Николаевский кораблестроительный завод. Николаевская верфь

В Николаеве, областном центре (500 тыс. жителей) в устье Южного Буга, с первых минут ощущается тяжелый индустриальный дух. Что-то неуловимо общее с Магнитогорском или районом Уралмаш в Екатеринбурге - и это неслучайно. Основанный в 1788 году Потёмкиным как верфь Святого Николая (в день которого несколькими месяцами ранее был взят Очаков), почти сразу город превратился в главный на Чёрном море центр судостроения, к ХХ веку выросший в сверхгигант с тремя судозаводами (военные завод имени 61 Коммунара и Черноморский завод, гражданский "Океан"), которые строили крейсера и линкоры, океанские сухогрузы и танкеры, а в последние годы СССР - даже авианосцы.
Военные заводы пережили две Мировые войны, но не выдержали перехода к рыночной экономике и украинской независимости - авианосцы Украине не нужны, а построить крейсер или эсминец тупо нет денег. И хотя Николаев в целом держится на плаву благодаря "Океану" и глинозёмному комбинату, впечатление он оставляет исключительно мрачное.

Николаев стоит на полуострове между Южном Бугом и впадающей в него рекой Ингул, и на севере (со стороны Ингула) находится завод 61 Коммунара, а на юге (со стороны Буга) - Черноморский завод. В первой части осмотрим центральную площадь и первый из двух заводов, вплотную прилегающий к ней, а во второй части прогуляемся по старому городу и доедем до второго завода.

В Николаев мы ехали со стороны Одессы, и решили воспользоваться преимуществом автомобиля - а именно, отклониться от маршрута и полюбоваться городом с другого берега, из посёлка Корениха. Другой берег, вдобавок, оказался высоким, и с первой остановки напротив центра открывался вот такой вид:

Старая часть города, увы, не видна - во-первых, она не доходит до берега, а во-вторых в основном одноэтажная. То, что внизу - это конечно уже не сам Южный Буг, а его эстуарий, залив Чёрного моря, вдающийся в берег на 80 километров. В этом отношении Николаев напоминает Мурманск.
Позади - районы частного сектора, по которым пролегал путь:

А впереди вырисовываются силуэты стапелей Черноморского судозавода:

Мы проехали ещё несколько километров, и среди виноградников обнаружили курган, на которой не замедлили подняться. Отсюда вид был уже таким:

Черноморский судозавод образован из двух заводов, построенных в 1895-97 годах - собственно Черноморского судозавода и франко-бельгийской верфи "Наваль". Именно он и стал в советское время главной военной верфью СССР, причём и в 1920-30-е, и в 1950-80-е уверенно шёл к тому, чтобы стать лидером военного судостроения и в мире: так, накануне войны здесь заложили крупнейшие в мире линкоры "Советская Россия", "Советская Украина" и "Советская Беларусь", которые были бы крупнее и мощнее знаменитых японских "Ямато" и "Мусаси" ... но до войны успели сделать лишь корпуса, а затем Николаев заняли немцы. Впрочем, мега-линкоры были тупиковой ветвью, а вот в 1980-е здесь началось строительство кое-чего покруче - настоящих авианосцев. Завод успел выпустить три авианесущих крейсера ("Адмирал Кузнецов", "Адмирал Горшков" и "Варяг"), из которых лишь "Адмирал Кузнецов" остался в составе Российского флота и даже был сфотографирован моим папой с борта промыслового судна во время экспедиции в Баренцево море - длина корабля более 300 метров. Накануне перестройки ЧСЗ строил уже полноценные авианосцы, соответствующие американским аналогам... но завершить строительство головного корабля "Ульяновск" не успели.

Ныне завод работает не более чем на 5% мощности, но его стапель с гигантскими кранами (грузоподъёмность до 1000 тонн, длина - 130 метров) оставляет неизгладимое впечатление. Эти краны видны почти из любой точки города, и километров за десять из окрестных степей, оставаясь высотной доминантой Николаева. Подробнее историю ЧСЗ рассказывал в своём журнале Перископ - с фотографиями и гораздо жёстче.

Ещё немного видов города через залив:

На Черноморский завод мы ещё посмотрим вблизи в конце следующей части, а пока едем в центр, ко второму судозаводу. Вдоль берега залива - в основном многоэтажки, но Старый город начинается уже через пару кварталов. Параллельно Ингулу проходит улица Адмиральская, в начале которой встречает Музей судостроения и флота:

В сам музей мы заходить не стали по причине дефицита времени (да и вроде как он в понедельник закрыт, хотя дверь и открыта), но здание едва ли не самое интересное в Старом городе - штаб Черноморского флота с резиденцией главнокомандующего (1794). В тот год Николаев стал главной базой Черноморского флота - впрочем, всего лишь на 10 лет, пока его в этом качестве не сменил Ахтиар (более известный как Севастополь, непривычное название носивший в 1797-1827 годах).
Перед музеем - аллея с бюстами флотоводцев:

Во двориках у крыльев - всякая военно-морская техника. У правого крыла - такая:

И буквально на углу площади (кадр снят с неё же) - Русский драмтеатр имени Чкалова в здании 1880-х годов:

Вообще, дореволюционные театральные здания в России - большая редкость, обычно сам театр старше своего здания лет на 100. В Николаеве же всё наоборот - здание дореволюционное, а постоянной труппой город обзавёлся лишь в 1934 году. Изящная дореволюционная архитектура без всякого пролетарского пафоса - странно видеть в насквозь пролетарском Николаеве:

Главную площадь состоит из двух симметричных площадей, разделенные спуском к набережной. Та, на углу которой стоит театр - площадь Ленина, и напротив театрального портика - торец гигантской городской администрации:

Напротив бокового фасада театра - хрущовский Дом Связи, очень неплохой для своего времени:

С другой стороны - площадь Десантников, украшенная современной Никольской часовней, за которой просматривается скучное здание областной администрации:

Центр площади - памятник тем самым десантникам, освобождавшим Николаев под командованием Константина Ольшанского. Вообще, практика высадки десанта для захвата важнейших объектов, в общем-то обречённого на героическую смерть, использовалась в боях за Черноморские порты не раз - таким же образом получилась знаменитая "Малая Земля" в Новороссийске. Здесь, впрочем, основные силы подошли оперативно - и всё-таки из 68 человек десанта в живых осталось лишь 11, да и те в основном тяжело раненные. Погиб и сам командир. Сам памятник крупным планом снять я не догадался, поэтому опять же дам ссылку на фотографию periskop.su .

