Мероприятия по предупреждению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков. По пресечению массовых беспорядков

Арипов Э.А., адъюнкт Академии управления МВД России.

Происходящие в стране масштабные реформы и процессы расширения демократии сопровождаются ростом политической активности людей и расширением форм выражения индивидуального, коллективного и массового мнения граждан по тем или иным вопросам общественной жизни. Все это выдвигает перед государственными органами новые задачи, связанные с учетом мнения общественности с одновременным обеспечением безопасности граждан и правопорядка.

Современное российское общество несет огромные потери от криминальных проявлений в ходе социально-политических, экономических, национальных, религиозных конфликтов. Снижается общий уровень правовой культуры населения.

Общее осложнение криминогенной обстановки происходит в значительной мере за счет распространения таких преступных проявлений, как массовые беспорядки, групповые нарушения общественного порядка, сопровождающиеся различными криминальными посягательствами, религиозный экстремизм, разжигание национальной розни. Порождаемые объективными условиями жизни общества, они содержат в себе немалый разрушительный потенциал и нарушают нормы не только общественного порядка, но и являются угрозой для национальной безопасности, посягают на нормальную деятельность государственного аппарата, дестабилизируют в целом обстановку в стране. Это во многом связано с кризисом в экономической, политической сфере, распадом либо значительным ослаблением традиционных социальных институтов (семья, школа, вуз), нравственных ценностей. Значительная доля ответственности за превенцию указанных деяний лежит на государственных органах всех уровней, которые обязаны выступать гарантом спокойствия и правопорядка в обществе, но не должным образом выполняют данную функцию.

Начиная с 1987 г. на территории бывшего Союза ССР статистикой отмечается заметное увеличение числа случаев возникновения массовых беспорядков. Для России как многонационального федеративного государства с многочисленными кризисными явлениями проблема предупреждения массовых беспорядков весьма актуальна. При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что усиливается психологическая готовность части населения к разрешению социальных противоречий насильственными незаконными действиями, методами, в том числе вызывающими столкновения с правоохранительными органами. Не секрет также, что массовые беспорядки при всем внешне стихийном их развитии представляют заранее спланированные, скоординированные действия с четким ролевым участием. Криминальные действия большого количества людей (толпы) отличаются, как правило, агрессивностью, сильным взаимовлиянием, накалом эмоций, активным использованием таких ситуаций преступным элементом. Можно утверждать, что толпа (исходя из законов ее психологии) возбуждает, поддерживает и активизирует антиобщественное поведение, в ней действует эффект отрицательного психического заражения и люди становятся все более несдержанными. Чтобы умело бороться, необходимо знать механизмы, объединяющие толпу, чтобы выработать антимеры, позволяющие нейтрализовать действия такой толпы.

Массовые беспорядки, представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста и представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций.

Таким образом, массовые беспорядки - это деяния, совершаемые большим количеством людей, выражающие протест против общественной безопасности и общественного порядка, сопровождающиеся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Характерная особенность массовых беспорядков состоит в их политизации и в том, что они могут быть спровоцированы экстремистки настроенными элементами и использованы ими в борьбе за власть.

Одним из условий эффективности предупреждения массовых беспорядков является комплексный подход к решению этой проблемы, заключающийся в единстве общесоциального, криминологического, охранительного и уголовно-правового предупреждений, т.е. в работе всей системы предупредительного воздействия. Реализация этого подхода на практике затрудняется тем обстоятельством, что весьма трудно определить границы указанных видов профилактики. Сложная социально-правовая природа массовых беспорядков исключает возможность абсолютно четкого разделения их превенции на изолированные участки деятельности.

В системе методов и средств борьбы с массовыми беспорядками важное место занимает использование соответствующих уголовно-правовых норм и институтов. Своевременное их применение способно уменьшить численность потенциальных субъектов данных эксцессов путем удержания от участия в них лиц, способных в силу своих криминальных ориентаций нарушить уголовно-правовой запрет. В конечном счете это приводит к снижению тяжести последствий массовых беспорядков, а в некоторых случаях и к их предотвращению.

В соответствии со ст. 2 УК РФ одной из задач действующего уголовного закона является предупреждение преступлений (предупредительная функция). Она заключается в предупреждении совершения новых преступлений лицами, совершившими преступления, путем применения к ним наказания и других принудительных мер (частная превенция) и предупреждении совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового запрета и угрозы наказания (общая превенция). В связи с этим основным содержанием предупреждения преступлений с использованием норм уголовного закона, по мнению некоторых авторов, выступает устрашение карой. Кроме того, они справедливо полагают, что функциями уголовно-правовой профилактики являются лишение или ограничение физической возможности совершить преступление; исправление с помощью кары; недопущение более тяжких преступлений посредством установления ответственности за деяния, создающие условия для их совершения; устранение некоторых факторов отрицательного воздействия (в основном на несовершеннолетних); развитие активности граждан в борьбе с преступностью; стимулирование лиц с антиобщественной социальной установкой к добровольному отказу от совершения преступлений, к деятельному раскаянию; способствование реализации принципа неотвратимости ответственности <1>.

<1> См.: Устинов В.С. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика: Учебное пособие. М., 1983. С. 45; Саркисова Э.А. Уголовно-правовые средства предупреждения преступлений. Минск, 1975. С. 143.

Профилактические возможности отмеченных функций реализуются как путем законодательного определения системы уголовно-правовых средств, так и через правоприменительную практику. Результатами уголовно-правового предупреждения здесь выступают устранение, нейтрализация, локализация соответствующих криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений.

Эти цели достигаются проведением комплекса взаимоподкрепляющих друг друга видов деятельности <2>. Механизм их осуществления можно представить следующим образом.

<2> Подробнее см.: Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства предупреждения тяжких преступлений против личности. М., 1989. С. 8.

