Оформление приема груза к перевозке. Правила приема грузов к перевозке на железной дopoгe

Автоперевозки грузов состоят из транспортировки товара на основании принятых в определенной форме планов. Кроме того, доставка происходит после заключения договора перевозки грузов. Если подобный договор был заключен, то отправитель товара предоставляет в фирму-автоперевозчик определенную заявку, а если договор перевозки грузов отсутствует, то компания-перевозчик получает единичный заказ.

Общая информация

Предварительная заявка должна быть предоставлена компании-автоперевозчику в сроки, прописанные в договоре. Если автотранспортное предприятие согласно, то грузоотправитель может отправить заявку на грузоперевозку при помощи телефонограммы, в которой укажет все необходимые данные.

В зависимости от масштабности и вида транспортировки компания-перевозчик выберет тип и число грузовиков, которые будут участвовать в доставке грузов.

В обязанности фирмы-перевозчика входит своевременная подача автовоза в каждый погрузочный или разгрузочный пункт, который будет прописан в переданной заявке или в одиночном заказе. Кроме того, передвижной состав должен иметь качественное состояние для доставки конкретного вида груза, включая и очищающую обработку автомобилей.

Если передвижной состав был подан в некачественном для доставки товаров виде, то это приравнивается к тому, что он не был подан вообще. По данному факту грузоотправитель должен составить специальный акт определенной формы.

Если в течение определенного месяца автотранспортное предприятие не выполнило план по предоставлению необходимых подвижных составов, то вторая сторона транспортного договора имеет право в течение следующего квартального месяца потребовать от транспортной компании выделения дополнительных автомобильных средств для доставки недогруженного товара. Если транспорт не был предоставлен в текущем квартале, то это должно произойти в первом месяце последующего квартального периода.

Выделение дополнительных автовозов для доставки недогруженного товара происходит в согласованном между фирмой-автоперевозчиком и отправителем или получателем товара порядке. Если одна из сторон не выполняет принятые на себя обязательства, то она несет ответственность, предусмотренную договором или уставом автомобильного транспорта.

Маршрут, по которому предприятие-перевозчик будет доставлять товар, должен быть наиболее коротким. Исключением могут быть лишь случаи, когда дорожная обстановка не позволяет это сделать, и приходится двигаться по более длинному пути. Если это произошло, то предприятие-перевозчик обязано сообщить заказчику об изменении маршрута еще при приеме заявки (заказа).

Прием груза к перевозке должен происходить с соблюдением грузоотправителем следующих условий:

  • для более разумного использования автомобильных средств и сохранения товара при передвижении его отправитель должен подготовить его к транспортировке (упаковать, разместить по группам в зависимости от конкретного места прибытия);
  • приготовить товарно-транспортные накладные (ТТН) и другие нужные бумаги, а если понадобится, и бланки пропусков, разрешающие передвижение по погрузочно-разгрузочной территории.

Если отправитель товара не привел вовремя груз в качественное состояние, и оно не соответствует правилам транспортировки, то товар считается не предъявленным. В этой ситуации с его стороны должна быть выполнена оплата стоимости автомобильного пробега в обе стороны от района подачи транспортного средства до территории погрузки. Помимо этого, производится оплата простоя автомобиля. Также, в законодательных документах прописаны штрафные санкции и ответственность сторон за неправильную форму (ТТН).

Товар должен передаваться отправителем компании-перевозчику в сопровождении необходимых сертификатов, санитарных справок и остальных документов, свидетельствующих о том, что его состояние соответствует безопасности и остальным нормам.

Перевозимые в одном транспортном средстве товары должны иметь идентичные свойства. В противной ситуации, их совместная перевозка может грозить порчей товара.

Во время передачи товара от его отправителя к фирме-автоперевозчику заказчик вправе проследить, насколько качественно он был загружен в транспортное средство, а также учел ли перевозчик его рекомендации к доставке, которые были прописаны в товарно-транспортных документах.

Фирма-автоперевозчик вправе не согласиться с приемкой товара в следующих ситуациях:

  • упаковочный материал или тара переданного к доставке груза имеет повреждения или другие отклонения от нормы;
  • поступивший груз, непрописанный в заявке, должен будет перевозиться одиночным заказом, а если ожидается междугородняя перевозка, то его необходимо отправить в другой населенный пункт;
  • если поступивший груз должен перевозиться на одном транспортном средстве, а его масса превышает допустимый вес подвижного состава, который был подан для погрузки товара по заявке или заказу;
  • невозможность транспортировки товара из-за неуправляемых явлений, погодных условий или препятствий на дороге, которые вызвали остановку или сдерживание доставки грузов автомобильным способом на определенный промежуток времени.