На углу площадей - очень красивый сталинский дом:

С площади Ленина недалеко до набережной Ингула:

Скверик у торца администрации - пожалуй, самое ухоженное место в Николаеве. Памятник полковнику Михаилу Фалееву, который по поручению Князя Потёмкина и строил Николаевскую верфь, краны которой (то есть завода 61 Коммунара) на заднем плане:

Якорь, просто якорь:

И "единая фасада" советских домов, вытянутых параллельно набережной:

Замыкает набережную памятник адмиралу Макарову, который в Николаеве и вовсе родился. За спиной адмирала - Шахматный клуб начала ХХ века, по сей день используемый по назначению.

Набережная совсем короткая, но благодаря высоте не кажется такой тесной, как набережные Херсона:

Очень понравился белый цветок, а точнее лестница, ведущая от него вниз:

Вид наверх - обратите внимание на оформление ступенек:

Внизу - Ингул, небольшая река, на которой стоит также Кировоград. Над самым устьем - разводной мост, за которым пространство Бугского залива:

Чуть выше - пешеходный мост на понтонах, опять же разводной, а за ним краны и заброшенные постройки завода имени 61 Коммунара. Поэтому и мосты разводные - для вывода "изделий":

Завод имени 61 Коммунара - прямой потомок старой Николаевской верфи, был образован в 1920 году слиянием четырёх предприятий: "Трестморсуд" (Трест морского судостроения), "Руссуд" (Русское судостроительное общество), "Ремсуд" (судоремонтный завод), "Тэмвод" (трубный и электромеханический заводы), и своё непроизносимое название получил в память о 61 рабочем завода, расстрелянных белыми в ноябре 1919 года. В советское время завод строил военные корабли - эсминцы, противолодочники, крейсера. Ныне он выглядит мёртвым, хотя работает процентов на десять своей мощности.

Спускаемся к заводской гавани. Мужик у воды красит лодку:

На замусоренном берегу - рыбаки:

Вид на завод с моста открывается постепенно, и если идти со стороны набережной, главная "достопримечательность" завода скрыта за доком в правой части кадра. Впрочем, она видна и с набережной:

Недостроенный крейсер "Украина", который должен был стать флагманом украинского флота. Заложенный в 1984 году как "Адмирал Лобов", это был родной брат крейсера "Москва" - нынешнего флагмана Черноморского флота РФ. Флот в итоге разделили по-братски, и готовый на 75% крейсер был передан новой стране вместе с заводом. К середине 1990-х его готовность удалось довести до 95%, а дальше кончились деньги. Его судьба не определена уже полтора десятилетия - то ли он войдёт в состав украинского флота, то ли его продадут кому-то (России, Китаю, Индии), то ли просто распилят, причём не бюджет, а сам корпус корабля. В июне 2010 года Украина вроде бы окончательно отказалась от крейсера, но и Россия его покупать не спешит - цена за морально устаревший корабль нашим воякам кажется неадекватной.

Брошенный крейсер... Сложно представить зрелище более жалкое. Эта машина могла бы стать действительно грозным оружием, в Холодную войну корабли этого проекта называли "убийцами авианосцев". Да и размер внушительный - длина крейсера почти 180 метров. И вот - лежит брошенный, как ненужная вещь, как игрушка... При мысли о том, что многие в Киеве и Западной Украине искренне рады гибели этих заводов как наследства "гнилого совка", сжимаются кулаки.
Рядом с крейсером - пустые и ржавые стапеля:

Взгляд назад:

Старая заводская ограда - искусственное ущелье ведёт вдоль площади Десантников:

Куда мы и направились:

Очень красивая кладка:

Вид сверху:

Завод тянется вдоль Ингула на километры, и от площади Десантников до заводоуправления надо ещё доехать - впрочем, его шпиль хорошо виден на вводном кадре. Едем по Адмиральской:

А вот и Адмиралтейство - легко подумать, что дореволюционное (даже кораблик на шпиле), но на самом деле 1951 год. Одно и самых впечатляющих заводских зданий, что я видел. С крыльца на меня смотрела, не сводя глаз, тётенька-сторож, но увидев мой фотоаппарат, почему-то успокоилась и ушла восвояси. Ни разу не видел такой реакции на заводах, ни в России, ни на Украине.

Перед заводоуправлением - безобразно запущенный сквер, который я не стал даже снимать, и здания бывшего Морского ведомства 1840-50, ныне занятые строительным коллеждем. Административный корпус:

Бывшие Старофлотские казармы:

А "фасад" завод интересно оформлен на всём своём протяжении. О походе по периметру завода также есть

1980-е годы были пиком промышленной мощи судостроительного гиганта СССР - Черноморского судостроительного завода. Высшей точкой его показателей, успехов и достижений. Заслуг у предприятия перед Отечеством тоже было предостаточно: корабли, построенные в Николаеве на стапелях ЧСЗ, исчислялись сотнями и бороздили все моря и океаны планеты. Завод, как и многие предприятия Советского Союза, имел широкий спектр производства от тяжелых авианесущих крейсеров и ролкеров-газотурбоходов до отличного качества мебели, которая многим жителям Николаева исправно служит до сих пор. На балансе завода было множество учреждений: большой дворец культуры, библиотеки, 23 детских сада на 3500 мест, пансионаты, санатории, базы отдыха. Черноморский завод являлся одним из градообразующих предприятий Николаева.