  1. Законотворческая деятельность государства по установлению уголовной ответственности за организацию и активное участие в массовых беспорядках. Право как регулятор общественного поведения на сегодняшний день должно стать одним из основных источников стабильности, порядка, спокойствия в обществе. В целях повышения эффективности борьбы с массовыми беспорядками и смежными с ними преступлениями важно не только устранять пробелы законодательства, но и находить пути оптимального применения его действующих норм.
  2. Широкая пропаганда и разъяснение населению положений законодательства об ответственности за организацию и участие в массовых беспорядках и практики его применения. При этом освещаются как карающие аспекты закона, так и его возможности по стимулированию общественно полезного поведения.
  3. Предупреждение преступлений на стадиях приготовления и покушения.
  4. Выявление и привлечение к уголовной ответственности организаторов, подстрекателей, пособников массовых беспорядков.
  5. Гласное судебное рассмотрение уголовных дел о преступлениях, совершенных в ходе массовых беспорядков. Приговор суда о виновности (или невиновности) и вся правоприменительная практика в целом являются одним из действенных средств формирования у граждан убеждения в неотвратимости уголовной ответственности за совершенное преступление.
  6. Профилактическая работа среди подростков и молодежи, своевременное применение нормы об ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность <3>.
<3> Подробнее см.: Демидов Ю.Н. Массовые беспорядки: уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 1994. С. 68 - 80.

Предупреждение беспорядков является неотъемлемой частью деятельности по предупреждению преступности в целом. В научной литературе существуют различные названия одного и того деятельностью. Мы разделяем мнение Миньковский Г.Н. и Игошев К.Е., когда его буквальное значение термина «профилактики» и «профилактики» совпадают. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать их как взаимозаменяемые

Предупреждение или предупреждение преступлений, отнесенных к деятельности органов государственной власти, общественности, частных лиц, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий в них участие; выявить и устранить деформацию личности, которые возникли непосредственно формируют мотивацию, нарушающей права поведения. Большинство криминалистов по предупреждению преступности рассматривается как система, как целостный процесс, в котором освещаются общей социальной направленности и специально-криминологической предупреждения.

Общество как социальная система постоянно генерирует различные виды конфликтов, в том числе в результате чего беспорядки. Цель состоит в том, чтобы проследить возможные пути стабилизации их, чтобы предотвратить развитие массовых эксцессов до стадии, когда они непосредственно посягают на охраняемые законом общественные отношения. В той или иной ее проявлениях массивные конфликты - это неизбежный и неизбежным действие во всех социальных систем, силой, которая активируется при определенных условиях. Знание этих условий является необходимым условием для развития и общих социальных мер, препятствующих беспорядки. Мы считаем, что источником массового конфликта в конечном счете, находится в "внутренней структуры" общества, где дифференциальное распределение власти и собственности неизбежно вызывает к жизни ряд последовательных событий, которые ¬ рожь при определенных условиях, привести к конфликту одном столкновении между людьми к беспорядкам.

Основным направлением в предотвращении преступлений этой категории, должны быть обусловлены, на наш взгляд, сложные ненасильственные методы, реализация программ социального развития каждой нации, каждого сообщества, с активным включением большого разнообразия государственных и общественных механизмов .

Характер и масштабы профилактики преступлений в этой категории будет зависеть от фактического состояния социальной ситуации в каждом регионе и в целом по Республике Казахстан. И надо иметь в виду, что эффективность общих социальных и специально-розыскной работе можно достичь только если один взаимосвязанные и профилактические мероприятия субъектов в каждой предупреждения направлении будет на трех основных уровнях.

Во-первых, на социальном уровне, что указывает на эффект патогенов о преступлениях по всей обществе, где есть специальные глобальные процессы, большие социальные группы, которые создают условия существования этнических, групповых конфликтов и определяют социальные аспекты таких конфликтов на все другие уровнях.

Во-вторых, на социально-психологическом уровне, который включает воздействие на агентов массовых эксцессов, на уровне малых социальных групп (формальных, неформальных), социальных и психологических механизмов их формирования и функционирования.

В-третьих, на индивидуальном уровне, по оценкам, воздействие на конкретного человека, за преступления с групповых конфликтов, или может совершить это преступление. Беспорядки предупреждения трехуровневые взаимосвязаны и вместе составляют единую систему, чтобы предотвратить эту категорию преступления.

Общие социальные бунты предупреждение охватывает самый широкий, долгосрочный и эффективные социальные мероприятия, крупнейшие социальные меры, направленные на предотвращение и цели и прогресс общества.

Поэтому целесообразно рассмотреть меры по предотвращению возможных конфликтов общее общественное отношение к основным сферах общественной жизни.

Исследования показали, что корни беспорядков, как социальное явление, углубиться в экономике, поэтому предупреждение во многом, если не в большей степени, зависит от того, насколько успешно преодолеть кризис в экономике и переход к рыночной экономике.

Эффективность использования общих социальных мер по предотвращению преступлений в этой категории достигнут полной мере учитывать действия объективных экономических законов, формирование их рыночных, эффективных мер материального стимулирования, введение экономических принципов свободной, полной ответственности за экономические показатели, конкуренция, равное отношение ко всем видам собственности и свободного ценообразования. Другими словами, существует оптимальный механизм, чтобы стимулировать возрождение началось в позитивной идентичности, укрепление правовой основы общественной жизни, законность и правопорядок.

Активное развитие человека социальных, экономических, политических, правовых, моральных и других функций, в соответствии с которым эта компания осуществляет свою деятельность, ее более широкое участие в окружающей природной и социально-природного субъекта, организационно мир, в политических и культурных ценностей, властные отношения - позволит ему раскрыть свой потенциал возможного, чтобы стать неотъемлемым звеном в функционировании общества. Человек становится активным субъектом властных отношений, которые могут иметь огромное влияние на функционирование политической системы и даже преобразовать ее. С этой точки зрения, главная линия в предотвращении беспорядков рассматривается как устойчивый укрепления и повышения роли человека, который в состоянии выпустить свою творческую энергию для деятельности в любой области. Как показывает опыт, что политическая свобода является условием свободного труда в экономике, науке, искусстве, культуре, морально возведен компанию, создали условия для нормализации отношений со всеми противоречивыми.

Политическая власть, как правило, имеет возможность самооправдания. Эта возможность часто видели в непосредственном воздействии власти в обществе, класса, нации на личности. Влияние подкрепляется авторитетом самого правительства. Однако, это путь к самоутверждению власти так или иначе формирует идеологию надлежащего характера и цели правительства, его политике. И если правая ссылки идеология и власть, идеология дальнейшего освещает власть и закон. Идеологическое обоснование - более сложная и тонкая, но в его собственных высокоэффективных средств обеспечения существования власти. Таким образом, в идеологической сфере необходимо сосредоточить решение всех конфликтов, политических конфликтов, гуманных, ненасильственными методами, с учетом человеческих ценностей.

