Новые правила перевозки грузов автотранспортом. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом П 6 правил перевозок грузов автомобильным транспортом

Действующих федеральных законов в России почти четыре тысячи, а постановлений разных министерств и ведомств - более одиннадцати тысяч. Среди этой массы нормативных актов встречаются совершенно уникальные экземпляры, великолепно иллюстрирующие успеваемость законодательных органов за процессами, происходящими в стране. Так, например, существует 17 действующих постановлений, принятых в 1918–1945 годы. Так что перевозчикам, правила работы которых были обещаны в Уставе автомобильного транспорта, вступившем в силу еще в 2008 году, а в результате запоздавшем почти на четыре года, обижаться на законодателей не стоит.

Понятийный аппарат

«Правила перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (далее Правила), «усохли» по сравнению с привычными ОППГАТ в несколько раз. Но в качестве руководства к действию они вполне подходят.

Правила дополнили Устав автомобильного транспорта (УАТ) шестью новыми понятиями: «сопроводительная ведомость», «партия груза», «грузовое место», «тяжеловесный груз», «крупногабаритный груз» и «делимый груз». Правда, для большинства перевозчиков почти все эти понятия так и останутся невостребованными. А вот слово «простой», определение которого так надеялись увидеть еще в Уставе, осталось незамеченным.

«Простой» в понятии законодателей это «задержка» в погрузке или выгрузке, которая согласно УАТ и Правилам исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа или накладной. Вот только на практике нередко бывает так, что водитель днями ожидает, когда его пустят на территорию склада, и ни один документ у него никто не берет.

В очередной раз всплыло понятие «организация перевозок грузов», но никакой ясности, к сожалению, оно не добавило. Статья 799 ГК РФ отсылает стороны договора перевозки к уставам и правилам, но чем «организация» перевозок отличается от простой «перевозки», не отвечают ни УАТ, ни Правила.

С понятиями «заказ» и «заявка» решили не мучаться, принимая эти термины равнозначными, как в ГК РФ, хотя УАТ предупреждает, что «заказ» - это любая перевозка, а «заявка» - только при наличии договора об организации перевозок. Установлено понятие «опоздание»: теперь транспортное средство считается опоздавшим, если оно прибыло на загрузку с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в заказе или заявке. Впрочем, стороны договора могут изменить этот срок по своему усмотрению (п. 25 Правил).

Шаг за шагом

Глава вторая Правил «Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза» действительно содержит вполне конкретные указания. Но насколько эти указания соответствуют реалиям бизнеса, предстоит еще разобраться. Пункт 6 Правил предусматривает, что перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в п. 13 Правил. За этим, на первый взгляд, простым пунктом по-прежнему скрывается вариант, указанный в п. 1 ст. 8 УАТ, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая, если иное не предусмотрено договором, составляется грузоотправителем. То есть перевозчику для подтверждения факта заключения договора перевозки достаточно принять груз и подписать транспортную накладную.

А вот п. 7 Правил уже интереснее. Согласно ему заказ (заявка) подается грузоотправителем перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3-х дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку). Достаточно подробная инструкция (не всегда возможная при реальной работе, когда транспортное средство нуждается в срочной загрузке) содержит весьма интересное ограничение, допускающее подачу заявки перевозчику непосредственно грузоотправителем, то есть грузовладельцем или его уполномоченным экспедитором.

Остается открытым вопрос: что делать перевозчику, чтобы точно узнать, кто направил ему заявку и чем ему может грозить направление заявки ненадлежащим лицом? Если рассматривать ситуацию юридически, то фактическое принятие перевозчиком такой заявки от диспетчера и обоснованный отказ грузоотправителя от погрузки транспортного средства может стать предметом долгого разбирательства на предмет непредъявления груза.

Несложно отыскать виновника, если, например, грузоотправитель своевременно отказался от подачи транспортного средства и сообщил о своем отказе посреднику (что для грузоотправителя тоже остается загадкой до прибытия машины), но это распоряжение по какой-либо причине не дошло до перевозчика. А вот взыскать с посредника убытки тяжело, поскольку они, как правило, не утруждают себя заключением надлежащих агентских договоров, ограничиваясь условной «заявкой», в которой их ответственность, разумеется, не прописана. Остается надеяться, что риск проехать лишние пару сотен километров несколько раз в месяц пересилит желание перевозчиков надеяться на извечный «авось». В таком случае инициатива законодателей достигнет своей цели - избавит рынок от посредников.

Часть вторая п. 7 Правил вступает в противоречие и с ГК РФ, и с УАТ. Существует мнение, что в тексте п. 2 ст. 785 ГК РФ «…подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной» допущена опечатка. Это мнение подтверждает и соответствующая статья УАТ: «транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем». Правила же определяют составление транспортной накладной как некое коллективное творчество: «При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8–11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной».

С учетом требования п. 8 Правил перевозчик будет вынужден описывать многочисленные рейсы своего транспорта, пытаясь свести прошлые прибыли с возможными в будущем убытками в документе под названием «прейскурант», содержащем сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы. Этот документ должен быть предоставлен по требованию грузоотправителя, что вполне объяснимо с любой точки зрения, в том числе и с той, что диктовать цены на перевозку должен все-таки перевозчик, а не грузоотправитель и тем более посредники, варьирующие цену для клиента в зависимости от собственного процента.

К сожалению, на практике никакой прейскурант не выдержит конкуренции с теми участниками рынка, которые не стараются следовать букве закона, и на тех направлениях, на которых традиционно большой грузопоток и высокие ставки в один конец и практически полное отсутствие грузов в обратном направлении. Также постоянный рост цен на топливо будет сильно опережать адекватное отражение фактических затрат перевозчиков, а необходимость платить более высокие заработные платы и более высокие арендные платежи в крупных городах ударит по карманам перевозчиков обеих столиц и городовмиллионников.

Права и обязанности

Пункты 24–26 Правил подробно прописывают те положения, которые считаются «надлежащим исполнением договора»: сроки подачи транспортного средства и порядок предъявления груза. Как было сказано выше, введено понятие «опоздание»: подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон (п. 25 Правил).

Расширено, по сравнению с УАТ, право грузоотправителя и фрахтователя отказа от исполнения договора перевозки или фрахтования: в соответствии со статьей 10 УАТ водитель обязан предъявлять в месте погрузки документ, удостоверяющий личность, но без санкций. По Правилам непредъявление такого документа послужит основанием для возвращения автомобиля в гараж (п. 29 Правил). Данный пункт вполне обоснован, поскольку до введения Правил в УАТ оставался пробел.