Если отказ от приема товара был вызван первыми тремя перечисленными пунктами, то заказчик обязан выплатить фирме-автоперевозчику компенсацию денежных средств, потраченных последним на фактический пробег транспорта в обе стороны от того места, откуда тронулся автомобиль, до места предполагаемой погрузки. Данная компенсация рассчитывается исходя из тарифных ставок на автомобильную доставку грузов.

Отправитель товара не имеет права предлагать, а компания-автоперевозчик принимать к транспортировке груз в определенных ситуациях:

  • на подобную транспортировку наложен запрет 18 статьей автомобильных правил;
  • товарный тип груза не прописан в товарно-транспортной накладной (ТТН);

Предприятие-автоперевозчик может перевозить грузы как после выполнения всех необходимых операций по их приему, их передаче экспедитором и сопровождению, так и без их наличия.

Экспедиторское сопровождение

Тем не менее, существуют определенные типы грузов, для доставки которых экспедиторское сопровождение является необходимым. Если экспедитор представляет сторону заказчика, то последний должен позаботиться о том, чтобы сопровождающее лицо вовремя явилось на место погрузки товара, когда прибудет передвижной состав. Если данное условие не было соблюдено, и экспедитор опоздал, то получатель (отправитель) товара должен нести перед компанией-перевозчиком ответственность за задержку передвижного состава. Это прописано в 141 статье автомобильных правил.

Компания-перевозчик может подождать приезда экспедитора со стороны отправителя (получателя) товара в течение одного часа. Если по истечению этого времени сопровождающее лицо так и не появилось, то транспортная фирма имеет право возвратить грузовик на место или использовать его на остальных линиях перевозок. Возникшая ситуация превращает перевозку в несостоявшуюся, перестает начисляться, а с компании-транспортировщика снимается ответственность за невыполнение договоренностей по перевозке.

Действия водителя-экспедитора

Когда водитель-экспедитор принимает товар к транспортировке, он показывает его отправителю служебный документ, а также путевой лист с печатями компании-перевозчика. Последний необходим для того, чтобы передвижной состав с расположившимися в нем людьми, список которых перечислен в путевом листе, смогли попасть на территорию отправителя или получателя груза. В отдельных ситуациях, для этого необходимо оформление специального пропуска.

Так как выдача специальных пропусков предусматривает их предварительное изготовление и подготовку, то, при их необходимости для въезда или выезда транспортного средства с территории, компания-перевозчик и отправитель или получатель товара должны предусмотреть процедуру их выдачи в договорах. Такие специальные пропуска входят в число мер, направленных на правильное использование автопоезда.

Отдельные моменты получения дорогостоящих товаров водителем-экспедитором могут быть прописаны в договорных бумагах перевозки. Например, компания-перевозчик и отправитель или заказчик груза могут отметить, что ценные товары водитель должен получать только после предъявления паспорта.

Транспортировка ценных товаров

В определенных случаях в транспортировке нуждаются товары с объявленной ценностью. Отправитель или заказчик товара должны объявить ценность перечисленных далее видов грузов:

  • дорогостоящие металлы и предметы, изготовленные из них; памятники старины, скульптуры, драгоценности, живопись, антиквариат, художественные изделия, ковры ручной работы, оборудование, машины и механизмы для опытов с не утвержденными на них ценами;
  • предметы обиходного применения;

Товары с небольшим сроком использования, опасные, навальные, насыпные, жидкие и запломбированные грузы не могут быть объявлены ценными. Кроме того, в одной товарно-транспортной документации не может быть записано сразу два вида грузов: простые и ценные.

Объявленная ценность должна быть не выше, чем реальная стоимость товара. Если две стороны автоперевозки не могут договориться о величине ценности товара, то ее определением должна заняться экспертиза, результаты которой прописываются в специальном акте.