Когда речь идет о моделях и способов (механизмов) воздействие на преступления на духовной и материальной жизни общества, неизбежно возникает вопрос о культуре в качестве одного из важнейших явлений, которые имеют непосредственное отношение к всех форм человеческой деятельности, в том числе преступного поведения.

На наш взгляд, политика в социально-культурной сфере должны быть направлены на освоения предков значения мировой культуры и национальных компонентов культуры, предоставления равных возможностей в реальном существования и развития, максимально возможных потребностей этнических сообществ, народов разных национальностей в сфере культуры, не умаляя их национальное достоинство и гордость.

Все общие меры социальной профилактики в сфере культуры должна быть направлена, чтобы воссоздать образованных, профессионально компетентных людей, тех, которые стали бы моральный и интеллектуальный силой общества, способных удержать людей от бесчеловечных актов.

В условиях рыночных отношений одним из важных областях общих социальных мер профилактики масса конфликт становится сфера права, призванных регулировать отношения своих подданных, как в рамках национально-государственных образований, так и вне них. Эффективность правового регулирования общественных отношений будет зависеть от степени согласованности социальных, правовых норм (в том числе уголовного права) официально существующих национальных образований другие социальные нормы (мораль, религия, социально-психологических, этнокультурных и т.д.), и исторически функционирующих в данной области ном. Другими словами, регулирующий воздействие законности должны поддерживаться моральных и других ограничений, которые, в свою очередь, будет способствовать "укреплению позиций" власти, стабильность общества, укрепление верховенства закона, пытается нейтрализовать возможно дезорганизация общества и отдельных лиц.

Должен обратить особое внимание на соответствующие внутренней политики в других сферах жизни (экономика, культура и т.д.), правового регулирования отношения с обществом, верховенства закона.

Разрешение международных конфликтов и других методов политического консенсуса возможно, только если оговорки в адвокатской конторе социальных институтов, таких как согласительных комиссий, советов старейшин и т.д. Разработка нормативно-правовой базы переговоров в качестве основного средства урегулирования этнических конфликтов помогут для предотвращения беспорядков.

Характеризующие меры общего социальной профилактики в области экологии Следует отметить, что независимые региональные власти должны уделять исключительное право контролировать функцию природы на своей территории.

В контексте обновления всех сфер общества, эффективное решение экологических проблем, в том числе по борьбе с экологическими преступлениями, занимает важное место в профилактике преступлений процентной категории.

Политика правительства в сфере природы, будучи частью среды, на наш взгляд, будет одновременно и превентивную функцию предотвращения преступлений конфликтов. И в центре внимания программы по охране окружающей среды должны быть ориентированы на поддержание этого уровня экологической ситуации, которая могла бы обеспечить сохранение генофонда сообщества, его «среды обитания» ведения традиционного образа жизни.

Стоит обратить внимание на власти по охране окружающей среды мест, представляющих особую ценность нации (заповедники, заказники, национальные парки и т.д.), чтобы избежать возможных конфликтов, касающихся вреда, ущерба национального богатства региона, который может служить питательной средой для некоторые случаи столкновений.

Реализация мер общей социальной профилактики предполагает строго дифференцированный подход к различным регионам. При разработке более подробный перечень общих мер социальной профилактики должны быть приняты во внимание следующие явления и факторы: масштаб неформальных организаций, общественного мнения, уровень правовой, правоохранительной деятельности, доля национальных и других общин в частности область, это криминологические потенциал, скорость, масштабы, интенсивность и специфичность общем потоке социальных процессов, время, прошедшее с начала конфликта состоялась и ряд других обстоятельств, перечень которых не может рассматриваться в этой работе.

Следует отметить, что специально криминологическое предупреждение массового конфликта проистекает из общества всей превентивных мер. Кроме того, общая социальная подсистема включает предотвращение определяется ¬ ние их части подсистемы специфической профилактики, когда она направлена на ¬ непосредственно на борьбу преступлений и правонарушений.

Отношения и взаимодействие общих мер социальной и специально-криминологической профилактики правонарушений подробно обсудили в литературе.

Следует подчеркнуть, что если общие превентивные меры со стороны государственных органов, организаций, общественных формирований, а также граждан, специальное предупреждение на ¬ Софии проводится в соответствии с их компетенцией и в сотрудничестве друг с другими правоохранительными органами - суд, прокуратура, внутренние органы дел, юстиции, а также министерства, трудовые коллективы, ведомственных и вневедомственной органы контроля, в том числе рабочих.

В криминологической литературе под особым или специально-криминологической предупреждения означает деятельность, разработанные специально для устранения причин и условий, способствующих преступности.

Предупреждение преступлений на специально-криминологической уровне включает в себя мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий, с которой различные преступления.

Из различных продуктов, доступных на криминологической литературе, мы придерживаемся мнения, что подсистема специально криминологическое предупреждение включает уголовное - правовая подсистема, поскольку последние "связано с прицельной правоохранительных органов и общественных организаций, осуществляющих в основном социальные функции контроля ".

Как вы знаете, предупреждение преступности в специально-криминологических мер, разработанных и реализованных в ряде смежных областей, включая случай: к видам преступлений и видов преступного поведения, публичная сфера, которая является формирование человека и сложить ситуацию, определять его поведение, социальные группы характеризуются специфическими показателями; секторов экономики и сфер деятельности ¬ сии, которые характеризуются специфическими криминогенных факторов; территориальные зоны и т.д.

По нашему мнению, все эти области имеют принципиальное значение в организации предупреждения массового конфликта. С этой точки зрения, мероприятия по профилактике на основе выявления и устранения криминогенных ситуаций, и проактивное управление поведение лиц, которые можно ожидать эти преступления взаимодействует с мер, обеспечивающих своевременное, надежной справедливости и уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление .

Но в борьбе с эксцессами наиболее эффективной массы, на наш взгляд, является реализация общей социальной профилактики. Специальные меры предупреждения должны выполнять только функцию «индикаторов», с указанием:

  • а) в месте с наиболее уязвимой социальной ситуации, сложившейся ситуации в отношений;
  • б) лица (или группы), объединенные в официальных или неофициальных организаций, из которых мы можем ожидать действий, чтобы создать конфликты, тем самым корректируя деятельность государства в лице его государственных чиновников, указывающих на его политических «ошибок» и возможностей для социального управления.