Эксперт

Николай Шаристанов, начальник департамента транспорта RosLogistics

Постановление Правительства РФ No. 272 от 15.04.2011 «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом» никак не отразилось на деятельности нашей компании. До его принятия действовали законодательные акты, принятые еще в СССР, к которым далее издавались дополнения. И данное постановление просто аннулировало документ советских времен, убрав неактуальные пункты, в итоге получился уже российский документ. Единственным нововведением было утверждение новой формы транспортной накладной на внутрироссийские грузоперевозки, но эта накладная по непонятным причинам не аннулировала действие предыдущей ТТН. Поэтому в настоящее время действуют два документа, дублирующие друг друга.

В Правилах много внимания уделено пломбированию грузового отсека (п. 56–62). Условие о том, что пломбирование может быть необязательным по условиям договора перевозки, оставлено, поэтому стоит внимательно вчитываться в текст договора.

Пунктом 63 Правил установлен срок доставки грузов. По умолчанию он составляет в междугородном или международном сообщениях из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки. Почему именно 300 километров - непонятно, ведь даже при средней скорости 60 км/ч при восьмичасовом рабочем дне с учетом времени отдыха водитель может пройти не менее 350 километров. У перевозчика остается возможность маневра: если грузоотправитель не обратит внимания на срок доставки, то перевозка из Москвы до Санкт-Петербурга грозит затянуться почти на трое суток. Прописан порядок возврата груза в случае, если грузополучатель отказывается его принять (переадресовка), при этом очень четко установлены сроки ожидания ответа грузоотправителя (п. 67). При применении этого пункта стоит иметь в виду, что право позвонить по телефону дано только водителю, а вот перевозчик уведомлять грузоотправителя обязан таким образом, чтобы в случае судебного разбирательства доказать правомерность своих действий. Лучше всего, если уведомление будет отправлено с помощью телеграфа, и в идеале, если оно будет отправлено не только по адресу, где находится офис грузоотправителя, но и по тому адресу, который принято называть «юридическим».

Даже если работниками почты контрагент не будет обнаружен по «юридическому» адресу, об этом будет сделана соответствующая отметка, которая послужит аргументом перевозчику, поскольку по «юридическому адресу», или месту нахождения организации, определенному уставом, любая организация находиться обязана. Расположение фактического офиса в другом месте без уведомления налоговых органов в глазах судьи уважения к организации не прибавит, поэтому денег на две телеграммы жалеть ни в коем случае не стоит. Нелишним будет перевозчику также запомнить, что отказ грузополучателя в приемке груза с предложением забрать груз себе на реализацию не допускается. Такое право грузополучателю дается только в отношении скоропортящегося груза (п. 6 ст. 15 УАТ РФ).

Эксперт

Николай Епихов, заместитель директора оперативного управления Asstra Forwarding по обучению, информации и консультациям

Пункт 2 «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом» определяет: перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами. Соответственно, при таких перевозках применяется:

  • Конвенция СМR 1956 года
  • Нормы и правила ФИАТА.
  • Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554)
  • Гражданский кодекс РФ, глава 41 «Транспортная экспедиция».

Есть неприятный сюрприз: пунктом 75 Правил предусмотрена возможность проезда по территории России автотранспортных средств с грузом, имеющих общий вес 40 тонн, а при перевозках в 40-футовых контейнерах - 44 тонны. Несомненно, это является более прогрессивной нормой по сравнению с действовавшей ранее - 38 тонн. На первый взгляд, увеличение общего веса автотранспортного средства с грузом дает право думать о возможности увеличения веса одной отправки, перевозимой на стандартном автопоезде. Подобные предложения уже поступили от ряда заказчиков. Анализ новых правил позволяет сделать вывод о том, что суммарная осевая нагрузка на трехосную тележку с межосевым расстоянием от 1 м до 1 м 35 см (самый распространенный размер используемых полуприцепов) понижена с 22,5 до 21 тонны. Соответственно, не представляется возможным увеличение веса одной отправки.

Что касается внутригосударственных перевозок, Устав и Правила представляют еще один вид договора, который до этого ни разу не встречался в российских нормативных актах автотранспортного права, а также не упоминается в СМR Конвенции. Речь идет о договоре фрахтования. В ст. 2 Устава посредством определения понятий «фрахтователь» и «фрахтовщик» в оборот российского автотранспортного права вводится договор фрахтования: П.21. Фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;П.22 фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов. Согласно этому договору фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких автотранспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, а фрахтователь обязуется уплатить стоимость пользования предоставленного фрахтователем транспортного средства (транспортных средств).

Данный договор обладает признаками договора аренды транспортного средства с экипажем, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (статья 632 ГК РФ). То, что автотранспортное средство предоставляется с экипажем, следует из содержания части 6 статьи 18 Устава, где указано, что время подачи транспортного средства по договору фрахтования исчисляется с момента предъявления водителем фрахтователю путевого листа и документа, удостоверяющего личность. Различие между договором аренды транспортного средства с экипажем по ст. 632 ГК РФ и договором фрахтования по Уставу и правилам состоит в том, что поименованный в ГК РФ договор является договором аренды на время, а по Уставу - на один или несколько рейсов. То, что договор фрахтования не является договором перевозки груза, следует из содержания норм, определяющих ответственность фрахтователя.

Фрахтовщик не несет ответственности за сохранность перевозимого в транспортном средстве груза и соблюдение сроков доставки груза, а несет лишь ответственность за непредоставление транспортного средства (часть 2 статьи 34). В то же время, по нашему мнению, Закон о ТЭД, Гражданский кодекс РФ, Правила ТЭД не препятствуют заключению договора транспортной экспедиции с клиентами и договоров перевозки с перевозчиками. Итак, взаимодействие экспедитора с перевозчиком может строиться по схемам:

  • или использование договора фрахтования;
  • или от имени и по поручению клиента заключение договора перевозки с перевозчиком. Правила, к сожалению, не содержат такое понятие, как «заказчик» или «клиент». Все заточено на «грузоотправителя» (то есть абсолютно не учитываются базовые условия договора купли продажи «Инкотермс») или на «фрахтователя».

Факты и акты

Один из самых конфликтных моментов в перевозке - так называемый «простой», или «срыв загрузки». Правила этот момент практически не прояснили. Перевозчик подает в условленное время надлежащее транспортное средство, но отправитель не начинает загрузку вовремя, а то и вовсе отказывается от погрузки, ссылаясь на неготовность груза или отсутствие документов. При этом совершенно не факт, что перевозчик вообще будет допущен на территорию отправителя и будет иметь возможность получить отметки о прибытии под погрузку, то есть удостоверить время, с которого будут исчисляться сроки простоя.

