Использование логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке.

Использование логистической технологии «точно в срок» (JIT).

Оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др.

Стратегия логистического аутсорсинга

Решение «производить или покупать».

Сосредоточение компании на своих ключевых компетенциях, поиск и 3PL-подход для выполнения не ключевых функций.

Оптимизация выбора источников внешних ресурсов.

Оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры.

Использование инвестиций и инноваций поставщиков.

Оптимизация количества логистических посредников и закрепляемых за ними функций.

При выборе одной из перечисленных в таблице 1.3 стратегий необходимо принимать во внимание, что управление основывается на учете не одного, а нескольких факторов. Многофакторность - это сущность логистического процесса. При попытке решить задачу с учетом только одного фактора другие составляющие логистической системы существенно ограничат возможности организации или ухудшат планируемые результаты по остальным показателям. Так, решая задачу по минимизации логистических издержек, можно существенно снизить качество обработки товаров и обслуживания клиентов, что может привести к потере конкурентоспособности на рынке. При использовании стратегии минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру можно получить существенное увеличение транспортных затрат, которые являются постоянными и регулярными для организации и величина которых негативно повлияет на ее доходность и, соответственно, на ее позиции на рынке.

Логистические концепции. Рассмотрим основные характеристики используемых логистических концепций для решения стоящих перед организациями задач.

Концепция Just in Time (JIT). Если производственное расписание задано, то можно организовать движение материальных потоков так, что все материалы и компоненты будут поступать в нужном количестве в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки. В таком случае не нужны запасы материальных ресурсов. Таким образом, основная задача - координация снабжения с производственным менеджментом, или синхронизация потребностей в материальных ресурсах с потоком материальных ресурсов.

JIT характеризуется:

  • · минимальными (в идеале нулевыми) запасами;
  • · короткими логистическими цепями;
  • · небольшими объемами производства и пополнения запасов»;
  • · взаимоотношением по закупкам с небольшим количеством надежных поставщиков;
  • · эффективной информационной поддержкой;
  • · высоким качеством ГП и логистического сервиса.

Запасы «вытягиваются» по каналам физического распределения от поставщиков. Заказ на пополнение запаса возникает только тогда, когда количество материальных ресурсов в подразделении достигает критической величины. Фактически производство обеспечивается материальными ресурсами только на выполнение одного заказа.

В таком случае необходимость складов отпадает, но критичными становятся качество информационных систем, точное предсказание спроса, качество поставок. Поставщики становятся партнерами в бизнесе и могут даже интегрироваться в компанию-потребителя их продукции. Очень важна территориальная близость поставщиков.

Концепция Materials Requirements Planning (MRP). Цели MRP-систем:

удовлетворение потребности в материалах, компонентах и комплектующих для планирования производства и доставки потребителю;

поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции;

планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей система обеспечивает поток плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.

Ядром MRP-системы является программный комплекс, который и проводит все расчеты и анализ по определенным алгоритмам на основании базы данных о материальных ресурсах и их запасах и на основании производственного расписания. На выходе программный комплекс дает набор документов, в том числе схемы доставки материальных ресурсов по подразделениям, объемы и сроки поставок.

Затем, собственно, все планы реализуются. Таким образом, MRP-система как бы запланировано «проталкивает» материальные ресурсы по подразделениям. При сбоях или изменениях производственной программы приходится планировать все заново.

Основные недостатки MRP-систем:

значительный объем вычислений и предварительной обработки данных;

возрастание логистических затрат на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы еще больше уменьшить запасы материальных ресурсов или перейти на работу с малыми заказами с высокой частотой их выполнения;

нечувствительность к кратковременным изменениям спроса;

большое количество отказов из-за большой размерности системы и ее комплексности.

К этому списку прибавляются общие недостатки всех толкающих систем: недостаточно точное отслеживание спроса и обязательное наличие страховых запасов. Наличие страховых запасов, с одной стороны, замораживает оборотные средства, но с другой - дает системе большую, чем у JIT, устойчивость при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков. Для толкающих систем характерно наличие жестко заданного производственного расписания.

MRP-системы используются, как правило, когда спрос на материальные ресурсы сильно зависит от спроса потребителя на готовую продукцию, или когда надо работать с большой номенклатурой материальных ресурсов. Вообще, MRP-системы предпочтительнее JIT тогда, когда имеется достаточно длинный производственный цикл.