Сборочный цех атомных реакторов для авианесущего крейсера «Ульяновск»

Осенью 1988 года на Черноморском заводе впервые в истории отечественного кораблестроения был заложен атомный тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск» . Предполагалось построить серию из 4 единиц подобных кораблей, что вывело бы советский флот на новый качественный уровень.

Однако как раз в то время, когда завод достиг таких высоких показателей, начались серьезные проблемы у страны, для которой он работал. Во второй половине 80-х гг. со всей очевидностью началось все более ускоряющееся разрушение СССР. Советский Союз нуждался в модернизации и реформировании, и поначалу процесс, с легкой руки нового словоохотливого Генерального секретаря был назван «перестройкой». Однако очень скоро это слово в контексте сложившейся в стране ситуации стало синонимом катастрофы.

Черноморский завод был в это время загружен заказами. Где-то в Москве бушевали страсти и страстишки всевозможных съездов депутатов разной степени «народности», Михаил Горбачев продолжал утомлять слушателей невнятными речами, в которых становилось всё меньше смысла и всё больше впустую потраченного времени. А в Николаеве все еще строили авианосцы. Страна еще сохраняла единство, и материалы и комплектующие от смежников приходили на завод со всех ее далеких и близких краев.

Но вот все более усиливающиеся порывы холодного и злого ветра перемен стали проникать и за высокие стены завода. Поползли вверх цены, началась инфляция прежде, казалось, непоколебимого рубля. Если при первоначальных расчетах стоимость постройки тяжелого авианесущего крейсера «Варяг» составляла немалую сумму в 500 миллионов, то уже к 1990 г. она уверенно взяла миллиардный рубеж и стремительно его преодолела. Даже бесперебойные до недавнего времени доставки необходимого оборудования и материалов теперь стали более хаотичными. Не все задержки теперь можно было списать, как прежде, на нередкую в производственных вопросах безалаберность.

Стали трансформироваться социально-экономические отношения в обществе - началось массовое создание кооперативов, в которые стали уходить инициативные и квалифицированные рабочие и служащие. Впрочем, до массового оттока персонала с завода дело пока не дошло. К лету 1990 года помимо стоящего на достройке тяжелого авианесущего крейсера «Варяг» и находящегося на стапеле атомного тяжелого авианесущего крейсера «Ульяновск» на заводе находились в постройке плавучая база перезарядки атомных подводных лодок проекта 2020 (шифр «Малина») и разведывательный корабль ССВ-189 «Поднепровье». Последний должен был стать кораблем освещения подводной обстановки, для чего предусматривалось наличие уникальной гидроакустической станции «Днестр» с опускаемой антенной.


Плавбаза перезарядки атомных установок подлодок проекта 2020

На всех этих кораблях проводились штатные судостроительные работы, хотя, разумеется, приоритет отдавался тяжелым авианесущим крейсерам. Параллельно завод выполнял заказы и для народного хозяйства. Беспрерывно работал цех поточной сборки больших рыболовецких траулеров.

Август 1991 года форсировал деструктивные процессы в государственном механизме, ставшие на тот момент уже практически не обратимыми. В этом же месяце Украина провозгласила в одностороннем порядке свою независимость. Энтузиазм политиков и значительной части общества явно отдавал радостной бодростью. Предвыборная агитация перед провозглашенным референдумом и выборами первого президента шла исключительно в одни ворота. Совокупность тезисов и аргументов, большая часть которых должна была будоражить воображение и пищеварительный тракт, сводились к лозунгу: «Чтобы быть богатыми, надо быть незалежными!»

Некоторые идеалисты, глотнув воздуха «свободы», еще надеялись, что в новой реальности найдется все-таки место и для мощной тогда украинской промышленности. Леонид Кравчук в рамках предвыборной кампании не преминул посетить Николаев и Черноморский завод. Сладкоголосый политик не жалел меда для полных восхищения речей, похвал и особенно обещаний. На прямой вопрос заводчан, будут ли достраиваться находящиеся на заводе тяжелые авианесущие крейсеры, Кравчук без запинки ответил, что, разумеется, будут. Так что большинство проголосовало за господина Кравчука, казавшегося более «своим» (и пообещавшего строить авианосцы), а не за его оппонента - известного своим давнишним политическим диссидентством Вячеслава Чорновола.

Мало кто тогда мог предположить, что приторная сладость от обещаний будущего президента скоро сменится горечью разочарования. Из тех немногих, кто не имел привычки с легкостью носить очки с розовыми стеклами, был Юрий Иванович Макаров, директор завода. Как никто другой, он понимал, что, как и где необходимо для завершения сложнейшего производственного процесса по достройке тяжелых авианесущих крейсеров. Понимал, что без четкого, планомерного и централизованного управления этим процессом он безальтернативно закончится бурьяном в цехах и шипением газового резака.

В октябре 1991 г. военно-морской флот, все еще оставаясь единой структурой, был вынужден прекратить финансирование строительства военных кораблей на предприятии. Какое-то время по инерции на них производились работы, пока не затихли полностью. Макаров делал все, что мог, в той сложной и все более похожей на безысходность ситуации. Он доставал министерства и ведомства России и Украины. Использовал все свои многочисленные связи и каналы, требовал, просил и уговаривал.

Как оказалось, никому не было дела до оставшихся уже фактически за границей уникальных боевых кораблей. Москва была зациклена на своих собственных проблемах - впереди был дележ колоссального советского наследства, реформы, более похожие на узаконенный грабеж, запуск цен на околоземную орбиту и приватизация. Киевских политиков еще меньше интересовали какие-то там авианосцы - в их картине мировоззрения этому высокому достижению инженерной и конструкторской мысли было уготовано совсем незначительное место где-то глубоко в тени высоких гор из сала, которое теперь не будут отбирать и съедать жители России.