Транспортировка ценных грузов должна сопровождаться описью грузовых мест, составленной отправителем груза в трех образцах по определенной форме. Все три экземпляра должны быть переданы компании-автоперевозчику. Транспортная фирма проверяет опись, после чего один лист возвращается заказчику, второй остается на руках у перевозчика, а третий передается получателю груза после его доставки до места назначения.

Если происходит транспортировка навальных, насыпных, жидких грузов или товаров в контейнерах, то товарно-транспортная накладная на них должна содержать массу этих грузов.

Товар, перевозимый в таре или штучным способом, допускается до транспортировки только, если в товарно-транспортной документации прописана его масса и число грузовых позиций. При этом, отправитель товара должен еще до момента его передачи определить его вес и записать его на грузовых позициях. Общая товарная масса выясняется при помощи действий на весах или пересчета грузовых позиций по единому стандарту. При этом, вес специальных видов груза может быть рассчитан примерно или по объемной массе, если это устраивает обе стороны операции. Товароотправитель должен сделать пометку в товарно-транспортной документации о массе груза и способе ее выяснения.

Вес товара определяется при помощи технических средств его отправителя. При этом, участие в данном процессе принимают обе стороны. Самостоятельное выяснение массы груза со стороны его отправителя происходит в тех ситуациях, когда транспортировка товара производится в машинах крытого типа, прицепах, отдельных автомобильных секциях, цистернах или контейнерах, на которых стоит пломба (знак) грузоотправителя.

Если товар имеет маркированный общий или конкретный вес, то его не нужно перевешивать. Водитель-экспедитор должен проверить целостность тары или упаковки и при отсутствии повреждений на ней принять такой груз у его отправителя, согласившись с весом, указанным на маркировке.

Если предстоит транспортировка товаров, имеющих один стандартный размер и перевозимых одному заказчику, то совсем необязательно указывать вес на каждой грузовой позиции. Исключением являются ситуации, когда обязательное указание массы товара предусмотрено государственными нормами. При этом, в накладной заполняется графа «Способ определения веса», в которой прописывается «по стандарту».

Если перевозка будет состоять из грузов не товарного вида, то их численность определяется по свидетельствам замера или взвешивания, которые составляются совместно обеими сторонами. Определение количества грунта при его масштабных перевозках происходит при помощи геодезического замера. Основанием для составления акта взвешивания служит контрольное взвешивание нескольких автомобилей, после которого происходит определение среднего товарного веса в одном автомобильном средстве определенной марки. Геодезический замер количества груза происходит следующим образом: масштабные показатели этого замера умножаются на объемный вес товара, который определяется лабораторным способом.

Если какая-то из сторон транспортировки заявляет об изменении свойств груза или других требований перевозки, то необходимо произвести еще одно контрольное взвешивание или заново определить объемную массу груза.

Ни одна из сторон, будь то компания-перевозчик, отправитель товара или его получатель, не имеет возможности отказаться от повторной процедуры взвешивания или выяснения объемной массы товара. В любом случае, фирма-автоперевозчик вправе потребовать дополнительную проверку количества или массы товара, чьи результаты необходимо внести в транспортные документы.

Если, во избежание порчи, кражи или повреждения груза, необходимо наличие тары, то она должна быть подготовлена к транспортировке в целостном состоянии в соответствие с государственными стандартами и техническими условиями. Отдельные случаи разрешают иную исправную тару, необходимую для обеспечения полной целостности груза. При транспортировке продуктов сельского хозяйства может использоваться тара, имеющая нестандартные размеры или форму, которая способствует их полной сохранности.

При обнаружении транспортным предприятием повреждений на таре оно вправе потребовать с грузоотправителя их исправления и приведение упаковки в надлежащий вид, отвечающий требованиям 52 статьи автомобильного устава.

На отправителя товара ложится вся ответственность за последствия от некачественно выполненной внутренней упаковки (деформацию, трещины, течь и т.п.). Кроме того, заказчик транспортировки отвечает за использование упаковки или тары, которая не подходит под свойства, массу, стандарты или технические качества товара.

Транспортировка и прием к ней товаров, не попадающих под общие правила автомобильных грузоперевозок, происходят в соответствие с порядком транспортировки отдельных видов товара.

Видео: Срывы погрузки

Прием грузов к перевозке.

1. Общие положения.

1.1. Прием грузов к перевозке регламентирован Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.