Наличие недостатков в MRP-системах повлекло за собой создание систем MRP II, обладающих большей гибкостью планирования, лучшей организацией поставок и лучшей реакцией на изменения спроса. Важное место в MRP II занимают блоки прогнозирования спроса, размещения заказов и управления запасами.

Концепция Lean Production. По существу, является развитием подхода Just in Time и включает в себя такие элементы, как системы Kanban и MRP.

Основные цели Lean Production в плане логистики:

высокие стандарты качества продукции;

низкие производственные издержки;

быстрое реагирование на потребительский спрос;

короткое время переналадки оборудования.

Ключевыми элементами реализации логистических целей при использовании являются:

уменьшение подготовительно-заключительного времени;

маленькие размеры партий производимой продукции;

короткое основное производственное время;

контроль качества всех процессов;

общее продуктивное обеспечение (поддержка);

партнерство с надежными поставщиками;

эластичные потоковые процессы;

«тянущая» информационная система. Ограничения на поставщиков в концепции Lean Production:

доставка материальных ресурсов должна осуществляться в соответствии с технологией JIT;

материальные ресурсы должны отвечать всем требованиям стандартов качества;

* входной контроль материальных ресурсов должен быть исключен;

цены на материальные ресурсы должны быть как можно ниже, из расчета длительных хозяйственных связей по поставкам материальных ресурсов, но цены не должны превалировать над качеством материальных ресурсов и доставки их потребителю;

продавцы материальных ресурсов должны предварительно согласовывать возникающие перед ними проблемы и трудности с потребителем;

продавцы должны сопровождать поставки материальных ресурсов документацией (сертификатами), подтверждающей контроль качества их изготовления, или документацией по организации такого контроля у фирмы-производителя;

продавцы должны помогать покупателю в проведении экспертиз или адаптации технологий к новым модификациям материальных ресурсов;

материальные ресурсы должны сопровождаться соответствующими входными и выходными спецификациями.

Большое значение для реализации концепции Lean Production во внутрипроизводственной логистической сети имеет всеобщий контроль качества на всех уровнях производственного цикла. Как правило, большинство западных фирм использует при контроле качества своей продукции концепцию TQM и серию стандартов системы управления качеством ISO 9000.

Концепция Manufacturing Resource Planning (MRP II). MRP II Standart System содержит описание 16 групп функций системы:

  • 1. Sales and Operation Planning (планирование продаж и производства);
  • 2. Demand Management (управление спросом);
  • 3. Master Production Scheduling (составление плана производства);
  • 4. Material Requirement Planning (планирование материальных потребностей);
  • 5. Bill of Materials (спецификации продуктов);
  • 6. Inventory Transaction Subsystem (управление складом);
  • 7. Scheduled Receipts Subsystem (плановые поставки);
  • 8. Shop Flow Control (управление на уровне производственного цеха);
  • 9. Capacity Requirement Planning (планирование производственных мощностей);
  • 10. Input/output Control (контроль входа/выхода);
  • 11. Purchasing (материально-техническое снабжение);
  • 12. Distribution Resourse Planning (планирование ресурсов распределения);
  • 13. Tooling Planning and Control (планирование и контроль производственных операций);
  • 14. Financial Planning (управление финансами);
  • 15. Simulation (моделирование);
  • 16. Performance Measurement (оценка результатов деятельности).

Задачей информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потока материалов (сырья), полуфабрикатов (в том числе находящихся в производстве) и готовых изделий. Система класса MRP II имеет целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и дистрибьюция, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства и т. д.

Результаты использования интегрированных систем стандарта MRP II:

  • · получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия как в целом, так и с полной детализацией по отдельный заказам, видам ресурсов, выполнению планов;
  • · долгосрочное, оперативное и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;
  • · решение задач оптимизации производственных и материальных потоков;
  • · реальное сокращение материальных ресурсов на складах;
  • · планирование и контроль за всем циклом производства с возможностью влияния на него в целях достижения оптимальной эффективности в использовании производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;
  • · автоматизация работ договорного отдела с полным контролем за платежами, отгрузкой продукции и сроками выполнения договорных обязательств;
  • · финансовое отражение деятельности предприятия в целом;
  • · значительное сокращение непроизводственных затрат;
  • · защита инвестиций, произведенных в информационные технологии;
  • · возможность поэтапного внедрения системы, с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия.