Массовые перегибы очень почва категории преступлений, и, следовательно, их изучение и правильная оценка - основа деятельности специально криминологических предотвратить беспорядки, следовательно, цель любых запланированных и текущих мероприятий в этой области - нормализация отношений или создания условий что предотвратить эскалации конфликтов в беспорядках. Эффективность усилий по предотвращению беспорядков зависит прежде всего от раннего выявления, оценки глубины и жизнеспособности некоторых конфликтов, изучение причин и определить степень вероятности их развития в обиду. Из этого во многом зависит от оптимального решения по меньшей мере двух основных проблем:

  • а) выбор темы (субъектов) профилактическая деятельность по содействию развитию конфликта на одном уровне;
  • б) определение комплекс профилактических мер по нормализации отношений в регионе.

Учитывая характер беспорядков считают, что предметом специально-криминологической профилактики этого вида преступлений должна быть органами внутренних дел в области. Вы можете выбрать три наиболее важные направления деятельности внутренние дела по предупреждению этой категории преступлений:

во-первых, это подготовка внутренние дела на новый качественный уровень, который может эффективно реагировать на экстремальные социальные ситуации (в первую очередь менеджеров);

Во-вторых, сбор информации ("щупальца" кажущийся конфликт почвы) на основных показателей преступности вызвало конфликта, на основе инспекционных отчетов и информации о преступлениях и предварительного следствия на основе понимание мотивов преступного поведения;

В-третьих, продолжающийся аналитические органы рабочие внутренних дел по систематизации и обобщению результатов для государственных органов, с тем чтобы лучше реагировать на последней изменяющейся социальной ситуации.

Следует отметить, что эффективная работа внутренние дела предотвращения конфликтов немыслима без четкой организации и эффективного функционирования системной информации. Отсутствие или отсутствие информации для углубленного анализа агентств конфликтные внутренних дел, тесты часто приводит к работе вслепую, тратить силы и деньги, снижает эффективность деятельности. Источники информации для глубокого анализа к эффективной организации предупреждения преступности в этой категории, особенно в кризисные времена состояний общества, следует из сообщения, отчеты правоохранительных органов.

Важнейшим условием организации и осуществления профилактических мер освоить сотрудники правоохранительных органов основам социальной психологии, социологии и умение применять их в своей деятельности. "Особенно криминологическая предупреждение называется специальной, пишет Жалинский AE - не только потому, что она разработана специально для достижения определенных целей, но и потому что это требует специальной и даже профессиональные ценности» .

Значительный разрыв в организации сбора информации о отношений является то, что есть еще понятие профилактики преступлений, совершенных на основе этнических и конфликтов, хотя, на наш взгляд, это время и подходы к реализации профилактические мероприятия внутренних дел здесь очень специфичны.

Совершенно верно отмечает, что необходимо признать действительные приоритетные специальные меры предупреждения преступности в обществе в связи с применением уголовного права, что должно найти отражение, например, при решении организационных, информационных, правовых и других проблем, связанные с функционированием системы предупреждения.

Особенности любое преступление, как правило, выражаются в основном в элементах, характеризующих объективную сторону преступления; действия или бездействие, последствия причинной связи между деянием и последствиями, и, как время на месте преступления. Но особое значение для установления массового конфликта становится субъективная сторона. Это дает ему относительно адекватное представление о стимулирования энергетических мотивов преступного поведения, связанных с социальной средой, которая имела прямое влияние на лица, совершающего преступления конфликта.

Таким образом, на основе тщательного исследования является субъективная сторона преступления может организовать и провести целенаправленные беспорядки профилактики.

Основные услуги, в которых накапливается информация об истинных мотивах преступного поведения, возникшего в совершении преступлений являются те, которые используются другие "включены" в процессе для конкретного преступления.

Важным направлением профилактики преступлений, совершенных в конфликтной ситуации, чтобы предотвратить преступную деятельность лиц, склонных к совершению преступлений, о которых идет речь. "Частный предупреждение преступности в первую очередь сосредоточены, организованная с учетом требований педагогической воспитательного воздействия на сознание, чувства и будет устранить, нейтрализовать, блокировать их существующие отрицательные качества (извращенные потребности, незаконные цели, мотивы, привычки) и одновременное образование положительных свойств, стереотипов и навыков законопослушного поведения ".

Индивидуальная профилактика преступлений, совершенных на почве конфликта, прежде всего, для выявления тех членов неформальных групп, на которых, судя по их антиобщественного поведения можно ожидать либо непосредственно совершить соответствующие преступления или организацию подстрекательстве к их совершению. "Индивидуальный подход в криминологии - не может ограничиться изучением личности преступника, он должен быть продлен в порядке, чтобы охватить также лиц, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, и освобождаются от уголовной ответственности и более широкий круг лиц, чьи взгляды и поведение, свидетельствуют они совершают преступления ». .

Один из наиболее эффективных, по нашему мнению, отдельные профилактические методы, чтобы повлиять лиц в международных отношениях является вера. "Убеждение - это набор образовательных мероприятий, проводимых в целях изменения ориентации индивидуального и укрепить позитивные социальные отношения, настройки на законной удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов" .

Одним из наиболее эффективных форм индивидуальной профилактики является образовательным воздействие на лиц, подвергающихся профилактики.

"Успешная реализация профессиональных функций отдельных субъектов профилактики должны иметь тщательная подготовка учителя комплекс специальных знаний, которую можно назвать криминологическая" .

Вера в индивидуальной профилактической работе должны быть последовательными и логичными, необходимо проводить в простой, эмоционально привлекательным способом, избегая назидательности.

"Направление профилактической работы, - говорит наблюдает условно-досрочном освобождении здесь в первую очередь необходимо обратиться назначение общественного воспитателя Эффективность такого мониторинга зависит также от регистрации освобожденной..." .

Еще одно эффективное средство профилактики является контроль человека и принуждение. Эти меры особенно эффективны для людей с волевыми характеристиками, организаторов ориентации. Следует подчеркнуть, что метод принуждения в профилактической деятельности мало пользы, как это определено организаторами данной категории преступлений является очень низким.

Важным направлением профилактики преступлений, совершенных на почве этнических конфликтов, предотвращение осуществляется в результате воздействия на потерпевших, в основном в пропагандистской работе с различными категориями населения. Во виктимологического профилактики необходимо использовать возможности СМИ, публиковать материалы о недопустимости ¬ резолюции Мостовского этнических конфликтов и других насильственных, незаконных методов.

Во время этого типа профилактических лечебных мероприятий, принятых не направлены на преступника, а также возможную жертву, тот, кто может быть «жертвой» в криминологической смысле преступления.