И УАТ, и Правила предусматривают ответственность грузоотправителя за нарушение сроков погрузки. Но УАТ отсылает перевозчика к Правилам перевозок, а Правила определяют только сроки непосредственного проведения погрузки, а сроки, в течение которых груз считается непредъявленным, - исключительно на усмотрение сторон. Поэтому необходимо срок, по истечении которого груз считается непредъявленным, определять в договоре или заявке. По обычаям делового оборота для сторон договора делают «зеркальную» ответственность и «зеркальные» обязанности, то есть вполне допустимо установить срок предъявления груза к погрузке в пределах 2-х часов, если аналогичный срок установлен для перевозчика как предел опоздания, или более длительный, если для перевозчика также допустимо опоздание в течение этого срока. Положения договора должны содержать указания на сроки предъявления груза считая с момента подачи транспортного средства, а также сроки, в течение которых исчисляется простой (п. 4 ст. 35 УАТ РФ), а также сроки, истечение которых считается непредъявлением груза к перевозке. Согласно п. 6 ст. 35 УАТ штраф за простой транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявлением для перевозок грузов, предусмотренных договором.

Пункт 79 Правил учит перевозчиков началам досудебного урегулирования и порядку подготовки доказательной базы. Речь идет об актах, которые составляются в случае:

  • невывоза по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
  • непредоставления транспортного средства и контейнера под погрузку;
  • утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза;
  • непредъявления для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
  • отказа от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
  • просрочки доставки груза;
  • задержки (простоя) транспортных средств и контейнеров, предоставленных под погрузку и выгрузку.

Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению, а при невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения другой стороны от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без ее участия, предварительно уведомив контрагента в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования. Отметку в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов. Уведомление о составлении акта, сделанное всем заинтересованным лицам, должно быть направлено в их адрес почтой - экспресс или телеграммой: факсимильные сообщения и тем более электронные уведомления могут быть отклонены судом, если в договоре не прописаны электронные адреса, по которым направляются такие уведомления, и порядок принятия таких уведомлений сторонами.

Интересен п. 86 Правил. Во-первых, «…в транспортной накладной, заказенаряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа». В данном случае идет речь о статьях 34 и 35 УАТ РФ, которыми определены размеры штрафных санкций, предъявляемых как перевозчиками, так грузоотправителями или грузополучателями к виновной стороне. Во-вторых, «…в отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 10 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона» (речь идет об УАТ). То есть штрафы за простой рефрижераторов, автовозов и другого подвижного состава, отнесенного Правилами к специализированному, увеличиваются в два раза.

Если же перевозчик не допущен на территорию отправителя, это не лишает его права составлять акт. В таком случае потребуются дополнительные доказательства того, что он был в месте назначенной погрузки вовремя: можно зафиксировать пробег в путевом листе или сделать распечатку навигационной системы. Однако недобросовестные грузоотправители достаточно успешно пользуются тем, что заставляют водителей ожидать за пределами своей территории, учитывая, что доказать его своевременное прибытие и время ожидания не всегда удается. Исправить положение можно с помощью использования тахографа, в том числе и при перевозках по территории РФ: правда, для этого потребуется соблюдение водителями режима труда и отдыха и правильного ведения тахограмм и их учета. Подобные условия договора должны быть отражены и при разгрузке транспортного средства. Действия перевозчика при выгрузке абсолютно аналогичны.

Возникает вопрос: что делать, если заказчик перевозки ввел перевозчика в заблуждение и оказался не лицом, предусмотренным законодательством, то есть грузоотправителем, а посредником? Нередко бывает так, что до грузоотправителя доходит искаженная информация или не доходит вообще, то есть говорить о его недобросовестности нельзя: при любом разбирательстве он сможет доказать, что при планировании загрузок или выгрузок транспортных средств он опирался на информацию, предоставленную ему тем исполнителем, которого он сам может принимать за перевозчика. При ссылках на Правила или УАТ ситуация может обернуться не в пользу перевозчика, ведь договора, которым могут быть определены условия, не прописанные в нормативных документах, между ними не существует.

Сложно будет и сослаться на УАТ и Правила и при разбирательстве с самим заказчиком перевозки, если его статус фактически отличается от прописанного в законе, поскольку и УАТ, и Правила не затрагивают участие в перевозке третьих лиц. Поэтому наиболее простой рекомендацией для перевозчика в данном случае может быть: избегать ссылок на УАТ и Правила в тех случаях, когда формулировки могут быть отнесены исключительно к обязанностям грузоотправителя или получателя. То есть обязанность заказчика перевозки должна быть сформулирована не как обязанность произвести какое-то действие, которое касается непосредственно грузоотправителя или грузополучателя, а обеспечить исполнение такого действия. В таком случае штрафные санкции будут налагаться на него как на лицо, не исполнившее своих обязательств по договору.

Бумага бумаге рознь

Последние пункты Правил посвящены претензиям. Правила устанавливают перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии, без указания - копии это или оригиналы, что дает возможность удачно маневрировать, предоставив в качестве таких документов заверенную копию, тем более что транспортная накладная для перевозчика становится отчетным документом.

УАТ в части предъявления претензий указывает, что документы при отказе в удовлетворении или частичном удовлетворении претензии должны быть возвращены, а при полном удовлетворении претензии - оставлены у лица, которому претензия была предъявлена (ст. 40 УАТ). Такое изложение дает любой из сторон возможность сослаться на неполное предоставление документов для рассмотрения претензии. В то же время предоставление документов без конкретной ссылки на нормативный акт может спровоцировать недобросовестность любого из контрагентов. Например, сторона, которой предъявляется претензия, может ссылаться на недобросовестность предъявителя, говоря о том, что данный документ поименован в претензии, но фактически не приложен, в то время как и предъявитель может сознательно указать в претензии, но не приложить определенный документ. Противодействие такому мошенничеству - личная передача документов под роспись либо использование почтовой описи вложений.

Приложение как плюс

Приложения к Правилам снимают вопросы, связанные с актуальной проблемой практически всех перевозчиков - предельной загрузкой и нагрузкой на оси транспортных средств.

А вот приложение №6 «Сроки погрузки и выгрузки», несмотря на кажущуюся конкретику, способно внести путаницу. Прежде чем посчитать, сколько времени потребуется на погрузку, предстоит подумать, к какому виду транспортного средства стоит отнести обычную «еврофуру». Вариантов множество, а точного ответа нет.

Сильно смущают сроки погрузки и выгрузки, определенные для автовозов: 6 минут до одной тонны включительно, и далее - 3 минуты за каждую неполную тонну. Как водитель будет загонять и закреплять какой-нибудь Land Cruiser, а потом выравнивать аппарели за рекордно короткий срок, пока непонятно. Впрочем, это может быть тайный заговор по борьбе с пробками.