1.2. Перевозчик принимает к перевозке грузы на основании:

— заключенного договора об организации перевозок грузов и действующей внутри этого договора формы заявки на перевозку грузов. Заявка представляется в обусловленный договором на перевозку грузов автомобильным транспортом срок. Подробнее об этом виде договора изложено в статье;

— оформленного заказа на разовую перевозку груза;

— оформленного заказ – наряда на фрахтование транспортного средства для перевозки груза. О фрахтовании –

2. Действия Грузоотправителя (фрахтователя).

2.1. Грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза (договора фрахтования) в случае:

а) предоставления перевозчиком транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки соответствующего груза;

б) подачи транспортных средств и контейнеров в пункт погрузки с опозданием;

в) непредъявления водителем транспортного средства грузоотправителю (фрахтователю) документа, удостоверяющего личность, и путевого листа в пункте погрузки.

2.2. Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям), заготовить товарно-транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки (выгрузки) грузов и т. п.). Масса груза должна соответствовать массе, указанной в транспортной накладной.

2.3. Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в установленный договором срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным.

Груз считается также непредъявленным при планировании перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза и предъявлении для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза.

2.4. Грузоотправитель обязан передать перевозчику качественные удостоверения, сертификаты, ветеринарные свидетельства или другие документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с санитарными и другими правилами, издаваемыми компетентными органами.

2.5. Грузоотправитель не должен предъявлять к перевозке в одном автомобиле различные по своим свойствам грузы, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов.

2.6. В случаях, когда груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки груза к моменту прибытия подвижного состава. В случаях опоздания экспедитора к моменту прибытия подвижного состава грузоотправитель (грузополучатель) несет перед перевозчиком ответственность за простой автомобиля в соответствии с договором.

2.7. При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправитель маркирует каждое грузовое место. Маркировка грузовых мест состоит из основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков.

К основным маркировочным надписям относятся:

а) полное или сокращенное наименование грузоотправителя и грузополучателя;

б) количество грузовых мест в партии груза и их номера;

в) адреса пунктов погрузки и выгрузки.

К дополнительным маркировочным надписям относится машиночитаемая маркировка с использованием символов линейного штрихового кода, двумерных символов, радиочастотных меток, в том числе символы автоматической идентификации и сбора данных о грузе.

К информационным маркировочным надписям относятся:

а) масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);

б) линейные размеры грузового места, если один из параметров превышает 1 метр.

Манипуляционные знаки являются условными знаками, наносимыми на тару или упаковку для характеристики способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке, и определяют способы обращения с грузовым местом при погрузке и выгрузке, перевозке и хранении груза.

Маркировочные надписи и манипуляционные знаки наносятся в соответствии со стандартами и техническими условиями на груз, тару и упаковку. Маркировка осуществляется нанесением маркировочных надписей непосредственно на грузовое место или с помощью наклеивания ярлыков.

2.8. В случае если сроки погрузки груза в транспортные средства и контейнеры, а также выгрузки груза из них в договоре перевозки груза не установлены, погрузка и выгрузка груза выполняются в сроки согласно приложению № 6 Правил перевозки грузов.

О сроках погрузки и выполняемых при этом операциях

В сроки погрузки и выгрузки груза не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке.

2.9. В случае если погрузка груза в контейнер и выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства, подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю оформляется сопроводительной ведомостью согласно приложению № 8 Правил перевозки грузов.

2.10. По окончании погрузки кузова крытых транспортных средств и контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза. Опломбирование кузовов транспортных средств и контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер.

Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной.

Пломбы, навешиваемые на кузова транспортных средств, фургоны, цистерны или контейнеры, их секции и отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу и снятия пломб без нарушения их целостности.

Пломбы навешиваются:

а) у фургонов или их секций — на дверях по одной пломбе;

б) у контейнеров — на дверях по одной пломбе;

в) у цистерн — на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда по соглашению сторон предусмотрен иной порядок опломбирования;

г) у грузового места — от одной до четырех пломб в точках стыкования окантовочных полос или других связочных материалов.

Опломбирование кузова транспортного средства, укрытого брезентом, производится только в случае, если соединение брезента с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу.

Пломба должна быть навешана на проволоку и сжата тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон были читаемы, а проволоку нельзя было извлечь из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта заменена другой.

Перевозка с неясными оттисками установленных контрольных знаков на пломбах, а также с неправильно навешанными пломбами запрещается.