Для функционирования столь крупного и обладающего большим коллективом завода требовалось значительное финансирование. Киевские власти недвусмысленно дали понять, что в новых условиях такой досадной мелочью, как обеспечение себя заказами, заводу предстоит заниматься самостоятельно. А на достройку тяжелых авианесущих крейсеров у независимого уже, но всё еще небогатого государства средств нет. Авторитет предприятия был в мире весьма высоким - о его продукции многие зарубежные судовладельцы знали не понаслышке. Ведь еще в советское время Черноморский судостроительный завод строил торговые суда на экспорт в страны Запада.

Появились первые заказчики. Это были представители норвежской брокерской компании Libek& Partners, которые начали вести переговоры о постройке на заводе танкеров для норвежского судовладельца Арнеберга дедвейтом 45 тыс. тонн. Завод не строил суда такого типа с 1950-х гг., когда было осуществлено строительство серии танкеров типа «Казбек» .

Директор Юрий Макаров стоял перед нелегким выбором: пустить под газорезку находившийся в 70% готовности к спуску «Ульяновск» для того, чтобы освободить стапель, или отказаться от контракта. Недостроенный авианесущий крейсер оказался вдруг никому не нужен - ни России, ни тем более Украине. На заводе тем временем появились шустрые деловые люди из-за океана, предложившие купить металл «Ульяновска» по баснословной цене 550 долларов за тонну. На радостях украинское правительство в начале февраля 1992 года издало постановление об утилизации атомного тяжелого авианесущего крейсера. Начала агонии первого и, как оказалось, последнего советского авианосца с ядерной энергетической установкой Юрий Иванович Макаров не увидел - 4 января 1992 г. он тяжело заболел.

Превратившись в груды пакетов с металлоломом, «Ульяновск» оказался не нужен уже и покупателям, которые, как оказалось, были готовы платить не более 120 долларов за тонну. Долгие годы тысячи тонн металла лежали по всей территории завода, пока, наконец, их не удалось продать.

«Приднепровье» становится «Славутичем»

Кроме исполинских тяжелых авианесущих крейсеров, нелегкий период развала Советского Союза переживали и другие корабли, строящиеся для военно-морского флота. Один из них - корабль проекта 12884 «Приднепровье». В 1987 году ЦКБ «Черноморец» в Севастополе на базе большого морозильного траулера проекта 12880 разработало большой разведывательный корабль по теме «Гофр».

Черноморский завод уже имел опыт постройки кораблей-разведчиков на базе траулеров. Еще в ноябре 1984 года на предприятии был заложен большой разведывательный корабль проекта 10221 «Камчатка». Особенностью этого разведчика было наличие экспериментальной буксируемой излучающей антенны берегового гидроакустического комплекса «Днестр». Комплекс, составной частью которого являлась «Камчатка», был способен обнаружить подводные лодки в 100 км по шумопеленгу и до 400 км - по эхопеленгу. Точность обнаружения равнялась 20 метрам. Корабль оборудовался специальным подъемно-опускным устройством.


Разведывательный корабль проекта 10221 «Камчатка»

Это сложное и уникальное оборудование было изготовлено на Черноморском судостроительном заводе. Подъемно-опускное устройство не было простой лебедкой. Это было сложное и трудоемкое инженерное сооружение. Первоначально его испытания предполагалось провести в море со специальным макетом, имитировавшим антенну. Однако для экономии времени было решено пойти другим путем. Корпус «Камчатки» должен был собираться из трех частей. Средняя часть, где располагалось подъемно-опускаемое устройство, была собрана на предстапельной плите стапеля номер 1. После сборки и монтажа были проведены статистические испытания, причем 900-тонные козловые краны использовались для имитации качки. Стыковку трех частей корпуса произвели потом в заводском передаточном плавдоке, поочередно накатив на него носовую и кормовую части корпуса. Среднюю часть установили при помощи плавкранов. Такая непростая операция значительно сократила время испытаний корабля. Вступив в строй в 1986 году, «Камчатка» отправилась на Дальний Восток, и вошла в состав Тихоокеанского флота.

Корабль проекта 12884, как и «Камчатка», являлся большим разведывательным кораблем, или кораблем освещения подводной обстановки. От своего «прародителя», большого морозильного траулера, он должен был отличаться только узкой и высокой надстройкой над верхней палубой, где должно было располагаться подъемно-опускное устройство. Для опускания и подъема антенны комплекса «Днестр» внутри корпуса имелась закрываемая снизу сквозная шахта. Полное водоизмещение разведчика составляло 5830 тонн.

Работы по подготовке к постройке «Приднепровья» (так решено было назвать новый разведчик) начались 1 января 1988 г. на стапеле номер 1. На нем в тот момент строились плавбазы атомных подводных лодок проекта 2020, и корабль пришлось втискивать в напряженное стапельное расписание. Корпус проекта 12884, или заказа 902 был заложен в августе 1988 г., а в 1990-м - спущен на воду. К концу 1990 года готовность «Приднепровья» составляла около 46%. В отличие от «Камчатки» он строился для службы в составе Северного флота. Темпы работ на нем впоследствии были снижены в пользу концентрации производственных ресурсов на тяжелых авианесущих крейсерах «Варяге» и «Ульяновске».

Осенью 1991 г. финансирование заказа 902, как и других кораблей для военно-морского флота, прекратилось. В 1992 году, учитывая высокую степень готовности «Приднепровья», власти Украины решили достроить корабль и ввести его в состав флота. Однако никто не собирался поставлять независимому государству новейшую и уникальную опускаемую антенну, без которой его применение по прямому назначению становилось проблематичным. Корабль, учитывая обширные помещения, предусмотренные для установки различной разведывательной аппаратуры, предложили достроить как штабной, или корабль управления.