В действующем Уголовном кодексе Республики Казахстан в центре направлена на предотвращение преступления и с учетом предоставляет максимальные возможности для отказа в неправомерных или смягчения его отрицательных последствий. "Эти стандарты не только размещены в общей части Уголовного кодекса, но и особенным. Их количество по сравнению с УК Казахской ССР значительно увеличилось, часто в связи с серьезными преступлениями".

В заключение следует подчеркнуть, что успех в предотвращении беспорядков в специально-криминологической уровне может быть достигнуто только тогда, когда передовой реализации профилактических мер на уровне всего общества.

Дело до сих пор в том, что, используя различные формы и методы профилактики органов внутренних дел определены криминогенные факторы, вызывающие массовые конфликты, но ликвидация многие из них не входит в функции этих органов. Это не потому, что они избегают, а потому, что криминогенные факторы, вызванные недостатками, неудачами в области экономических, политических, культурных и других сферах. Поэтому задача внутренних дел является обеспечение качественного информацию в органы государственной власти.

В связи с необычно большим количеством эпизодов уголовных дел, связанных с чрезвычайными ситуациями, а также многочисленные персонал работает на них следственные группы должны регламентировать порядок более подробно в распределении производственных материалов на отдельных эпизодов основных преступлений уголовного дела независимого производства. Он должен прийти от общих условий предварительного расследования, правового значения акта пользуясь случаем учитывать взаимозависимость внутренней коммуникации и производства следственных материалов.

Учитывая объективные потребности практики представляется необходимым закрепить в законе, в частности, следующие положения: расследование уголовного группа следователей для выявления некоторых материалов в производстве самостоятельно уполномочен только лидер команды, чтобы передать дело в его производстве; в случае разделения уголовного дела в самостоятельное производство не требуется сделать отдельную решение о его возбуждении; выбор тестовых материалов, которые впоследствии будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела может быть предоставлена только если данные о новом преступлении не была получена в ходе расследования, а не одет, соответственно, в их протоколов, материалов, полученных в ходе расследования главный Корпус и затем разделяют в самостоятельное производство, сохранить новое уголовное дело и его доказательная сила оценивается в сочетании с другими доказательствами, собранными; срок следствия по совместному уголовного дела является одинаковым для всех материалов эпизодов преступлений, которые расследуются в нем, и в случае разделения некоторых из них в самостоятельное производство сохраняет свое значение для него.

В-четвертых, анализ практики расследования преступлений в чрезвычайных ситуациях показывает настоятельную необходимость Адаптации к ним процедуры ряд следственных действий, вызванных чрезмерно большой объем следственной работы.

Первоначально порядок следственного действия был построен в связи с ситуаций, когда исследованных, как правило, один эпизод преступления, совершенного одним человеком. Этот порядок является в целом приемлемым и когда признакам в нескольких эпизодах ¬ строк и нескольких лиц. Он приспособил к ним, включающая ряд правовых норм, касающихся заказать предварительное расследование в нескольких следователей; содействие органов дознания при производстве отдельных следственных действий, соединения и выделения уголовных дел и т.д. В экстремальных условиях, количество эпизодов расследование и лица, появляющиеся в случае являются на порядок больше. Не все исследования в рамках существующей процедуры могут быть успешно проведены в подобной ситуации. Чтобы разместить их потребности некоторые изменения самой процедуры.

В частности, действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к идентификации только одного человека, в экстремальных условиях, таких как порядок не всегда возможно. Это особенно четко при размещении очевидец выявлять участников в массовых беспорядках, которые он помнил, на видео реальных событий. В этом случае, может быть обнаружен несколько, они появляются не отдельно в группе специально отобранных людей, и все вместе случайно поймали в рамках других участников преступления. Конечно, каждому из лиц, записанных на видеопленку может быть индивидуально переснять и производить его. Признание фотографии, представлена вместе с другими фотографиями в количестве не менее трех. Тем не менее, в аварийном состоянии для этого нет адекватного технического потенциала, ни времени, ни сил. Прежде всего, нет никаких оснований полагать, что надежность и доказательная сила результатам идентификации является правильным.

С учетом сказанного, представляется необходимым предусмотреть в законе состав нескольких лиц одновременно, которые сами по себе или вместе с другими партиями, чтобы сформировать необходимый для объективности и для случайного группы аналогичных лиц и организаций в появлении исключением. При невозможности очной презентации лиц должно быть разрешено идентификации по фотографиям, кино-и видео-презентации.

В экстремальных условиях, зачастую существует необходимость в течение короткого периода времени, чтобы получить показания большого числа свидетелей и потерпевших, и следователи для этой работы, как правило, не достаточно. Выход на практике видим, что свидетели записали свой собственное свидетельство. Полученный таким образом значительные признаки полной доказательств в уголовном процессе, они иногда даже (иногда без всякой видимой причины, кроме) в предпочтении к свидетельству, который записывается в протоколе следователя. Тем не менее, в соответствии с показаниями права могут быть записаны только после предоставления его собственное свидетельство им и, если этого потребует.

Такая процедура, рукописный запись в качестве доказательства только право на вопрос, но не как средство для ускорения разбирательства. Между тем, не появляется ряд фундаментальных возражений последнего. Зная, что рукописные свидетельства часто менее полными и точными, следователь всегда может преодолеть этот недостаток, лично допрашивал их веб-сайт.

Законодательство необходимо обеспечить возможность рукописного показания свидетелей и потерпевших без их допроса или запросу сделать так, ограничивая его только одно условие - согласие последнего.

Действующее законодательство, как справедливо подчеркивает в юридической литературе, исходит из того, что ведение журнала действий создает правовую основу для применения дополнительного фиксирующего средства доказательства и определить их приемлемость. Тем не менее, все более широкое использование следственной практике в фотографии, кино и видео ставит на повестку дня вопрос о альтернативных методов лесозаготовок фиксации доказательственной информации. Это особенно верно в чрезвычайных ситуациях, где обширные рубки имеют ни времени, ни возможности, и в то же время успешно используется видео, которое превышает регистрацию в скорости и точности, и универсальность дисплей обстоятельства.