3. Действия Перевозчика.

3.1. Перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза, подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель предъявляет перевозчику в установленные сроки груз.

Пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.

Классификация грузовых автомобилей по их исполнению и назначению приведена в

Подача транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки груза, обусловленного договором перевозки груза, приравнивается к неподаче транспортного средства.

Опозданием признается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон.

3.2. При подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель (фрахтователь) отмечает в транспортной накладной (заказе-наряде) в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под погрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

3.3. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в пункте 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза.

Фрахтовщик (водитель) при подаче транспортного средства для перевозки груза подписывает заказ-наряд и в случае необходимости указывает в пункте 11 заказа-наряда свои замечания и оговорки при подаче транспортного средства для перевозки груза.

3.4. Изменение условий перевозки груза, в том числе изменение адреса доставки груза (переадресовка), в пути следования отмечается перевозчиком (водителем) в транспортной накладной.

3.5. Перевозчик имеет право отказаться от приема груза к перевозке, если:

а) груз предъявлен грузоотправителем в ненадлежащей таре или упаковке;

б) предъявленный груз не предусмотрен заявкой (прямым краткосрочным договором), а при междугородных перевозках – с назначением в другой пункт;

в) вес предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность подвижного состава, поданного под погрузку согласно заявке.

3.6. В зависимости от наличия у перевозчика специализированных автомобилей и экспедиторов, перевозчик может по заявке грузоотправителя (грузополучателя) принять груз к перевозке с выполнением транспортно-экспедиционных операций по приему, сопровождению и сдаче грузов.

3.7. При приеме груза водитель (водитель-экспедитор) предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение (доверенность на получение груза) и путевой лист, заверенные печатью перевозчика. Путевой лист дает право на въезд АТС и находящихся в нем лиц, указанных в путевом листе, на территорию грузоотправителя (грузополучателя), если для этого не требуется специального пропуска.

Автотранс — консультант.ру.

Перед тем, как отправить контейнер по железной дороге, его надо загрузить товаром. Перевозочный процесс приема товара регулируется специально принятыми нормативно-правовыми актами, а начинаем мы приемку товарно-материальных ценностей к отправке, основываясь правилами перевозок грузов в контейнерах.

Согласно Правилам перевозок, прием грузов транспортной компанией производится на основании договора на организацию перевозок, заполненной заявки на перевозку и правильно оформленного заказ-наряда. В соответствии с указанными в заявочных документах и предварительно согласованными сроками и прочими условиями, перевозчик обязан обеспечить своевременную подачу автомобиля с контейнером под погрузку в пригодном для эксплуатации состоянии. Грузоотправитель обязан подготовить груз к транспортировке: упаковать, затарить, скомпоновать по получателям, промаркировать в соответствии с установленными требованиями. Взвешивание грузов в таре и упаковке производится грузоотправителем самостоятельно или в присутствии представителя перевозчика по его требованию. Опломбирование контейнера с грузом осуществляется грузоотправителем (чаще всего водителем в присутствии заказчика). Все перечисленные выше работы по подготовке груза, включая маркировку, опломбирование и прочие, могут производиться перевозчиком - по согласованию сторон и в соответствии с договором, предусматривающим подобные услуги .

Погрузка товарно-материальных ценностей в контейнер осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором. Погрузочные работы и размещение единиц груза при контейнерных грузоперевозках должны производиться таким образом, чтобы обеспечить безопасность доставки и сохранность груза, а также избежать повреждений транспортного средства. Сроки загрузки контейнера устанавливаются договором на перевозку (прописываются в приложении к договору) или рассчитываются согласно утвержденным Правилам.

Документальным основанием и подтверждением приема груза к перевозке наряду с , является транспортная накладная. Документ оформляется грузоотправителем в трех экземплярах на любое количество партий грузов, перевозимых в одном контейнере. Количество транспортных накладных соответствует количеству используемых транспортных средств. Факт приемки груза и согласование условий грузоперевозки фиксируется в накладной подписями грузоотправителя и перевозчика. Документ содержит всю необходимую информацию о грузе, условия перевозки, указания грузоотправителя, наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, адреса мест погрузки и выгрузки. В накладной указывается наименование груза, вес, количество мест, вид тары и упаковки , маркировка, номер пломбы. Кроме того, заносится информация о принятии заказа на перевозку, тип и номер транспортного средства, сведения о возможной переадресовке, размер провозной платы и стоимость прочих услуг. В документе отражаются как особые условия и указания грузоотправителя, так и замечания и условия перевозчика. В накладной может быть указана объявленная ценность груза, не превышающая его реальной стоимости.