Корабль управления «Славутич» на хранении в Севастополе

В августе 1992 года его переименовали в «Славутич», а в ноябре того же года на нем подняли украинский военно-морской флаг. Служба «Славутича» проходила в многочисленных демонстрациях флага, заходов в порты зарубежных стран и в многочисленных учениях, в том числе с кораблями блока НАТО. После воссоединения Крыма с Россией «Славутич» остается на хранении в Севастополе. Судьба его еще не определена. По иронии судьбы «Приднепровье» - «Славутич» оказался последним на сегодняшний момент военным кораблем, полностью достроенным Черноморским судостроительным заводом.

В 1895 году основан завод «Наваль» (неофициально предприятие также называли Французским заводом), как бельгийское «Общество корабельных верфей, мастерских и плавилен» .

25 сентября этого же года начато строительства судостроительного, механического и литейного завода под названием «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» . В октябре 1895 года на смежном с заводом «Наваль» участке «Обществом механического производства в Южной России» началось строительство Черноморского механического и котельного завода (Черноморский завод). Завод должен был выпускать машины и котлы для судов и кораблей, строившихся в Николаеве для Черноморского флота .

  • ноябрь 1896 года - открытие Черноморского завода.
  • 21 октября 1896 года - открытие завода «Наваль».
  • В 1898 году состоялось заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин , котлов и артиллерийских башен для строящегося на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосца «Князь Потёмкин-Таврический ».
  • В 1899 - первая крупная политическая забастовка 700 рабочих котельного и мостостроительного цехов.
  • 1901 год - заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин , котлов и артиллерийских башен для строящихся на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосцев «Иоанн Златоуст », «Евстафий » и крейсера «Кагул ». С этого времени завод становится основной машиностроительной базой для судостроительных заводов юга страны.
  • Июль 1901 года - закладка эскадренного миноносца «Заветный »(сдан Черноморскому флоту в 1903 году. Остальные эсминцы типа «Лейтенант Пущин » («Завидный », «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий») были построены в период с 1903 по 1905 годы.
  • 1902 год - всеобщая забастовка рабочих завода.
  • 1903 год - Черноморскому флоту сдан эскадренный миноносец «Заветный».
  • 1904 год - построена дизель-компрессорной станция. Завершено внедрение в широких масштабах пневматической клёпки , сверловки , рубки и чеканки взамен ручных работ.
  • 1905-1907 годы - неоднократные локальные и всеобщие забастовки, демонстрации и вооружённые столкновения с полицией и войсками, непрерывные массовые аресты бастующих и восставших рабочих.
  • 1908 год - включение путём слияния акций Черноморского завода в состав завода «Наваль» и начало реконструкции завода.
  • 1909 год - закладка первого в мире подводного минного заградителя «Краб ». Окончена постройка и сданы Черноморскому флоту минные крейсеры «„Лейтенант Шестаков“ , „Капитан-лейтенант Баранов“, „Лейтенант Зацаренный“ , „Лейтенант Пущин“.
  • 1910 год - строительство нового здания технической конторы и нового плаза.
  • В 1911 году завод „Наваль“ перешёл в собственность французского „Общества николаевских заводов и верфей“ (ОНЗиВ). Он специализировался на изготовлении котлов и механизмов для броненосцев, строящихся в Николаевском адмиралтействе, а также на постройке миноносцев и минных крейсеров. В то время завод „Наваль“ был единственным судостроительным предприятием на юге России, оборудованным современной техникой. [Цветков с.86] Окончание реконструкции стапеля № 1 и закладка линейного корабля „Императрица Екатерина Великая “. Окончена постройка восьмого пролёта главного механического цеха (старо-турбинный участок), предназначенного для сборки паровых турбин .
  • 1912 год - сооружение башенно-артиллерийского цеха на площадях, ранее занимавшихся мостостроительным цехом, технической конторой и столовой.
  • В 1913 году в связи с переходом значительной части акций завода в распоряжение Санкт-Петербургского международного коммерческого банка - французское „Общество николаевских заводов и верфей“ было преобразовано в русское акционерное общество под тем же названием - ОНЗиВ. С учётом требований Морского министерства - „строить корабли по новым судостроительным программам только на русских заводах и руками русских рабочих“ владельцы ОНЗиВ добились получения заказа на постройку ЛК „Екатерина II“ и поставку турбин и котлов для ЛК „Императрица Мария“ и Император Алксандр III», строившихся на заводе «Руссуд», а также завод должен был построить четыре эскадренных миноносца типа «Дерзкий». [Цветков с.86]
    • Окончание сооружения Большого ковша с восточной набережной и пирсом .
    • Окончание постройки здания трубомедницкого цеха.
    • Сдача в эксплуатацию 150-тонного плавучего крана, поступившего из Дуйсбурга .
    • Ввод в эксплуатацию плавдока грузоподъёмностью 30000 тонн, построенного заводом «Руссуд ».
  • 1914 год - окончание постройки и сдача флоту эскадренных миноносцев «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Пронзительный».
  • В июне 1915 года Черноморскому флоту был сдан минный заградитель «Краб » и линейный корабль «Императрица Екатерина Великая ». Закончено строительство арматурного цеха (цех 25).
    • Внедрение разметки деталей корпуса по развёрткам с плаза по способу Симпсона-Егорова.
    • Начало постройки восьми эскадренных миноносцев типа «Новик».
  • 7 января 1916 года рабочие завода начали забастовку, которая продолжалась до 24 февраля 1916 года и проходила под экономическими требованиями. 24 февраля 1916 года завод был временно закрыт, около 6 тыс. участвовавших в забастовке рабочих призвали в армию, но уже в конце марта 1916 года большинство из них было возвращено на завод для продолжения работ До конца 1916 года была завершена постройка ново-турбинного участка и организовано производство паровых турбин . Закончено строительство инструментального цеха, прессового участка главной кузницы (гидравлический ковочный пресс усилием 3000 тонн установлен в 1912 году в недостроенном здании), здания электроремонтного цеха и мартеновского цеха (первая плавка в декабре 1916 года).
  • В марте 1917 года на заводе образован Исполнительный комитет рабочих и солдатских депутатов. Установлено двоевластия .