Сложные процессы, происходящие в общественной жизни страны, вскрыли целый ряд противоречий, острое столкновение породило не только позитивные, но и негативные социальные последствия. Это, прежде всего, проявилось в резком увеличении явной или скрытой активности экстремистских, шовинистических и националистических групп населения, деструктивных действий мафиозных структур, отдельных лидеров партий и движений, незаконных вооруженных формирований, усилении криминальной напряженности, в конечном счете в значительном росте преступлений, в особенности таких, как террористические акты, разбойные нападения на склады с оружием, похищение людей с целью выкупа, захват заложников, массовые беспорядки.

Массовые беспорядки чаще всего становятся крайней формой обострения общественных отношений. Как показывает анализ, они могут возникнуть при различных ситуациях. Групповые антиобщественные проявления наблюдаются при праздновании годовщины различных родов войск, при проведении культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Известно, что групповые драки происходили между лицами различной национальности из-за недружелюбных отношений к иностранцам.

Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) – действия, исходящие из стихийно собравшейся и бесчинствующей толпы, сопровождаемые погромами, разрушениями, поджогами, вооруженным сопротивлением представителям власти или другими действиями (самосуд). Опасным при массовых беспорядках является то, что массовость совершения преступлений не только порождает у преступников уверенность в безнаказанности (толпа – не ответчик), но и в известной мере гарантирует ее (сложности ведения следствия и отправления правосудия).

Основные усилия органов внутренних дел (правоохранительных органов) должны быть направлены на предупреждение массовых беспорядков. Силовые действия применяются только тогда, когда исчерпаны все другие возможности.

К числу наиболее эффективных мер по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков следует отнести:

Глубокий анализ возникающих политических, экономических и социальных напряженностей, в т. ч. в межнациональных отношениях, своевременное информирование о них заинтересованных органов;

Сбор и обобщение оперативной и текущей информации о неформальных организациях, деятельность которых имеет целью пропаганду приоритета и исключительности одной нации над другой. Внесение предложений заинтересованным органам о запрещении их функционирования. Использование в этих же целях официальных предупреждений лидерам таких организаций о недопустимости нарушения законов, о разжигании межнациональной розни;

Сотрудничество со средствами массовой информации по разоблачению экстремистских движений, объединений и их лидеров; по разъяснению принимаемых мер органами власти и управления для снятия напряженности в межнациональных отношениях; по предупреждению и раскрытию уголовных преступлений и массовых беспорядков;

Выявление и привлечение к ответственности лиц, разжигающих межнациональную рознь, распространяющих ложные слухи, могущие вызвать групповые нарушения общественного порядка, в том числе массовые беспорядки;

Наступательную, систематическую работу по предупреждению и раскрытию преступлений, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности;

Выбор организационных и тактических схем действий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков осуществляется с учетом конкретных обстоятельств. На этапе ранней профилактики органы внутренних дел решают свои задачи с помощью обычной организационной структуры, используя традиционные, обычные формы и методы работы. На этапе пресечения задействуется специальная организационная структура (оперативный штаб), специальная группировка сил и средств (сводный отряд), применяются специальные приемы и способы действий, в том числе специальные операции.

Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с массовыми беспорядками, анализ практики органов внутренних дел дают возможность предложить следующий перечень мер по совершенствованию профилактической работы:

Установление непосредственной связи с коллективами предприятий, учреждений, организаций, их руководителями, лидерами общественных организаций и неформальных движений;

Участие в деятельности согласительных комиссий, советов старейшин и т. д. при возникновении конфликтных ситуаций;

Развитие сотрудничества со средствами массовой информации;

Незамедлительное реагирование на заявления и сообщения граждан, должностных лиц, средств массовой информации о фактах разжигания национальной или религиозной розни, попытки силового давления на органы государственной власти и управления, о сборищах элементов экстремистского толка, уголовно-воровских авторитетов и других обстоятельствах, негативно влияющих на оперативную обстановку;

Быстрое и объективное реагирование на факты нарушений законности и профессиональной этики сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Как отмечалось выше, групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки исходят, как правило, из стихийно собравшейся толпы. При проведении предупредительных мероприятий необходимо сделать все возможное, чтобы избежать разгула страстей и столкновений, влекущих за собой применение силы. Знание различных видов поведения толпы есть необходимый элемент для осуществления стратегии и тактики поддержания порядка.

Опыт показывает, что скопление народа может предстать в двух аспектах:

а) неорганизованная толпа – пассивная. Взаимное расположение в ней индивидов таково, что они друг на друга не реагируют. Эта толпа обычно покорная, легко управляемая;

б) организованная толпа состоит из индивидов, которые обладают уже иной психологией. Здесь появляется коллективное сознание, которое одерживает верх над чувством личной ответственности. Такая масса людей может стать нервозной, нетерпимой, непримиримой и не боящейся угроз. Такое скопление людей очень чувствительно к лозунгам, с которыми соглашается и выполняет безоговорочно. Всякие переговоры с такой толпой маловероятны. В этом случае необходимо быстрое принятие решения о применении силы для подавления начавшегося подъема страстей.

Рассмотрим некоторые методы контроля за толпой. Тактика проявления уверенности есть одно из основных средств контроля за поведением толпы. В этом случае руководитель органа внутренних дел, ответственный за обеспечение общественного порядка, предпринимает следующие действия соответственно развитию поведения толпы:

Ведет диалог с ее главарями (неформальными лидерами, организаторами), в ходе, которого убеждает их в недопустимости противоправного поведения, предупреждает об ответственности;

Утверждает свой авторитет ответственного за общественный порядок, пытается внушить уважение к себе. При этом он должен быть терпимым к легким беспорядкам и не провоцировать с помощью применения силы более серьезный конфликт;

Метод убеждения, как правило, позволяет успокоить большую часть толпы. Но если метод убеждения не возымел своего действия, толпа продолжает возбуждаться и ведет себя угрожающе можно продемонстрировать силу, например, показать группировку сил правопорядка, имеющиеся на вооружении специальные средства и т. д.

Если пресечение группового нарушения общественного порядка и массового беспорядка с применением силы становится неизбежным, следует принять решение о ее применении. Принятое решение должно обеспечить: реализацию разумной достаточной силы, специальных средств, боевой и иной техники, оружия; решительное изъятие и изоляцию активных участников, защиту жизни и здоровья личного состава, а также лиц, случайно оказавшихся в толпе.