Если обратиться к приложению №10 «Перечень специализированных транспортных средств», то можно обнаружить связь между фургоном-рефрижератором и транспортным средством с кузовом-фургоном из приложения №6 и путем нехитрых вычислений убедиться, что норматив загрузки рефрижератора - чуть более часа. По аналогии можно предположить, что подобные нормативы могут быть применены и к тентованным полуприцепам. Вопрос в том, будут ли эти нормативы исполняться на практике и не приведет ли следование им к постоянным конфликтам между грузовладельцами и перевозчиками. Поэтому стоит воспользоваться правом, предоставленным п. 38 Правил, и определять сроки погрузки в договоре перевозки. В сроки погрузки и выгрузки груза не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке (п. 39 Правил).

Буря в стакане воды?

На форуме «Автотрансинфо» перевозчики, экспедиторы и посредники посвятили обсуждению Правил более сотни страниц, ведь появление правил фактически «ломает» наработанную годами схему «заказчик - экспедитор - посредники (диспетчеры) - перевозчик».

бы, от ухода лишнего звена, посредника, должны выигрывать все оставшиеся стороны: грузовладелец, экспедитор и, конечно, перевозчик, отношения которого с посредниками не складываются, несмотря на то, что большинство перевозчиков за последние годы сильно повысило правовую грамотность. Но практика показывает: посредники пытаются обратить положения новых Правил в свою пользу, исключив из процесса самого важного субъекта, который обеспечивает им стабильный и весьма неплохой доход - перевозчика. Показателен пример. Крупный диспетчер скидывает заявку и говорит: «Когда вам придут ТТН, не ставьте свою печать - для клиента перевозчиками являемся мы». Это реальная реплика, прозвучавшая на форуме «Автотрансинфо». Подобное «исключение» перевозчика ставит его фактически в положение лица, юридически никакую перевозку не выполнявшего. Тут можно говорить не о гражданско-правовых отношениях между сторонами, а о намеренном нарушении закона. Но перевозчики на подобные «исключения» продолжают идти, хотя риск остаться без бизнеса гораздо более велик, чем риск остаться без «ценного» клиента.

Новые правила перевозки грузов

Новые правила перевозки грузов автотранспортом дают практически пошаговые инструкции взаимодействия перевозчика с его контрагентами. Такие подробности участники рынка ждали и от Устава автомобильного транспорта в 2008 году, но он их ожидания не оправдал. Насколько же учли пробелы Устава и облегчили жизнь перевозчикам Правила?

Новые правила перевозки грузов

Основные понятия

Правила применяются при перевозке различных штучных грузов, металлогрузов всех разновидностей, подвижной техники, железобетонных изделий и конструкций, контейнеров, тарно-штучных грузов, грузов в транспортных пакетах, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лесных грузов.

Для грузов, рассматриваемых в правилах и одновременно внесенных в перечень должны также соблюдаться требования к морской перевозке опасных грузов. Правила устанавливают общие требования к погрузке-разгрузке судов, обеспечивающие безопасность при перевозке . В том числе опасных веществ в упакованном виде, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке морем создать угрозу для жизни и здоровья людей, привести к повреждению судов и перевозимых грузов.

Требования, применяемые к отправителям контейнеров:

  • Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке;
  • Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им.

Информационные особенности передачи груза

Грузоотправитель должен своевременно передать перевозчику все документы, касающиеся груза, требуемые правилами. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности таких документов.

Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и предоставить перевозчику необходимые сведения о нем. С этой целью грузоотправителем заблаговременно до погрузки предоставляется информация о грузе в письменном виде. (Рис.1)

Рис. 1 Маркировка при упаковке груза
1 — Знак опасности;
2 — Манипуляционные знаки;
3 — Серийный номер ООН;
4 — Классификационный шифр;
5 — Транспортное наименование.

С целью обеспечения достоверности и полноты информации о грузах, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке, грузоотправитель поручает разработку информации о грузе признанной организации.

Информация о грузе может использоваться в течение срока действия, устанавливаемого разработчиком в зависимости от характера и динамики изменения транспортных характеристик и свойств груза.

Груз, грузовые места и грузовые транспортные единицы, включая контейнеры, должны быть погружены, уложены и закреплены на судне в течение всего рейса в соответствии с наставлением по креплению грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы на судне выполняются в соответствии с наставлением по креплению грузов по рабочей технологической документации, разрабатываемой и утверждаемой в установленном порядке. (Рис.2)


Погрузо — разгрузочные работы на судне

Отправитель грузов, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке, организует контроль выполнения требований информации о грузе. Так же выдачу капитану судна документа о безопасной укладке и креплении груза. В случае перевозки груза на палубе и выполнения работ по его креплению, получение документа, подтверждающего проявление должной заботы для обеспечения безопасной перевозки груза, возлагается на перевозчика.

Для получения разрешения на выход судна с грузами, представляющими опасность при морской транспортировке, капитан судна представляет капитану порта информацию о грузе. Так же, документ о его безопасной укладке и креплении, выданные признанной организацией.

Требования к грузу, таре, упаковке и маркировке

Предъявляемый к перевозке морем, должен быть подготовлен с учетом требований стандартов на груз, а также соответствовать требованиям условий морской транспортировки и стандартов в части:

  • Исправности тары и упаковки;
  • Наличия и исправности пломб, замков, контрольных лент;
  • Отсутствия течи жидких грузов в таре;
  • Соответствия тары нормативным документам;
  • Наличия на таре ясно видимой маркировки, в том числе предупредительных надписей;
  • Отсутствия подмочки грузов, боящихся таковой;
  • Отсутствия запахов или других признаков, свидетельствующих о порче груза.

Упакованный опасный груз

При подготовке генерального груза к перевозке необходимо учитывать:

  1. Возможность его смещения под воздействием качки;
  2. Опасность, связанную с возможностью его возгорания, взрыва и неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду (токсичность, радиационное излучение);
  3. Возможность потери качества или порчи от воздействия влаги, пыли, загрязнений, тепла, коррозии, испарений и различных видов бактерий;
  4. Выделение влаги, пыли, тепла и различных запахов;
  5. Необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов перевозки.

По признакам совместимости генеральные грузы делятся на три категории:

  1. Обладающие агрессивными свойствами;
  2. Подверженные воздействию агрессивных факторов;
  3. Нейтральные.