В основу MRP II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и (или) какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того, эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня. Если результаты плана нереалистичны, то этот план или планы высшего уровня должны быть пересмотрены. Таким образом, можно проводить координацию спроса и предложения ресурсов на определенном уровне планирования и ресурсов на высших уровнях планирования.

Концепция Enterprise Resource Planning (ERP). Система управления предприятием, соответствующая концепции ERP, должна включать:

  • · управление цепочкой поставок (Supply Chain Management - SCM, ранее - Distribution Resource Planning - DRP);
  • · усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling - APS);
  • · модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation - SFA);
  • · автономный модуль, отвечающий за конфигурирование (Stand Alone Configuration Engine - SCE);
  • · окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning - FRP);
  • · интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence - BI);
  • · модуль электронной коммерции (Electronic Commerce - EC);
  • · Управление данными об изделии (Product Data Management - PDM).

Главная задача ERP-системы - добиться оптимизации (по времени и ресурсам) всех перечисленных процессов.

Довольно часто вся присущая концепции ERP совокупность задач реализуется не одной интегрированной системой, а некоторым комплектом программного обеспечения. В основе такого комплекта, как правило, лежит базовый ERP-пакет, к которому через соответствующие интерфейсы подключены специализированные продукты третьих фирм (отвечающие за электронную коммерцию, за OLAP, за автоматизацию продаж и др.).

ERP связывает выполнение основных операций и обеспечивает повторяемый набор правил и процедур. Обработка заказов связана с планированием производства, и плановые потребности автоматически передаются к процессу закупки и обратно. Стоимость продукции и финансовый учет автоматически изменяются, а критическая информация об операциях, прибыльности продукции, результатах деятельности подразделений и т. д. становятся доступны в реальном времени. Устанавливается систематическая, измеряемая методология. После внедрения такой методологии бизнеса процесс его улучшения может быть определен, выполнен и повторен на предсказуемой основе.

Концепция Customer Synchronized Resource Planning (CSRP). Задача CSRP - синхронизировать покупателя с внутренним планированием и производством

CSRP использует интегрированную функциональность ERP и перенаправляет производственное планирование от производства далее, к покупателю. CSRP предоставляет действенные методы и приложения для создания продуктов с повышенной ценностью для покупателя.

Для внедрения CSRP необходимо:

оптимизировать производственную деятельность (операции), построив эффективную производственную инфраструктуру на основе методологии и инструментария ERP;

интегрировать покупателя и сфокусированные на покупателе подразделения организации, с основными планирующими и производственными подразделениями;

внедрить открытые технологии, чтобы создать технологическую инфраструктуру, которая может поддерживать интеграцию покупателей, поставщиков и приложений управления производством.

Покупательская информация существует в подразделениях из четырех основных функциональных областей:

Продажа и маркетинг;

Обслуживание покупателей;

Техническое обслуживание;

Исследование и разработка.

Каждое из этих подразделений проводит значительное время, взаимодействуя с покупателем. Но в большинстве традиционных организаций эти подразделения тратят мало времени на взаимодействие с плановыми или производственными отделами. CSRP интегрирует деятельность предприятия, ориентированную на покупателе, в центр системы управления бизнесом.

CSRP устанавливает методологию ведения бизнеса, основанную на текущей информации о покупателе, и сдвигает фокус предприятия с планирования от потребностей производства к планированию от заказов покупателей.

Деятельность по производственному планированию не просто расширяется, а удаляется и заменяется запросами покупателей, переданными из подразделений организации, ориентированных на работу с покупателями.

Непосредственная интеграция с информацией о конфигурации заказов позволяет производственным подразделениям увеличить целостность процесса планирования путем снижения количества повторной работы и снижения числа перерывов из-за наплыва заказов. Усовершенствование производственного планирования дает возможность обеспечить лучшую оценку сроков поставок и улучшить поставку вовремя. Производственное планирование теперь позволяет оптимизировать операции на основе действительных покупательских заказов, а не на прогнозах или оценках.

С доступом в реальном времени к точной информации о заказах покупателей, подразделения планирования могут динамически изменять группирование работ, последовательность исполнения заказов покупателей, приобретения и заключения субконтрактов с целью улучшения обслуживания покупателей и снижения стоимости. Требования покупателей к продукту могут передаваться непосредственно от покупателя к субконтрактору или поставщику, устраняя ошибки и задержки, которые встречаются при трансляции заказов покупателей в заказы на покупку. Изменения в заказе покупателя могут приводить к автоматическим изменениям в заказах поставщикам, уменьшая количество повторной работы и задержки. Качество продуктов и правильность заказа основных комплектующих могут быть значительно улучшены, а также уменьшены циклы их доставки.