С августа 1917 года началось создание отрядов Красной гвардии и организована ими охраны завода.

  • В мае 1919 года проведена Национализация завода.
  • В 1921 году начались работы по восстановлению и модернизации поднятых затопленных кораблей и достройке кораблей, оставшихся на заводе и в других местах, в том числе двух подводных лодок типа «АГ», эскадренных миноносцев «Незаможник» («Занте»), «Петровский» («Корфу»), «Шаумян» («Левкас»), «Фрунзе», «Дзержинский» и др.
  • В ноябре 1922 года название завода изменено на «Николаевские объединённые государственные заводы им. Марти и Бадина» . В этом же году в 20 экземплярах вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Гудок Наваля» и была открыта библиотека завкома профсоюза с фондом 1200 книг (к 1987 году в библиотеке более 250 000 книг).
  • В 1923 году начались опытные работы по освоению электросварки .
  • 4 ноября 1924 года название завода изменено на «Николаевские объединённые государственные заводы им. Андре Марти ».
  • 1925 год - на стапеле № 1 был заложен танкера «Эмбанефть» (первоначальное название «Красный Николаев»).
  • 6 апреля 1926 года, постановлением президиума Всеукраинского ЦИК завод и группа работников награждены орденом Трудового Красного Знамени УССР .
    • Август: Промышленное внедрение электросварки .
  • 1927
    • Создание бюро строителей судов (БСС).
    • Прибытие на завод Председателя ВСНХ СССР В. В. Куйбышева , решившего вопросы загрузки завода на длительное время.
    • Преобразование участка главного механического цеха в самостоятельный судомонтажный цех (цех № 15).
    • Черноморскому флоту сдан крейсер «Червона Украина» .
    • Создание деревообрабатывающего цеха (цех № 14), выделенного из корпусного цеха.
  • В 1928 году начато производство серии малооборотных дизелей мощностью 1400 л. с. для своих танкеров и для других заводов отрасли.
  • 1929 год - создание самостоятельного малярного цеха (цех № 41).
    • Создание Судотреста (с 1930 года - Главморпром) и включение завода в его состав.
  • В 1930 году Черноморскому флоту были переданы подводные лодки типа «Декабрист ».
  • В 1932 году Черноморскому флоту сдан крейсер «Красный Кавказ ».
    • Начало строительства серии цельносварных подводных лодок типа « ».
    • Ввод в эксплуатацию первого корпуса судомонтажного цеха. До 1932 года судомонтажный (44) цех помещался во временных деревянных строениях и в здании испытательной станции.
  • 1933 год - создание цеха озеленения. Начало благоустройства территории завода.
  • 1934 год - ввод в эксплуатацию второго корпуса судомонтажного цеха и создание Конструкторского отдела.
  • 1935 год - начало строительства крейсеров , эскадренных миноносцев , ледоколов , подводных лодок серии , XI, XIII для Тихоокеанского и Черноморского флотов и Севморпути .
    • Начало стахановского движения на заводе.
  • 1936 год - организация цеха судовых паровых турбин и турбоагрегатов на площадях бывшего вагоностроительного цеха (цех № 26).
  • 1937 год - создание достроечного цеха (цех № 34) и диспетчерского отдела.
  • 7 февраля 1938 года судомонтажный цех разделён на три цеха: судомонтажный (цех № 44), трубомедницкий (цех № 45), жестяницкий (цех № 46).

В августе этого же года закончено строительство надводной части стапеля «О» и заложен линейный корабль «Советская Украина».