Транспортная накладная не составляется в случае, если доставка контейнера до железнодорожной станции производится в сопровождении представителя грузовладельца, у которого есть все необходимые документы на груз. Водитель контейнеровоза при данных условиях перевозки обязан иметь заполненный заказ-наряд.

Другие интересные статьи:


  1. Перевозчик принимает, а грузоотправитель предъявляет груз к автомобильной перевозке на основании договора перевозки груза.
Груз товарного характера перевозчик принимает к перевозке только при условии оформления грузоотправителем транспортной накладной.

  1. Грузоотправитель обязан подготавливать грузы в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару, упаковку и иными актами, таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

  2. Перевозчик обязан в сроки, установленные договором перевозки, предоставить технически исправные транспортные средства, а в случаях, предусмотренных договором перевозки, также контейнеры, в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
В случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, не пригодных для перевозки соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием против согласованного времени более чем на 2 часа, грузоотправитель вправе отказаться от перевозки, если иное не установлено соглашением сторон.

Подача автомобилей, не пригодных для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств. При отказе грузоотправителя от поданных перевозчиком автомобилей составляется акт по установленной форме.


  1. При приеме груза к перевозке водитель автомобиля, осуществляющий одновременно функции экспедитора (далее - водитель-экспедитор), предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, а также путевой лист, заверенный печатью перевозчика. Возложение на водителя функций экспедитора оформляется приказом руководителя автопредприятия (хозяйствующего субъекта).

  2. Прием груза к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью водителя-экспедитора во всех экземплярах транспортной накладной, один из которых остается у грузоотправителя.
Прием груза к перевозке, а также его выдача с использованием электронной накладной производится при наличии и в порядке, установленном в договоре об электронном обмене данными между перевозчиком и грузоотправителем или в договоре об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем.

  1. Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (упаковать, затарить, подгруппировать по грузополучателям), оформить транспортно-сопроводительные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п., с тем, чтобы обеспечить рациональное использование автомобиля, а также безопасность дорожного движения, сохранность груза, автомобиля и контейнера.

  2. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их при перевозке от утраты, недостачи, порчи и повреждения, а также предотвращения загрязнения транспортных средств, автомобильных дорог, окружающей среды, должны предъявляться грузоотправителем к перевозке в исправной таре, соответствующей стандартам или техническим условиям, а в случаях, когда стандарты или технические условия не установлены, по согласованию с перевозчиком и грузоотправителем - в иной исправной таре, обеспечивающей сохранность груза.

  3. Груз, который предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем договору перевозки и не был приведен им в надлежащее состояние в согласованный сторонами срок, считается непредъявленным.

  4. Груз считается также не предъявленным грузоотправителем к перевозке, если:
а) груз предъявлен отправителем в ненадлежащей таре или упаковке;

Б) предъявленный груз не предусмотрен договором перевозки или с назначением в другой пункт;

В) масса предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность автомобиля, поданного под погрузку согласно заказу или заявке, а также при отказе грузоотправителя указать фактическую массу предъявленного груза;

Г) груз не может быть доставлен вследствие явлений стихийного характера, из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение или ограничение движения автотранспортных средств по автомобильным дорогам.

В этих случаях перевозчик вправе отказаться от выполнения перевозки, а грузоотправитель обязан оплатить стоимость пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки, а также оплатить штраф за простой автомобиля в ожидании погрузки, установленный Уставом автомобильного транспорта или по согласованию сторон.


  1. При отказе от приема предъявленного к перевозке груза в случаях, предусмотренных вышеотмеченными пунктами «а», «б» и «в», грузоотправитель оплачивает перевозчику стоимость фактического пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки в соответствии с расценками перевозчика, согласованными с грузоотправителем при заключении договора перевозки.

  2. Грузоотправитель обязан передать перевозчику удостоверения, сертификаты, ветеринарные свидетельства или другие документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с санитарными и другими правилами, издаваемыми соответствующими компетентными органами.