Выгоды успешного применения CSRP - это повышение качества товаров, снижение времени поставки, повышение ценности продуктов для покупателя и т.д., а в результате этого снижение производственных издержек, но что более важно - это создание инфраструктуры, приспособленной для создания продуктов, удовлетворяющих потребности покупателя, улучшение обратной связи с покупателями и обеспечение лучших услуг для покупателей. Это не эффективность производства, которая будет обеспечивать временные конкурентные преимущества, скорее, это способность создавать продукты, удовлетворяющие потребности покупателя, и лучший сервис.

Вышеуказанные концепции (технологии) используются в основном производственными компаниями.

Совершенствование логистической инфраструктуры - способ повышения конкурентоспособности компании. Количество, размеры и географическое расположение мощностей, используемых в логистике, непосредственно влияют на уровень и издержки обслуживания потребителей. Компания, имеющая наиболее совершенную структуру обслуживания товарного потока, как правило, обладает определенным конкурентным преимуществом при прочих равных условиях, так как удельные затраты на обслуживание движения товаров будут ниже, чем у конкурентов.

Для производственных предприятий, использующих в больших объемах сырье, характерно тяготение к источникам сырья. Например, промышленные предприятия в Японии размещаются в основном вблизи от побережья, так как почти все сырье поступает морем. Для обрабатывающих предприятий характерно тяготение к району потребления их продукции. Однако следует принимать во внимание, что географический фактор не является единственным определяющим фактором. На выбор места размещения производства влияют и другие факторы: наличие квалифицированных кадров, возможности энергоснабжения и др.

Для торговых организаций характерно размещение вблизи от покупателей, т.е. в населенных пунктах. Однако наличие десятков, а то и сотен поставщиков, а также сети филиалов в различных регионах требует продуманного размещения распределительных центров, осуществляющих перераспределение товарных потоков по разным регионам, и дистрибьюторских складов, обслуживающих торговые точки в отдельном населенном пункте. Это особенно важно при формировании торговой сети в регионах России, расположенных на значительном расстоянии, как от места нахождения головной компании, так и друг от друга.

К числу типичных объектов логистической инфраструктуры относятся производственные предприятия, склады распределительные и дистрибьюторские, погрузочно-разгрузочные терминалы и магазины розничной торговли. Определение необходимого количества объектов каждого типа, их географического местоположения и хозяйственных функций составляет существенный элемент всей деятельности по формированию (проектированию) логистической инфраструктуры.

Проектирование и последующее совершенствование инфраструктурной сети - первейшая обязанность логистических менеджеров, ибо эта сеть обеспечивает доставку продуктов и материалов потребителям. В особых случаях операции по проектированию или совершенствованию логистической инфраструктуры в таких компаниях может быть передано сторонним специалистам, оказывающим соответствующие услуги. Вне зависимости от того, кто реально выполняет эту работу, все инфраструктурные подразделения должны рассматриваться в процессе управления как интегрированные элементы логистической системы компании.

Приступая к формированию логистической инфраструктуры, необходимо определить количество и местоположение каждого типа подразделений (объектов), нужных для исполнения функций логистики. Кроме того, надо установить, сколько и каких запасов следует держать на каждом объекте и где размещать заказы клиентов на поставку. Инфраструктура образует каркас, на котором строится система логистики и ее работа. В силу этого инфраструктурная сеть включает в себя информационные и транспортные объекты. Отдельные функции, такие как обработка заказов клиентов, управление запасами или грузопереработка, осуществляются в рамках логистической инфраструктуры.

Важность постоянной модификации инфраструктуры логистики для приспособления к изменениям спроса и предложения невозможно переоценить. В динамичной конкурентной среде ассортимент продукции, условия поставок и производственные потребности непрерывно меняются. Конечно, единовременно сменить местоположение всех инфраструктурных подразделений логистики - дело немыслимое, но существует масса возможностей перемещения и реорганизации отдельных объектов. Время от времени следует давать оценку всем объектам, для того чтобы определить, удачно ли они размещены. Выбор компанией наилучшего расположения инфраструктурной сети может стать для нее первым шагом к обретению конкурентных преимуществ. Эффективность логистики напрямую зависит от инфраструктуры.