Перед применением силы участники групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков должны быть предупреждены о намерении ее применения. Тактические приемы пресечения массовых беспорядков во многом зависят от конкретных условий (состав толпы, вооруженность участников беспорядков, агрессивности и других обстоятельств), но в любом случае силовые действия должны быть направлены не на подавление толпы или перемещение ее с места на место, а прежде всего на отделение (изоляцию) организаторов и наиболее активных участников массовых беспорядков. Этого можно достичь лишь при наличии необходимых сил и средств, хорошего информационного обеспечения сил правопорядка, достоверных данных об участниках массовых беспорядков, их намерениях, документировании их преступных действий.

Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно разделить на контактные и неконтактные .

При неконтактном способе главное – введение непосредственно в толпу специальных группировок сил правопорядка с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания. Разделение толпы производится в одном или нескольких направлениях на несколько частей.

При сосредоточении организаторов и активных участников массовых беспорядков в головной части толпы выдвижение групп разделения и рассредоточения (в колонну не менее чем по четыре человека) рекомендуется осуществлять сразу с двух сторон в направлении к центру головной части толпы. При сближении групп и отделении активных участников беспорядков от основной массы толпы одна часть колонны блокирует правонарушителей, а другая вытесняет пассивных участников в близлежащие улицы и переулки. В образовавшиеся коридоры вводятся группы изъятия и их прикрытия, которые задерживают нарушителей в блокированной части толпы и передают их группам конвоирования для доставления на фильтрационные пункты.

Группа документирования фиксирует преступные действия участников массовых беспорядков, собирает доказательства их вины.

Следует иметь в виду, что направления вытеснения и рассеивания толпы должны выбираться с таким расчетом, чтобы она не была загнана в тупик, который бы мешал ее участникам покинуть место массового беспорядка. Необходимо избежать возможности индивидуальных действий сотрудников сил правопорядка или позволить им замыкаться на цикле «провокация-репрессия».

Неконтактный способ – это воздействие сил правопорядка на толпу на расстоянии путем использования специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газовых облаков, мыльной пены, звукоусиливающих установок, резиновых пуль и др.).

В процессе применения таких средств силы правопорядка вытесняют толпу в заданном направлении, рассредоточивают и рассеивают ее участников. Одновременно проводится фиксация противозаконных действий (с использованием кино-видеозаписи, фотосъемки), документирование и сбор доказательств виновности нарушителей и их задержание.

Преимущество неконтактного способа состоит в том, что конечный результат достигается меньшими потерями среди гражданского населения и сил правопорядка.

Решение о применении того или иного способа пресечения массовых беспорядков должно приниматься с учетом конкретных условий складывающейся обстановки и наличия необходимого количества сил и средств.

После прекращения массовых беспорядков необходимо организовать усиленное патрулирование силами органов правопорядка, провести разъяснительную работу среди населения о мерах, принимаемых по недопущению подобных бесчинств.

Делая вывод по лекции, можно сказать, что большое значение охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности приобретают в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологическими, техногенными и другими явлениями, требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится действовать органам внутренних дел по поддержанию этого режима.

Исключительно важно службам, подразделениям и всем сотрудникам органов внутренних дел решительно и умело действовать в этих непростых условиях, обеспечивая личную безопасность граждан и общественную безопасность, не допуская при этом потерь личного состава, вооружения, снаряжения и иных материально-технических средств.

39. Предупреждение массовых беспорядков проводится на двух этапах:

1. на начальном этапе - в целях уменьшения масштаба и негативных последствий массовых беспорядков;

2. на заключительном этапе - в целях предотвращения повторного возникновения массовых беспорядков.

Для достижения этих целей на начальном этапе целесообразно организовать следующие мероприятия:

    Работу агитационно–пропагандистских групп в составе представителей группы взаимодействия со средствами массовой информации и соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, общественных формирований, трудовых коллективов для ведения контрпропаганды и оказания психологического воздействия на толпу.

    Выявление криминально активных групп, имеющих намерение участвовать в массовые беспорядках и проведение с ними соответствующей работы.

    Определение сил и средств для участия в профилактических мероприятиях и повышение их служебно–боевой готовности.

    Усиление охраны важных объектов. Перечень важных объектов, подлежащих усиленной охране при возникновении массовых беспорядков, заблаговременно составляется органом внутренних дел. Оперативным штабом по согласованию с руководителем соответствующего органа государственного управления в перечень таких объектов с учетом складывающейся обстановки могут быть внесены дополнения.

    Введение установленных законом временных режимных ограничений или запрещение движение транспорта и пешеходов. Режимные ограничения включают воспрепятствование следующим действиям: сосредоточению граждан на подступах к району проведения операции путем оцепления (блокирования) участков местности; проникновению граждан и проезду транспортных средств в район операции путем ограничения или запрещения движения транспорта и пешеходов, проникновению граждан на отдельные участки местности и объекты; перемещению толпы, активных участников беспорядков, групп боевиков между городами, районами, населенными пунктами.

    Переговоры представителей органов государственной власти и местного самоуправления с лидерами группировок, лицами, имеющими авторитет среди негативно настроенных граждан, для нахождения приемлемых решений возникших проблем. Организует и ведет переговоры группа ведения переговоров. При достижении взаимного согласия переговаривающиеся стороны сообщают собравшимся о результатах и предлагают разойтись. Если толпа выражает несогласие с результатами переговоров, ей предлагается выделить из своей среды группу лиц для поиска компромиссных решений.

    Выступления руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, а также пользующихся влиянием представителей общественных объединений, культуры, духовенства перед толпой с разъяснением намечаемых мер по устранению причин конфликтной ситуации, противоправности и бесперспективности погромных намерений, с призывами к решению возникших проблем законным путем.

На заключительном этапе в целях предотвращения повторного возникновения массовых беспорядков оперативный штаб обязан:

Создать условия для объективного расследования в возможно короткие сроки преступлений, связанных с массовыми беспорядками;

Обеспечить ликвидацию последствий массовых беспорядков;

Проанализировать опыт действий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков;

Разработать и организовать выполнение предупредительно–профилактических мероприятий для недопущения повторных массовых беспорядков; предупредительно–профилактические мероприятия по недопущению повторных массовых беспорядков разрабатываются на основе анализа причин и условий, способствующих происшедшим беспорядкам.