    • Окончание постройки нового здания и организация второго арматурного цеха (цех № 12). В 1949 году здание было восстановлено и передано РУ-1 (ПТУ-5).
    • Выделение из главного механического арматурного цеха (цех № 25).
    • Август: Строительство за 22 дня силами ремонтно-строительного цеха двухэтажного здания и вселение в него такелажно-парусного цеха (цех № 42). До этого времени являлся участком корпусного цеха (в послевоенный период в этом восстановленном здании помещается цех № 41).
    • Октябрь: Создание отдела главного технолога завода.
  • 1939
    • Награждение орденами и медалями большой группы работников завода за успешное выполнение заданий правительства.
  • 1940
    • Закончено строительство блока цехов.
    • Создано ФЗО-3 (в дальнейшем ПТУ-14).
  • 1941
    • Июнь: Организация производства авиабомб , переправочных понтонов , а также форсирование строительства судов на стапеле и на плаву.
    • Август: Эвакуация всех кораблей, находившихся на плаву, уникального технологического оборудования, инструментов, ценных материалов и высококвалифицированных рабочих и ИТР.
  • 1944
    • 28 марта: Покинувшие Николаев войска гитлеровской коалиции перед уходом полностью разрушили завод (из 784 зданий и сооружений сохранилось только два здания: здания медсанчасти и крепёжной мастерской, сейчас в нём станочный участок арматурно-крепёжного цеха).
    • Апрель: Начало восстановления завода силами особой строительно-монтажной части № 44 (ОСМЧ-44) и цехами завода.
    • Сентябрь: Начало занятий в РУ-1, ФЗО-3, ФЗО-7, судостроительном техникуме и (во временных зданиях).
  • 1945
    • Октябрь: Начало достройки кораблей, эвакуированных на период временной оккупации.
  • 1947
    • Внедрение рентгенографического контроля качества сварных соединений.
    • Начало строительства новых цельносварных судов из плоскостных и объёмных секций. Внедрение в широких масштабах автоматизированных видов электросварки и газовой резки металлов.
  • 1948
    • Введение системы подготовки производства планирования судостроения и снабжения на технологической основе путём применения планово-учётных единиц технологических комплектов и этапов.
  • 8 февраля 1949 года завод награждён орденом Ленина , а 275 работников орденами и медалями за успешное выполнение заданий правительства и в связи с пятидесятилетием завода.
    • 25 апреля: Разделение корпусного цеха на три: корпусообрабатывающий (цех № 17), корпусосборочный (цех № 18) и корпусно-стапельный (цех № 16).
    • Организация машиносчётной станции (МСС).
    • 7 декабря: Создание второго судомонтажного цеха (цех № 40).
  • 1950
    • Освоение процесса литья якорных цепей.
  • 1951
    • Создание сборочно-сварочного цеха (цех № 11).
  • 1951
    • Создание арматурно-крепежного цеха (цех № 39).
  • 1952
    • Создание корпусодостроечного цеха (цех № 12).
    • Создание второго малярного цеха (цех № 22).
    • Начало внедрения строительства судов среднего водоизмещения поточно-позиционным методом.
  • 1953
    • Открытие на заводе филиала Николаевского судостроительного техникума.
    • Создание цеха комплектации (ликвидирован в 1962 году).
  • 1954
    • Создание паропреобразовательных подстанций взамен паро-котельных.
    • Объединение кузнечно-прессового цеха со штамповочным (цех № 6).
  • 1955
    • Строительство регазификационной станции пропан -бутана и подачи его цехам по трубопроводам.
    • Внедрение дробомётного способа очистки металла от окалины и ржавчины.
  • 1956
    • Внедрение процесса литья якорных цепей целыми смычками (изобретение П. Т. Кузьмина).
    • Название завода изменено на «Николаевский судостроительный завод имени И. И. Носенко ».
    • Организация подготовки производства и начало серийного строительства рыбопромысловых судов поточно-позиционным методом.
    • Внедрение способа вычерчивания плаза в масштабе 1:10.
    • Начало строительства китобойных баз проекта 392, сухогрузных судов проекта 567, научно-исследовательских судов и других плавбаз различного назначения.
  • 1957
    • Июль: Упразднение министерства судостроительной промышленности СССР и включение завода в состав Херсонского совнархоза , а в 1963 году - в состав Черноморского совнархоза.
  • 1959
    • Создание Отдела главного сварщика.
  • 1959-1960
    • Спроектировано, изготовлено и установлено 43 стационарных козловых крана, заменивших железнодорожные краны.
  • 1960
    • Внедрение высокотехнологичной сваривающейся низколегированной стали для изделий корпусного литья.
  • 1961
    • Внедрение ультразвуковой дефектоскопии. Внедрение предметной специализации участков и цехов на постройке единичных и малосерийных судов.
    • Постройка станции углекислого газа и подача газа цехам по трубам.
    • Замена сплошных наружных лесов местными подвесными этажерками, люльками и др.
  • 1962
    • Внедрение в широких масштабах электросварки в среде CO 2 .
    • Замена твёрдого и жидкого топлива, а также привозного пропан -бутана природным газом (Шибилинского месторождения), подаваемым по магистральным трубам (газификации завода).
    • Перебазирование медсанчасти завода в трёхэтажное здание общей площадью 5400 м².
    • Начало строительства авианесущих крейсеров проектов 1123, 1143, 1143.3, 1143.4, 1143.5. Строительство продолжалось более тридцати лет.
  • 1964
    • Начало строительства рыбопромысловых и сухогрузных судов и изделий машиностроения на экспорт.
    • Перебазирование в новое здание инструментального цеха (цех № 10).
  • 1965
    • Создание лаборатории НОТ . Начало систематической разработки планов научной организации труда.
    • Упразднение совнархозов и подчинение завода министерству судостроительной промышленности СССР.
  • 1966
    • Окончание стадиона «Судостроитель».
    • Окончание строительства Западной и Южной набережной.
  • 1967
    • Открытие Дворца культуры и техники завода.
    • Организовано строительное управление хозспособа.
    • Построено здание и организован учебный комбинат завода.
    • Построен новый корпусообрабатывающий цех (цех № 17).
  • 1968
    • Создан участок по производству огнестойких слоистых пластиков для деталей зашивки судовых помещений.
    • Название завода изменено на «Черноморский судостроительный завод».
    • Начало строительства кораблей особого назначения - проектов 394, 994, 10221, 1288.4. Строительство продолжалось более двадцати лет.
  • 1969
    • Организация на заводе вычислительного центра (ВЦ).
    • На площадях старого корпусообрабатывающего цеха организован цех металлоконструкций для судового машиностроения (цех № 3).
  • 1970
  • 1971
    • Создание цеха технологического автотранспорта (цех № 28).
  • 1972
    • Реорганизация цехов: первого малярного, деревообрабатывающего и модельного и образование цехов модельно-мебельного (цех № 1) и первого столярно-малярного (цех № 41).
    • Окончена постройка здания инженерно-лабораторного корпуса (ИЛК). Перебазирование отделов заводоуправления в ИЛК.
  • 1973
    • Внедрение комплекса испытаний рыбопромысловых судов у стенки завода без выхода в море.
  • 1974
    • Внедрение автоматизированной системы плазовотехнологической подготовки производства.
  • 1975
    • Начало постройки серии сухогрузных судов типа «Атлантика» с горизонтальным способом подачи грузов.
  • 1976
    • Создание и внедрение новой конструкции спускового устройства, механизирующего спусковые работы.
    • Начало строительства нового жилого массива завода на намывной территории («Намыв»).
  • 1977
    • Сентябрь: Награждение завода вторым орденом Ленина за успешное выполнение планов десятой пятилетки.
  • 1978
    • Внедрение системы групповой гидравлики в конструкцию тележечных поездов для передвижки и накатки судов на плавдок.
  • 1979
    • Внедрение технологии изготовления якорных цепей из проката с применением электросварки .
    • Внедрение в широких масштабах агрегатированного монтажа механизмов, устройств и систем на постройке БМТР.
    • Построен и введён в эксплуатацию цех крупнопанельного домостроения (цех № 47).
  • 1980
    • Создание в арматурном цехе (цех № 25) специализированного участка обработки на станках с ЧПУ.
  • 1981
    • Начало развития бригадных форм организации труда с оплатой за конечный результат.
  • 1983
    • Создание совета бригадиров завода.
    • Внедрение процесса оконтуровки секций и блоков с помощью оптических приборов.
    • Завершение монтажа кранов грузоподъёмностью 900 тонн, реконструкции стапелей и начало внедрения крупноблочного строительства судов.
  • 1984
    • Создание цеха автоматики (цех № 30).
  • 1985
    • Внедрение транспортировки объёмных секций массой до 200 тонн автотрейлерами.
    • На северной набережной для подъёма и схода работающих установлены эскалаторы.
  • 1986
    • Промышленное внедрение рекуперации электроэнергии в заводскую сеть при швартовных испытаниях.
  • 1987
    • Создание рабочей группы по подготовке завода к внедрению хозрасчёта и самофинансирования.
    • В Мисхоре построен и начал действовать восьмиэтажный первоклассный дом отдыха «Судостроитель» на 200 мест.
    • В районе северной набережной построена и внедрена в эксплуатацию современная столовая на 860 мест.
  • 1988
    • Создан совет трудового коллектива завода (СТК).
    • Начало строительства новой набережной и подготовки территории для размещения комплекса монтажно-достроечных цехов.
    • Включение в структурную схему управления заводом должности заместителя директора завода по экономике.
    • Состоялась выставка «Опыт ЧСЗ» на ВДНХ .
    • 25.11.1988 спущен на воду ТАКР «Рига», в последующем переименован в «Варяг», не достроен, продан в КНР.
  • 1989
    • Февраль: Первым в области вступил в строй цех крупнопанельного домостроения. Первенец - 114 - квартирный жилой дом.
    • Июнь: Заложен очередной траулер, которому присвоено имя Анатолия Ганькевича .
    • Ушёл на испытания ТАКР «Тбилиси» .
  • 1992
    • Резко сократились объёмы производства на заводе. Но завод выходит из тяжёлого положения, в сборочно-сварочном цехе изготавливаются секции для рефрижераторов завода имени 61 коммунара , секция траулеров для завода «Океан ». 12 февраля была сдана ОТК и Регистру первая секция заказ 201.
    • Вышло решение о порезке ТАКР «Ульяновск» , находящегося на стапеле.
    • Первый корабль ВМС Украины «Славутич», построенный черноморцами, поднял флаг и вышел на ходовые испытания.
    • Первый диффузионный аппарат, изготовленный на ЧСЗ, отправился во Львовскую область в посёлок Красный на сахарный завод.
    • Май: Открылся спорткомплекс на Намыве, построенный «ЧСЗ» для обслуживания заводчан и их семей.
  • 1993
    • ЧСЗ подписал контракт с греческой компанией Avin International SA на строительство трёх танкеров .
    • Июнь: На ЧСЗ побывали премьер-министр Украины Л. Д. Кучма и председатель Совета Министров РФ B. C. Черномырдин . Они побывали на ТАКРе «Варяг ».
    • Июль: На Улице Крылова открылся новый магазин-салон «Наваль». В нём продаётся продукция народного потребления, выпускающаяся на ПО «ЧСЗ».
    • В Коблево на заводской базе отдыха открыт новый современный корпус, рассчитанный на отдых 250 черноморцев и членов их семей в один заезд.
  • 1994
    • Спущен на воду первый танкер-продуктовоз Kriti Amber, строящийся по заказу греческой компании Avin International SA.
  • 1995
  • 1996
  • 1997
  • 1999
  • 2002
  • В 2003 году Черноморский судостроительный завод исключён из списка стратегических предприятий, не подлежащих продаже. Начались переговоры о продаже предприятия.
  • С 2005 года предприятие занималось арендой своих площадей для фирм, подрядчиков, ремонтирующих суда. Из 40 тыс. работников осталось чуть более 2 тыс. человек (в основном администрация).
  • В 2018 году хозяйственный суд Николаевской области признал банкротом ПАО «Черноморский судостроительный завод» В том же году, завод продан за 120 млн. гривен ($4,2 млн.).