К основным объектам логистической инфраструктуры производственной компании относятся склад материалов и склад готовой продукции, расположенные в одном здании с производством или недалеко от него, а также подразделения, предназначенные для размещения собственных транспортных средств.

Для проведения мониторинга эффективности существующей логистической инфраструктуры организации изучение только материальных объектов инфраструктуры (складов, производств, транспортных хозяйств), их мощности, производительности осуществляемых в них операций является недостаточным. К объектам логистической инфраструктуры для получения более полного представления об имеющихся параметрах инфраструктуры и о возможном их изменении следует отнести транспортную составляющую (перевозки) как объект логистической инфраструктуры.

Таким образом, совершенствование логистической инфраструктуры означает нахождение оптимального соотношения наличия складских объектов в определенных географических пунктах и возникающих при этом объемов перевозок по суммарным затратным составляющим совокупного товарного потока (транспортировки и складской обработки), проходящего по всей цепочки от поставщика до конечного потребителя.

Таким образом, по итогам первой главы можно сделать следующие выводы.

Актуальность логистики обусловлена широкими потенциальными возможностями повышения оперативности материально-технического обеспечения сырьевыми ресурсами и сбыта промежуточной и готовой продукции с использование комплекса взаимосвязанных методов для совершенствования логистического направления производственно-хозяйственной и экономической деятельности организации.

В логистике, которая в качестве объекта управления рассматривает материальные потоки, категории «поток» и «запас» являются фундаментальными, системообразующими как в представлении системы объекта, так и в системе знаний об объекте.

Внутри логистической системы роль различных потоков в конечном результате неодинакова. Основные потоки направлены на достижение основной, главной цели деятельности системы. Вспомогательные потоки призваны создать условия для реализации как основных, так и дополнительных потоков. Дополнительные потоки формируются для выполнения видов деятельности, не являющихся основными, но осуществляемых в рамках промышленного предприятия.

Целевая ориентация промышленной логистики заключается в оптимизации обмена и распределения материально-технических ресурсов и соответствующих им коммуникаций между структурами взаимодействующих предприятий и внутри их, обеспечивающей достижения общефирменных целей при наиболее рациональном использовании ресурсов предприятий.

Эффективность промышленной логистики обеспечивается за счет единства информационной, кадровой, организационной, экономической и других составляющих.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения товарно-материальных ценностей. По данным Европейской промышленной ассоциации, сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. По данным Промышленной ассоциации США, снижение запасов происходит в пределах 30-50%.

Такая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

  • · расходы на содержание запасов в общей структуре издержек на логистику составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи и кражи товаров;
  • · большая часть оборотного капитала компании отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов компании);
  • · расходы на содержание запасов в производстве составляют до 25-30% от общего объема издержек.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товара по логистической цепочке. В России затраты на движение товара по цепи поставок составляют около 25-30% цены товара, в то время как в Германии - 9-10%, а в Великобритании - 8%. Затраты времени на собственно изготовление товара составляет в среднем от 2 до 5%. Остальные 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличив прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

В современном мире логистика представляет собой науку об управлении потоками, цель которой заключается в оптимизации их движения. При этом под потоком понимается совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое и существующая в течение некоторого интервала времени. В свою очередь потоки бывают материальными (они являются основным объектом управления в логистике) и нематериальными. Чаще всего управляющие воздействия направлены на оптимизацию товарных, транспортных, информационных, кадровых, миграционных и финансовых потоков. Основными параметрами, характеризующими поток , являются: начальный и конечный пункты, траектория и длина пути , скорость, интенсивность и время движения, промежуточные пункты.

В логистике сегодня выделяют следующие основные направления исследования: информационная логистика, закупочная (снабженческая) логистика, логистика производственных процессов (производственная логистика), сбытовая (распределительная) логистика, логистика запасов, логистика складирования (складская логистика), транспортная логистика, экономико-математические методы и модели в логистике, проектирование логистических систем, экономические основы логистики, международная логистика и управление в логистических системах.

В данной главе рассмотрены особенности развития современной международной логистики и ее роль как фактора повышения конкурентоспособности компаний в международном бизнесе.