Судно, перевозящее генеральный груз

Тара грузовых мест массой в одну тонну и более должна иметь приспособления (обуха, рымы, гаки, и т. п.), для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления грузов на судне. Прочность указанных приспособлений должна соответствовать массе грузового места и нагрузкам, возникающим при морской транспортировке. Подъемные приспособления не должны выступать за наружные поверхности тары. При обнаружении недостатков, связанных с опасностью утраты, порчи или повреждения груза или нанесения ущерба судну, грузоотправитель должен привести тару в соответствие с требованиями действующих нормативных документов.

Подготовка грузовых помещений и судовых устройств к приему груза

Суда, подаваемые перевозчиком под погрузку, должны быть в мореходном состоянии, а грузовые помещения подготовлены к приему груза.

Подготовка судна к приему груза должна включать:

  1. Приведение грузовых помещений в соответствующее для данного груза состояние и проверку систем, проходящих через грузовые помещения;
  2. Проверку исправности действия грузовых устройств;
  3. Проверку надежности закрытия отверстий, доступ к которым после загрузки судна будет невозможен, и отверстий, которые в соответствии со своим назначением должны быть закрыты;
  4. Проверку исправности устройств, служащих для наблюдения за уровнем воды в льялах, а также осушительных систем;
  5. Проверку исправности противопожарных систем и оборудования;
  6. Проверку герметичности люковых крышек и системы гидравлики привода люковых закрытий.

Грузовые помещения должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов, при этом характер уборки помещений зависит от вида груза, подлежащего к перевозке:

  • Перед перевозкой строительных материалов, металлопродукции, подвижной техники, грузов без упаковки и других грузов, не подверженных воздействию пыли, запахов и т. д., производится сухая уборка трюмов;
  • Перед перевозкой пищевых и растительных грузов, хлопка, тканей и других промышленных товаров в мелкой расфасовке или пакетах грузовые помещения должны быть вымыты, просушены и проветрены;
  • При наличии запахов грузовые помещения должны быть дезодорированы;
  • После перевозки соленой рыбы, мокро-соленых шкур, жидких жиров, соли, скота и других подобных грузов трюмы должны быть обязательно вымыты, а после перевозки мокро — соленых шкур и продезинфицированы;
  • После перевозки пылящих, загрязняющих грузов, например, угля насыпью, трюмы должны быть промыты водой из шлангов.

Уборка судна после перевозки груза

Для предохранения от ударов грузом судовые системы (трубы) в грузовых помещениях судна должны быть ограждены металлическими или деревянными кожухами. Трюмные льяла должны быть вскрыты и вычищены. При наличии запаха в льялах они должны быть после мойки просушены и опрысканы известковым молоком, марганцовокислым калием, 1 % аммиачным раствором или другими дезодорирующими средствами. Горловины всех цистерн должны быть проверены на герметичность. Приемные отростки осушительной системы и мерительные трубки должны быть осмотрены и очищены. Судовые стрелы и краны должны быть подняты и закреплены таким образом, чтобы не мешать работе береговых кранов.

При использовании судовых грузоподъемных средств они должны быть заблаговременно проверены и приведены в готовность в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации и судовой технической документации.


Судно, со встроенным грузоподъемным краном

Перед укладкой палубного груза необходимо выполнить следующее:

  1. Предусмотреть и установить достаточное число прочных рымов и обухов для крепления найтовов;
  2. Защитить от возможного повреждения грузом трубопроводы, идущие по палубе;
  3. Проверить надежность люковых закрытий;
  4. Очистить шпигаты и штормовые портики от грязи и проверить их исправность;
  5. Подобрать необходимые устройства для крепления и разместить их в местах погрузки;
  6. Подготовить необходимые материалы с повышенным коэффициентом трения и разместить их в местах погрузки;
  7. Обозначить на палубе места, которые должны быть оставлены свободными от груза для обеспечения доступа к пожарным постам, люкам, дверям и т. д.

Готовность грузовых помещений для перевозки конкретного вида груза проверяется администрацией судна, о чем делается запись в судовом журнале.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом: общие положения

Общие правила перевозки грузов установлены соответствующими транспортными кодексами, уставами, другими законами и разработанными на их основе регламентирующими документами (п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ). Например, при организации и осуществлении грузоперевозок на автомобильном транспорте необходимо учитывать положения:

  • Устава автотранспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ;
  • Правил перевозок грузов автотранспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272;
  • Постановления Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090.

Перемещение грузов автотранспортом может реализовываться в следующих видах сообщения (п. 1 ст. 4 Устава):

  • городском;
  • пригородном;
  • междугородном;
  • международном.

В зависимости от вида сообщения и типа груза (например, опасный или скоропортящийся) помимо правил перевозки грузов дополнительно могут применяться положения международных договоров и соглашений (пп. 2-4 Правил).

Договор о перевозке грузов

Транспортировка груза производится на основании договора перевозки (п. 6 Правил).

Субъектами такого договора являются грузоотправитель и перевозчик. Соглашение может быть заключено путем принятия к реализации перевозчиком заказа (или заявки от грузоотправителя — при наличии договора об организации перевозок). Таким образом, договор перевозки является реальным, а не консенсуальным.

Факт заключения такого договора удостоверяется транспортной накладной, составляемой отправителем груза, если иное не принято соглашением сторон (п. 1 ст. 8 Устава). Согласно правилам перевозки грузов транспортная накладная оформляется:

  • по форме приложения № 4 указанных Правил (абз. 2 п. 6);
  • в количестве 3 экземпляров на одну или несколько партий товара, транспортируемых на 1 единице автотранспорта (п. 9 Привил).

Наличие надлежащим образом оформленных транспортных накладных при возникновении споров обычно рассматривается судом как доказательство наличия между сторонами соглашения о грузоперевозке (например, Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 по делу № А40-118675/2016).

Однако само по себе отсутствие накладной не означает незаключенности договора перевозки (п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Существенным условием договора перевозки грузов автотранспортом является предмет соглашения. Согласно п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ перевозчик обязан доставить порученный ему груз в точку назначения и передать его лицу, имеющему соответствующие правомочия принять груз. Грузоотправитель обязан оплатить предоставленную ему услугу.

  • подробные характеристики груза (наименование, вес, объем, размеры и т. д.);
  • дату и время отправления груза и его доставки;
  • описание пунктов отправки и назначения;
  • стоимость услуги и порядок произведения расчетов.