Публичное акционерное общество Черноморский судостроительный завод признано банкротом. Соответствующее решение принял Хозяйственный суд Николаевской области. Об этом в среду, 4 июля, сообщает пресс-центр судебной власти Украины.

Отмечается, что финансовые трудности завод переживал давно. В 2015 году была введена процедура санации завода, однако, система мер по восстановлению платежеспособности должника не смогла предотвратить банкротство должника.

3 июля решением суда процедура санации была остановлена, завод признали банкротом и была начата ликвидация предприятия.

Согласно постановлению, срок исполнения всех денежных обязательств банкрота считается наступившим.

Прекращается начисление неустойки (штрафа, пени), процентов и других экономических санкций по всем видам задолженности банкрота. У банкрота не возникает никаких дополнительных обязательств (в частности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме расходов, связанных с осуществлением ликвидационной процедуры.

Отменяются аресты, наложенные на имущество должника, признанного банкротом, и иные ограничения по распоряжению имуществом такого должника. Наложение новых арестов или других ограничений относительно распоряжения имуществом банкрота не допускается.

Со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры прекращаются полномочия органов управления банкрота по управлению банкротом и распоряжение его имуществом, руководитель банкрота увольняется с работы в связи с банкротством предприятия, а также прекращаются полномочия собственника (собственников) имущества банкрота.

Завод входит в состав судостроительного холдинга Smart Maritime Group (SMG, Украина), основанный в 2009 году для управления морехозяйственного активами Смарт-холдинга. Бенефициаром Смарт-холдинга является бизнесмен и политик Вадим Новинский.

Публикации по теме