15.1. Национальная и международная логистика

Логистика в международном бизнесе (международная логистика) - это планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материального, финансового, информационного и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени. Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях организации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне ограничено прежде всего границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепочками. Логистические системы здесь функционируют в соответствии с национальным законодательством.

Основными участниками процесса международной логистики являются поставщик экспортера, экспортер товаров и (или) услуг, посредническая компания (например, перевозчик товаров), импортер товаров и (или) услуг; конечный потребитель товаров и (или) услуг. Причем конечный потребитель и импортер могут быть одним лицом, экспортер и поставщик экспортера также могут быть одним и тем же лицом, но могут участвовать дополнительно и посредники на любом этапе логистической цепочки от точки возникновения товара и (или) услуг до конечного потребителя.

Роль поставщика экспортера заключается в поставке товаров и (или) услуг экспортеру. Количество поставщиков экспортера может быть любым в зависимости от ассортимента товаров и (или) услуг и политики, проводимой экспортером по отношению к своим поставщикам. Экспортер товаров и (или) услуг получает товары от своего поставщика (или поставщиков) и поставляет их импортеру. На этом этапе экспортер может привлечь посредников так же, как и на этапе поставки товаров и (или) услуг импортеру. В роли посредников могут быть перевозчики товаров и другие компании, предоставляющие различные услуги. Роль перевозчика товаров заключается в доставке груза из одного пункта в другой в соответствии с условиями договора перевозки.

Страхование перевозимой продукции проводит специализированная страховая компания. Импортер в соответствии с условиями международного договора получает поставляемый товар и (или) услуги и осуществляет платеж экспортеру, обязанности по организации страхования и перевозке поставляемого товара могут лежать как на импортере, так и на экспортере в зависимости от договоренности. Конечный потребитель товаров и (или) услуг может быть импортером или любым юридическим или физическим лицом, не имеющим выхода на мировой рынок данного вида товаров и (или) услуг. В последнем случае между импортером и конечным потребителем может работать любое количество посреднических организаций. Выбор окончательного варианта внешнеторговой логистической цепочки остается за логистическим менеджером.

Из многообразия задач, стоящих перед логистикой в международном бизнесе, выделим основные:

  • оптимизация процесса ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг;
  • выбор оптимального количества закупаемых товаров и услуг;
  • обеспечение оптимального уровня качества продукции и услуг;
  • определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке;
  • выбор между доставкой с организацией промежуточного складирования или без промежуточного складирования;
  • определение оптимального уровня логистического сервиса;
  • выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг;
  • организация работы зарубежных филиалов компании;
  • анализ международной конкурентной среды и получение конкурентных преимуществ.

Современные подходы к оптимизации процесса ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг базируются:

  • на усилении централизации в складировании, которая проявляется в уменьшении количества складов;
  • на более широком привлечении аутсорсинговых компаний по предоставлению логистических услуг;
  • на продолжающемся расширении применения в деятельности компаний микрологистической концепции "точно в срок" (just-in-time) и связанным с этим сокращением запасов.

В частности, в начале XXI в. компания Lucent Technologies внесла изменения в построение своих цепей поставок, передав значительную часть логистических функций аутсорсинговым компаниям, сократив число собственных складов с 300 до 54 и уменьшив собственные запасы с 8 млрд. дол. до 0,8 млрд.

В результате проведенных исследований в европейских странах было выявлено, что доля логистических издержек в общем объеме издержек на промышленную продукцию сократилась с 14,3% в 1987 г. до 6,8% в 2003 г. (табл. 15.1)

Источник: Global Economic Prospects 2005: Trade, Regionalism, and Development . Washington: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank , 2005.

Выбор оптимального количества закупаемых товаров (сырья, комплектующих и т.д.) - Ко, в случае если они расходуются равномерно в течение рассматриваемого периода времени, может быть определен по формуле Уилсона

где Сз - стоимость заказа одной партии товара (дол.);
П - потребность в товарах в течение рассматриваемого периода времени (шт.);
И - издержки хранения единицы товара в течение рассматриваемого периода (дол.).

А вот оптимальное число заказов товара в течение рассматриваемого периода (Ч) вычислим по формуле


При этом оптимальные переменные издержки за хранение запасов (Ио) в течение рассматриваемого периода вычислим по следующей формуле:


Определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке необходимо для выработки стратегии поведения компании и получения конкурентных преимуществ. Выбор между доставкой и организацией складирования или доставкой без промежуточного складирования основан на анализе логистических издержек. Для определения оптимального уровня логистического сервиса необходимо проанализировать: сервисное обслуживание продукции, сервис удовлетворения потребительского спроса, сервис оказания производственных услуг, сервис послепродажного обслуживания, сервис финансового и информационного обслуживания.

Выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг особенно необходим в современных условиях ускорения научно-технического прогресса (НТП), повышения концентрации капиталов и научных достижений. Организация работы зарубежных филиалов бывает более выгодной в случае высоких таможенных пошлин или других препятствий при пересечении национальных границ. Кроме того, организация производства на зарубежных рынках дает возможность быть ближе к потребителю и увеличить долю компании на конкретном рынке товаров или услуг. Анализ международной конкурентной среды и получение конкурентных преимуществ является неотъемлемой частью деятельности компании на мировом рынке.

Компании, применяющие принципы международной логистики, проходят несколько стадий в процессе своего развития.

Для стадии 1 характерно отсутствие связи компании с мировым рынком. Национальная компания контактирует с посредником, проводящим все необходимые внешнеторговые операции . При этом сокращается прибыль отечественной компании и отсутствует возможность осуществления логистической деятельности на международном уровне.

На стадии 2 компания осуществляет международные операции , но пользуется услугами посредников на экспортных рынках. Компания увеличивает прибыль за счет осуществления логистики в международном бизнесе, но недостаточно восприимчива к особенностям того рынка, куда осуществляется экспорт продукции.

Стадия 3 характеризуется самостоятельной работой компании-экспортера на рынке страны, куда поставляется продукция. Однако здесь используются формы и методы работы, характерные для материнской компании без учета национальных особенностей.

На стадии 4 компания на зарубежном рынке привлекает местных менеджеров и даже использует местные методы организации работы, но оценка деятельности производится в соответствии с критериями материнской компании.

Для последней стадии - стадии 5 - характерно создание региональных штаб-квартир в определенной географической зоне для организации деятельности на основе международной логистики с использованием взаимного обмена знаниями и проведением самостоятельной хозяйственной политики.

Одной из получивших широкое распространение форм применения международной логистики в деятельности транснациональных компаний (ТНК) стала замена экспорта товаров из страны базирования материнской компании на производство в филиалах предприятиях, расположенных в зарубежных странах, с последующей реализацией там же или в третьих странах. Данные процессы были вызваны возможностями использования рабочей силы с более низкой зарплатой, меньшими налогами, желанием обойти таможенные или другие законодательные барьеры, возможностью приближения к конечному потребителю и т.д.

Различают три основных вида организации зарубежных филиалов ( foreign affiliates) ТНК: отделение ( division , branch ), дочерняя компания (англ. subsidiary) и ассоциированная компания (associated company). Отделение регистрируется за рубежом, но полностью принадлежит родительской фирме и не является юридическим лицом. Дочерняя компания регистрируется за рубежом, является юридическим лицом, но контроль над ней осуществляет родительская фирма , которая обладает основной частью акций дочерней компании (более 50%) или же всем ее капиталом. Ассоциированная компания находится под влиянием родительской фирмы, так как той принадлежит существенная (до 50%) часть акций.

Еще одним из новых подходов в деятельности ТНК стало использование специалистов из стран базирования заграничных филиалов ТНК, что связано с повышением самостоятельности последних, использованием работников, лучше знающих национальные особенности страны, децентрализацией управления в ТНК, которая идет сегодня по двум основным направлениям:

  • через распределение полномочий между филиалами ТНК по географическому признаку, когда в отдельном регионе или стране создается штаб, принимающий все необходимые решения в рамках, определенных головной компанией (данный подход наиболее характерен для ТНК, производящих в основном небольшой ассортимент продукции, например, Singer, Nestle и др.);
  • через распределение полномочий между подразделениями ТНК, каждое из которых осуществляет управление отдельным видом продукции независимо от географического базирования (такой подход чаще используют компании, выпускающие широкий ассортимент продукции, например, General Electric и др.).

ТНК, создавая заграничные филиалы, тем самым изменяют и сам характер используемых методов осуществления логистики в международном бизнесе. Их ведущая роль в формировании форм и методов применения международной логистики определяется главенствующей ролью в мировой торговле и производстве и тем, что в них сосредоточена значительная часть научно-технических достижений и опыта промышленно развитых стран.

Публикации по теме