К предупредительно–профилактическим мероприятиям относятся:

Переход на охрану общественного порядка по усиленному варианту с привлечением личного состава патрульно–постовой службы полиции, других подразделений и служб органов внутренних дел, внутренних войск, образовательных учреждений; переход на охрану общественного порядка в повседневном режиме осуществляется по нормализации оперативной обстановки;

Пресечение распространения ложных слухов;

Выявление лиц, пытающихся обострить обстановку, спровоцировать отдельные категории граждан на массовые беспорядки, принятие к ним мер в соответствии с законодательством;

Выступление руководителей органов внутренних дел в трудовых коллективах, средствах массовой информации с разъяснением обстоятельств и причин происшедших беспорядков, их последствий и мер, принятых к виновным;

Систематический контроль за объектами разрешительной системы;

Охрана важных объектов, а также взятие под охрану объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

В зависимости от конкретной оперативной обстановки могут проводиться и другие мероприятия, а также повторяться мероприятия начального и заключительного этапов.

Аннотация Статья содержит анализ существующих проблем, возникающих при рассмотрении вопросов, касающихся правовых основ и задач действий правоохранительных организаций в условиях массовых беспорядков не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Ключевые слова: массовые беспорядки, правоохранные организации, противодействие преступности, профилактика преступности.

Среди основных направлений действия правоохранительных организаций значимое место занимает упреждение массовых беспорядков. Профилактика – один из основных способов предупреждения массовых беспорядков, которая должна непосредственно и непременно должна рассматриваться должностными лицами правоохранительных органов как основной элемент действия по поддержанию общественного порядка и общественной безопасности . Важно отметить, что значительная роль в организации массовых беспорядков XXI века принадлежит социальным сетям. В нашей стране количество людей, регулярно пользующихся системой Интернет, непрерывно растет.

По оценкам Минкомсвязи, количество пользователей всемирной сети интернет в России за последний год выросло на 2,5 миллиона человек. По окончанию прошлого года возможностями Всемирной паутины пользовались 62 % населения нашей страны. Сегодня принято выделять следующие виды подходов к самому процессу профилактической работы: долгосрочный, кратковременный и текущий (непосредственный). При долгосрочном подходе особое внимание уделяется на установление и поддержание нормальных взаимоотношений с населением. Она осуществляется силами специальных структурных подразделений, работающих напрямую с населением. Проводятся предупредительно – профилактические операции, рейды, операции по изъятию незаконно хранящегося оружия, наркотиков.

Проводятся профилактические беседы с лицами, кто ранее попадал в поле зрение правоохранительных организаций. Кратковременная профилактическая работа предполагает проведение оперативных мероприятий с целью того, чтобы снять напряженность, возникающую среди населения, которая может привести к массовым эксцессам. В рамках кратковременной профилактической работы важное место занимает умело организованный и проведенный сбор сведений, в том числе методами оперативно – розыскной работы, а также анализ всех собранных сведений. Все это относится и к работе по сбору сведений о готовящихся массовых высказываниях или уже происходящих эксцессах .

Сегодня необходим полный комплекс мероприятий, который предусмотрен как российским законодательством, так и соответствующими планами обеспечения порядка в обществе. Непосредственно при возникновении опасности перехода массовых выступлений населения в акции насилия или изменении мирного характера течения акций сотрудники правоохранительных организаций могут применить различные превентивные меры, предотвращающие возникновение масштабных беспорядков. Проводятся режимные мероприятия, представляющие собой комплекс действий ОВД по частичному или полному ограничению передвижения транспорта и пешеходов на определенном участке территории, в конкретное время.

Досмотр транспортных средств и участников с целью обнаружения и изъятия предметов, используемых в качестве орудия в борьбе при возникновении массовых беспорядков. Ограничения массовых сборов граждан в общественных местах могут быть временными (в указанное время) либо постоянными (несколько суток, недель). Усиленное патрулирование нарядами патрульно – постовой службы, в районе возникновения массовых беспорядков. При этом особое внимание необходимо обратить на группы молодых людей, находящихся в состоянии опьянения, проявляющих активность. Незаметно пресекать незначительные хулиганские действия и незамедлительно пресекать факты хулиганских поведений и быстро проверять сигналы граждан о подготавливающихся, возможных массовых нарушениях общественного порядка и массовых беспорядках, и быстро действовать при изъятии зачинщиков .

При возникновении случаев конфликтной ситуации сотрудник правоохранительных организаций обязаны качественно давать оценку данной обстановке, оценивая их степень и опасности, принятие незамедлительных мер к устранению неправомерного поведения в начале событий, сообщив об этом дежурному по ОВД сведения о характере конфликта, времени, месте и причине его возникновения или назревания, контингенте и количестве участников, количестве людей, их непосредственном отношении к инциденту, причем отдельные субъекты могут находиться в состоянии внутреннего конфликта по поводу выбора стиля поведения в конкретной ситуации . Нередко нетактичное, грубое общения (обращение) сотрудников полиции с гражданами в массовых мероприятиях реально способно провоцировать массовые беспорядки. В процессе осуществления охраны общественного порядка нередко встречаются случаи противозаконных действий сотрудников правоохранительных органов по отношению к участникам массовых мероприятий, которые получили широкий резонанс в обществе.

Психологической мерой препятствия массовым беспорядкам является умение всех сотрудников правоохранительных организаций противостоять провокациям со стороны наиболее агрессивных участников мероприятия, что в прежде всего должно на деле обеспечиваться проведением специальных занятий по подготовке по вопросам психологии . Тактически грамотные действия нарядов правоохранительных организаций позволяют в определенных случаях предотвратить начало массовых беспорядков, а в условиях начавшихся массовых беспорядков позволяют выполнять свой служебный долг с минимальными жертвами. Изучение отечественного и международного опыта борьбы с массовыми беспорядками, а также анализ практики правоохранительных организаций крайне необходимы для совершенствования профилактической работы в указанном направлении.

Литература

1. Кузьмин Ю.А. Виктимологическая профилактика преступлений // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики сборник материалов VI международной научно – практической конференции, посвященной 25 – летию юридического факультета. 2016. С. 370 – 374.

2. Левушин А.Н. Современный гуманизм и экологизм: конфликт и взаимодействие двух стилей мышления: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Чебоксары, 2010. 24 с.

3. Маслюк И.А., Кузьмин Ю.А. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики Сборник материалов III Международной научно – практической конференции. 2013. С. 339 – 342.

4. Саливаров В.Я., Кузьмин Ю.А. Диспозитивность, а также вопросы прекращения уголовного дела и уголовного преследования в уголовном судопроизводстве // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики сборник материалов 4 – й Междунар. науч. – практ. конф. 2014. С. 440 – 444.

Ю.А. Кузьмин

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Публикации по теме