Сроки осуществления перевозки грузов автотранспортом и ответственность за их несоблюдение

  1. Предоставление пригодного для перевозки груза транспорта и контейнеров реализуется в сроки, установленные договором (п. 22 Правил). За нарушение условия о вывозе груза, равно как и за непредъявление груза к отправке нарушитель (в первом случае — перевозчик, во втором — отправитель) уплачивает штраф 2-й стороне соглашения в размере 20 процентов провозной платы. Также сторона, чьи права были ущемлены просрочкой, может потребовать возмещение причиненных таким образом убытков (п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35 Устава).
  2. Сроки погрузки и выгрузки товара оговариваются в соглашении. При отсутствии таких уточнений в договоре необходимо воспользоваться приложением № 6 к правилам перевозки грузов, утвержденным постановлением № 272.
  3. Срок доставки. Время, отведенное для доставки грузов, обычно прописывается в соглашении сторон. При отсутствии такого указания доставка груза до места назначения осуществляется согласно правилам перевозки грузов:
  • в течение суток — в городском и пригородном сообщении;
  • из расчета 24 часа на каждые 300 км расстояния перевозки — в междугородном и международном сообщении (п. 63 Правил).

За просрочку доставки груза предусмотрен штраф, равный 9 процентам от суммы провозной платы за каждые сутки просрочки, но не выше стоимости всей перевозки (п. 11 ст. 34 Устава).

Ответственность перевозчиков за несохранность груза

Перевозчик несет ответственность за всякое повреждение груза или его утрату с момента принятия к транспортировке и до передачи уполномоченному лицу, независимо от наличия или отсутствия вины перевозчика в нарушении указанного обязательства (п. 1 ст. 796 закона № 14-ФЗ).

Ответственность исключается в случае доказательства перевозчиком того, что груз был поврежден или утрачен в силу внешних обстоятельств, предотвратить которые он не мог. При этом одного указания на факт случившегося форс-мажора недостаточно, перевозчик должен доказать, что с его стороны были предприняты все возможные действия для исключения негативных последствий (Постановление АС Московского округа от 13.03.2017 по делу № А40-65662/2016).

Согласно правилам перевозки грузов перед обращением с иском к грузоперевозчику необходимо соблюсти претензионный порядок (ст. 39 Устава). Претензии могут быть предъявлены в течение срока давности, составляющего 1 год и исчисляемого с момента повреждения или утраты груза, просрочки доставки и т. д. (ст. 42 Устава).

Таким образом, правила перевозки груза автомобильным транспортом в совокупности с нормами иных отраслей законодательства (в т. ч. Гражданского кодекса РФ и международных соглашений) регулируют отношения, возникающие между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем в процессе территориального перемещения материального объекта — груза.

Правилами перевозки груза предусмотрены основные требования к организации и осуществлению процесса транспортировки грузов, а также меры ответственности за их нарушение.

Факт заключения договора перевозки грузов подтверждается надлежаще оформленной транспортной накладной.

Правила перевозок грузов на автотранспорте конкретизируют и дополняют положения Устава АТ. Основные пункты Правил могут быть использованы при составлении договоров с грузовладельца­ми, так как основаны на большом практическом опыте выполне­ния перевозок. Разделы Правил содержат основные обязанности и права участников транспортного процесса (перевозчика, грузо­отправителя и грузополучателя). В этом плане следует более под­робно рассмотреть следующие разделы Правил.

Правила заключения договоров на перевозку грузов. В соответ­ствии с Гражданским кодексом РФ договор перевозки грузов - это договор, по которому перевозчик обязуется доставить груз, полу­ченный от отправителя (грузоотправителя), в пункт назначения уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договоры перевозки подразделяются на долгосрочные (регу­лярные перевозки) и краткосрочные (разовые заказы).

Долгосрочные договоры чаще всего заключаются с грузоотпра­вителем сроком на год (годовой договор) и при необходимости могут продляться на следующий год. С грузополучателем долго­срочные договоры заключаются при вывозе грузов с транспорт­ных узлов и доставке продукции на заготовительные или перера­батывающие предприятия. При заключении договора с грузопо­лучателем, так же как и при принятии от него разового заказа, грузополучатель пользуется правами, выполняет обязанности и несет ответственность, предусмотренные для грузоотправителя.

Долгосрочный договор на перевозку груза должен содержать:

объем перевозок и номенклатуру грузов;

условия перевозок (режимы работы, обеспечение сохранности груза, условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. п.);

порядок расчетов за перевозки;

маршруты и схемы грузопотоков.

Разовый заказ должен соответствовать установленной форме и со­держать наименование и адрес грузоотправителя, время прибытия ПС к заказчику, точные адреса мест погрузки и разгрузки, наимено­вание и количество груза, количество грузовых мест, сведения о лице, ответственном за использование выделяемого ПС, условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ и порядок оплаты пе­ревозок. Факт заключения договора по разовому заказу подтвержда­ется получением грузоотправителем транспортной накладной.

Правила приема грузов к перевозке. Для выполнения перевозок грузовладелец предоставляет АТО при наличии долгосрочного договора заявку, а при его отсутствии - разовый заказ.

В случае, если грузовладелец не заказывает конкретную модель ПС, тип и количество АТС, выделяемых для осуществления пе­ревозок, определяется АТО.

Перевозчик обязан предоставлять грузоотправителю исправный ПС в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающим санитарным требованиям. При прибытии на погруз­ку водитель предъявляет грузоотправителю служебное удостове­рение и оформленный должным образом путевой лист.

Грузоотправитель обязан до прибытия ПС под погрузку подго­товить груз к перевозке и оформить товарно-транспортные доку­менты, пропуска для проезда к месту погрузки, сертификаты и другие необходимые для перевозки данного груза документы и принадлежности.

Если груз должен перевозиться в сопровождении экспедитора грузовладельца, грузоотправитель обязан обеспечить его прибы­тие до момента подачи ПС под погрузку.

При предъявлении грузов, перевозимых навалом, россыпью, наливом и в контейнерах, грузоотправитель должен в товарно-транс­портной накладной указать массу этих грузов. Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием массы груза и коли­чества грузовых мест. При предъявлении к перевозке грузов с объяв­ленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись гру­зовых мест в трех экземплярах.

Перевозник имеет право отказаться от приема груза к перевозке в следующих случаях:

груз предъявлен к перевозке в ненадлежащей таре или упа­ковке, не обеспечивающей его сохранность;

предъявленный груз не предусмотрен заявкой или разовым заказом, а при междугородных перевозках - с назначением в дру­гой пункт;

масса груза, предназначенного для перевозки на одном АТС, превышает грузоподъемность ПС, поданного под погрузку согласно заявке или заказа;

груз не может быть доставлен в пункт назначения в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Правила пломбирования грузов. Загруженные крытые АТС, кон­тейнеры и цистерны, отправляемые одному грузополучателю, долж­ны быть опломбированы грузоотправителем. В неопломбированном ПС опломбированию или обандероливанию подвергаются отдель­ные грузовые места. При обандероливании грузовое место обвя­зывается бумажной лентой или тесьмой, которые скрепляются в местах соединения печатью или штампом изготовителя или гру­зоотправителя.

Пломбы навешиваются в соответствии со следующими прави­лами:

на фургонах и контейнерах на всех дверях по одной пломбе. Перед пломбированием обе двери должны быть скреплены за­крутками из отожженной проволоки диаметром не менее 2 мм и длиной 250...260 мм;

на цистернах на крышке заливного люка и сливного отвер­стия по одной пломбе, если иного не предусмотрено условиями перевозок отдельных видов грузов;

на грузовом месте от одной до четырех пломб в точках соеди­нения окантовочных полос или других увязочных материалов.

Пломбы не должны допускать возможности доступа к грузам и снятия пломб без нарушения их целости. Для пломбирования мо­гут применяться свинцовые или полиэтиленовые пломбы с каме­рой или с двумя параллельными отверстиями и мягкая проволока диаметром 0,6 мм. Пломбы должны навешиваться на проволоку, предварительно скрученную в две нити. Скручивание проволоки производится из расчета четырех витков на сантиметр длины.

Факт опломбирования груза и контрольные знаки пломбы ука­зываются в товарно-транспортной накладной.

Перевозка с неясными оттисками на пломбах, а также с не­правильно установленными пломбами запрещается.

Правила выдачи грузов. Груз выдается в пункте назначения, указанном в товарно-транспортной накладной. Обязанность извес­тить грузополучателя о прибытии груза возлагается на грузо­отправителя.

Грузополучатель обязан:

принять груз и разгрузить ПС, прибывший до окончания вре­мени работы грузополучателя;

принять груз в обязательном порядке при международных и централизованных перевозках;

очистить ПС и при необходимости произвести его санитарную обработку.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые перевозчик несет ответственность, изменилось настоль­ко, что исключает возможность полного или частичного исполь­зования груза по прямому назначению, о чем составляется акт.

Выдача грузов перевозчиком производится в том же порядке, в каком груз был принят к перевозке (пересчетом мест, взвеши­ванием или без взвешивания, обмером и т.п.). Грузы, прибывшие с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются гру­зополучателю без проверки количества, массы и состояния груза.

При централизованном обслуживании железнодорожных стан­ций, портов и аэропортов прием и выдача грузов производится по правилам, действующим на данных видах транспорта.

Правила переадресовки грузов. Грузовладелец имеет право пере­адресовать груз до момента выдачи его грузополучателю. Распоря­жение грузоотправителя перевозчику о переадресовке может быть передано по факсу, электронной почте или в другом виде, но оформляется в письменном виде и должно содержать:

номер первого заказа и товарно-транспортной накладной; адрес и наименование первоначального грузополучателя; адрес и наименование нового грузополучателя. В случае отказа грузополучателя от приема груза и невозмож­ности получить указания от грузовладельца о другом получателе перевозчик имеет право:

сдать груз на хранение в ближайшем месте фактического на­хождения груза;

передать груз другой организации, если характер груза требует его срочной реализации;

возвратить груз грузоотправителю с полным возмещением ус­луг по перевозке и выплатой предусмотренных штрафов.

Требования и ограничения по трансферу грузов автомобилями закреплены в Постановлении Правительства № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Финальная редакция документа утверждена 12 декабря 2017 года. Раздел общих положений определяет зону ответственности постановления, указывает смежные подзаконные акты.

Глава с общими правилами включает пункт с глоссарием, определяющим такие термины как: «сопроводительная ведомость», «партия груза», «КГС» (крупногабаритное транспортное средство), «тяжеловесное транспортное средство», «делимый груз». Оригинальный текст Общих положений рекомендуется просмотреть на сайте «Консультант», так как там приведены ссылки на смежные регламенты и приложения. Текст по ссылке .

Заключение договоров на перевозку грузов

Грузовой трансфер осуществляется на основании договора о перевозке груза. Помимо договора для каждого трансферного акта должна составляться ТТН — товарно-транспортная накладная, в которой указано количество занятых мест и спецификация перевозимых объектов.

Чтобы инициировать перевозку, грузоотправитель должен отправить заявку подрядчику. Рассмотрение заявки производится в течение 3 суток. В случае отказа подрядчик обязан предоставить заказчику письменное объяснение того, почему заявка не удовлетворена.

Перевозчик обязан по требованию отправителя предоставить прейскурант. В прейскуранте обязательно отражаются расценки на услуги и механика расчета платы за провоз.

Товарно-транспортная накладная оформляется в трех экземплярах: по экземпляру для отправителя, получателя и перевозчика. На одну партию груза оформляется одна ТТН. В одном автомобиле или автопоезде может транспортироваться несколько партий. Все исправления, внесенные в накладную, заверяются подписями ответственных лиц. Количество ТТН не должно быть меньше числа задействованных транспортных средств.

Транспортная накладная должна содержать сведения об объявленной ценности груза, которая не должна превышать действительную стоимость перевозимых объектов. Оформление накладной может быть произведено в одностороннем порядке (перевозчиком), если не предполагается транспортировка объектов, предназначенных для ведения предпринимательской деятельности.

Правила подачи ТС и контейнеров, приемка грузов и их погрузка в грузовые места

Данный аспект регламентирован разделом 3 Постановления. Указано, что отправитель в установленные Договором сроки обязан представить подрядчику груз. Сторона перевозчика обязана представить исправное ТС, пригодное для доставки перевозимого имущества в точку назначения.

Пригодным признается технически исправное транспортное средство, характеристики которого соответствуют заявленным в Договоре. Предоставление непригодного ТС тождественно неподаче машины.

Если автомобиль подан к месту погрузки с задержкой в 2 часа или более от времени, зафиксированного в заказ-наряде, то это приравнивается к опозданию. По прибытии авто в точку погрузки фрахтователем в ТТН должны быть отмечены:

  • дата и время прибытия;
  • габаритно-весовые параметры груза;
  • состояние тары;
  • количество погрузочных мест в контейнере.

Фрахтователь в праве отказаться от услуг подрядчика, если допущены следующие нарушения:

  • автомобиль/контейнер не подходит для транспортировки заявленного груза;
  • транспортное средство подано с опозданием более чем на 2 часа;
  • водитель не представил по требованию заказчика удостоверение личности, водительские права соответствующей категории или путевой лист.

Также важно указать критерии, по которым груз считается соответствующим требованиям, указанным в Договоре:

  • груз подготовлен к отправке или затарен в соответствии с изменениями, установленными предыдущей редакцией (30.12.11) данного Постановления. Текст по ссылке ;
  • груз промаркирован в соответствии с нормативными актами;
  • габаритно-весовые параметры соответствуют заявленным.

Если технология разгрузки в точки приема требует демонтажа контейнера с ТС, то тогда фрахтователем составляется сопроводительная ведомость. В ведомости требуется указать дату и время отбытия, параметры груза, сведения о соблюдении карантинных, фитосанитарных, таможенных требований.

В отдельных случаях в ведомости должны фиксироваться данные о рекомендуемом температурном режиме трансфера и информация о максимальном сроке, который груз может провести в пути без потери значимых свойств.

Если при транспортировке используются технические средства отправителя — они в сохранности должны быть возращены после окончания поездки.

Погрузка транспортируемых объектов в ТС лежит в зоне ответственности отправителя; разгрузка контейнера — компетенция получателя. Технология погрузки должна обеспечивать сохранность груза, тары и транспортного средства. Если технология погрузки подразумевает использование автоматизированных машин, то погрузочные места должны оборудоваться технологическими отверстиями (петлями, проушинами и т.п.), которые обеспечат безопасное помещение груза в контейнер.

Приложение 7 определяет понятия погрузки и разгрузки, а также их основные этапы. Текст по ссылке . Приложение 6 регламентирует временные лимиты для погрузки/выгрузки различных категорий грузов. Также в расчет берется тип контейнера. Таблица с данными по ссылке .

Требования к маркировке

Маркировка осуществляется путем нанесения на тару надписей. Эта процедура находится в компетенции организации заказчика. Основные маркировочные надписи:

  • полные или сокращенные наименования грузоотправителя и грузополучателя;
  • количество грузовых мест;
  • точные адреса пунктов погрузки/выгрузки.

Дополнительно на тару наносятся информационные надписи, содержащие сведения о габаритно-весовых параметрах.

Расчет массы груза, опломбирование транспортных средств и контейнеров

Накладная должна содержать сведения о массе груза, занимаемом количестве мест, объеме груза в кубометрах.

Масса груза вписывается в накладную на основании:

  • измерений на весах;
  • данных технической документации;
  • на основании объема груза.

Способ определения массы отмечается в ТТН стороной отправителя.

Обеспечение сохранности груза подразумевает накладку пломб на контейнер. Опломбирование — зона ответственности заказчика транспортных услуг. Технология нанесения пломбы предполагает обязательный срыв защитной метки для доступа к грузу.

Места крепления пломб:

  • на дверях фургонов, их секций (не менее 1 пломбы);
  • на дверях контейнеров (по одной штуке на каждую дверь);
  • на крышках люков и сливных отверстий у цистерн (по одной пломбе в каждой зоне).

Также должно быть опломбировано каждое грузовое место в месте пересечения связочных материалов.

Сроки доставки и правила выдачи груза

Сроки доставки определяются положениями Договора. Если сроки не оговорены документом то действуют следующие условия: если речь идет о городском или пригородном трансфере — доставка должна быть осуществлена за 24 часа. При международных/междугородных перевозках груза минимальный километраж составляет 300 км/сутки.

Груз считается утраченным, если подрядчик не доставил его спустя 10 дней после погрузки (для городских маршрутов) или 30 дней (междугородное или международное направление). В этом случае заказчик услуг вправе требовать возмещение ущерба с логистической организации.

Если получатель не может принять «посылку», то отправитель может указать новый адрес доставки. Если и там разгрузка не представляется возможной, груз возвращается в пункт отправления. Все дополнительные перемещения оплачиваются за счет заказчика транспортных услуг.

Получатель груза отмечает в ТТН время прибытия машины, сведения состоянии груза, целостности пломб. Выдача груза должна сопровождаться сверкой габаритно-весовых характеристик. Также закон обязывает проверить количество грузовых мест. Выдача груза после прибытия автотранспорта регламентируется статьей 15 ФЗ № 259 от 08.11.2007.

Очистка транспортных средств и контейнеров

После разгрузки ТС и контейнеры в обязательном порядке очищаются от остатков груза. Обязанности по наведению порядка в транспорте/контейнере возложены на получателя груза. Перевозчик может самостоятельно производить уборку за дополнительную плату, предварительно уведомив об этом получателя. Приложение 9 к Постановлению обозначает категории грузов, перевозка которых требует дополнительной мойки и дезинфекции контейнера.

Перевозка отдельных видов груза

Масса определяется отправляющей стороной заранее (и заносится в накладную), если груз помещается в контейнер наливом, навалом или насыпью. Перевозка крупной партии малогабаритных однородных объектов не требует нанесения индивидуальных маркировок на каждый из них. Достаточно указать массу брутто.

Если груз перевозится навалом, наливом, насыпью, то объявленная стоимость в накладную не заносится. То же актуально для скоропортящихся и опасных грузов. Если перевозятся скоропортящиеся продукты, то соответствующая пометка заносится в 5-й раздел формы транспортной накладной.

Составление актов и претензий

Акт составляется:

  • если груз не отправлен получателю по вине транспортной компании;
  • если подрядчик не представил ТС или контейнер;
  • при порче, утрате или недостаче груза;
  • если заказчик не предъявил груз для отправления, заявленный договором;
  • если заказчик отказывается пользоваться ТС, представляемым по договору обслуживания;
  • при истечении срока доставки;
  • задержка и простой автомобиля или контейнера при погрузке/выгрузке.

Акт должен содержать дату и место составления, ФИО и должности составителей акта, описание обстоятельств, из-за которых составлен документ, описание повреждений груза (если имеются). Каждой из сторон должен быть вручен экземпляр акта.

На основании акта составляется Претензия, направляемая в адрес перевозчика. Дополнительно в претензии указывается смета по всему нанесенному ущербу.

Ответственность за нарушение правил перевозки грузов

Таковая регламентируется статьями Кодекса об административных нарушениях. За выявления факта нарушения водители и их работодатели наказываются штрафами. Нарушение допустимых габаритных размеров ТС может навлечь на предпринимателя штраф до 300 000 рублей (до 4000 рублей для водителя). Суммы тех же порядков грозят при значительном превышении предельной нагрузки на ось.

Более подробную информацию о том, какой предусмотрен законодательством, вы сможете найти в материале нашего эксперта.

Нарушение требований транспортировки опасных веществ грозит юридическому лицу взысканием на сумму до 250 000 тысяч (водителя оштрафуют на 1 500).

На сегодняшний день в России сформирован проработанный правовой аппарат, регулирующий грузоперевозки автомобильным транспортом. Нормативные акты опираются на международное право и прецедентные случаи, защищают всех участников процесса перевозок. Важно, что прописаны формы для типовых документов, задействованных в логистическом процессе.

(7 оценок, среднее: 4,57 из 5)

Публикации по теме