  3. Грузоотправитель не должен предъявлять к перевозке в одном автомобиле или контейнере различные по своим свойствам грузы, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов или ухудшению их качества.

  4. Грузоотправитель при предъявлении груза к перевозке имеет право объявлять его ценность.
Объявление ценности может осуществляться при перевозках грузов: драгоценных металлов и изделий из них, драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, электронно-вычислительных машин и средств оргтехники, при перевозках домашних вещей населения и других ценных грузов, а также опытных машин, оборудования, приборов и других предметов, на которые не установлены цены.

Не допускается объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за пломбами грузоотправителей, скоропортящихся и опасных грузов, а также части груза, перевозимого по одной транспортной накладной.

Объявленная грузоотправителем ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации.


  1. За перевозку грузов с объявленной ценностью с грузовладельца взимается дополнительная плата по соглашению между перевозчиком и грузовладельцем.

  2. При сдаче грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должна быть определена и указана в транспортной накладной масса или объем этих грузов.

  3. Грузы в таре или упаковке, а также и штучные грузы принимаются для перевозки с указанием в транспортной накладной массы груза и количества грузовых мест. Масса грузов в таре или упаковке, а также штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их для перевозки и указывается на грузовых местах. Общая масса груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или стандарту.

  4. Для отдельных грузов масса может определяться по соглашению сторон расчетным путем, по обмеру, объемной массе или условно.
Запись в транспортной накладной о массе или объеме груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем.

  1. При необходимости осуществления перевозки грузов в транспортном средстве с крытым кузовом, в отдельных секциях кузова, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение массы груза производится грузоотправителем.

  2. Грузы, имеющие маркированную массу нетто или брутто, перевеске не подлежат. Водитель-экспедитор при отсутствии следов вскрытия тары или упаковки принимает такой груз у грузоотправителя согласно массе, указанной на маркировке.

  3. Если предъявляются грузовые места одного стандартного размера в адрес одного грузополучателя, указание массы на каждом грузовом месте необязательно, за исключением случаев, когда государственными стандартами предусмотрено обязательное указание массы брутто и нетто на стандартных местах. В этом случае в транспортной накладной в графе «Способ определения массы» проставляется запись «по стандарту».

  4. Масса или объем груза нетоварного характера определяется по замеру или контрольному взвешиванию по соглашению сторон. При массовых перевозках грунта определение его количества производится геодезическим замером.

  5. Перевозчик может потребовать от грузоотправителя дополнительной проверки массы или объема перевозимого груза, если он сомневается в ее величине. Результаты проверки должны быть занесены в транспортную накладную.

  6. Максимальные размеры и масса одного места груза не должны превышать грузоподъемность и размеры кузова автомобиля, используемого при перевозке, с учетом допускаемой предельной нагрузки на ось на маршруте и отклонений, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

  7. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.п.), а также применение тары и упаковки, не соответствующей свойствам груза, его массе или установленным стандартам и техническим условиям.

  8. Прием к перевозке грузов в части, не предусмотренной Уставом автомобильного транспорта и Правилами, производится по соглашению сторон.

  9. Перевозчик обязан перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения транспортных средств, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональной является перевозка с увеличенным пробегом, о чем перевозчик при приеме заказа или заявки обязан поставить заказчика (грузоотправителя или грузополучателя) в известность об увеличении расстояния перевозки.

  10. Перевозчик по согласованию сторон осуществляет перевозку грузов с выполнением транспортно-экспедиционных операций по приему, сопровождению и сдаче их получателю своим водителем-экспедитором. Указанные операции могут выполняться также транспортно-экспедиционной организацией.

  11. Для осуществления транспортно-экспедиционных операций, включая сопровождение груза в пути, грузовладелец обязан выделять своего представителя (экспедитора) при перевозках следующих грузов:
a) требующих по своему характеру особых условий перевозки: взрывчатые вещества, самовозгорающиеся вещества, легковоспламеняющиеся жидкости (кроме жидких топлив), кинопленка и кинолента, отравляющие сильнодействующие вещества, едкие вещества, стекло и стеклянно-фарфоровые изделия без специальной упаковки;

Б) требующих особой охраны: драгоценные камни, драгоценные металлы, ювелирные изделия, художественные изделия и антикварные вещи, предметы искусства (картины, скульптурные произведения и др.);

В) требующих ухода в пути (животные, птицы, пчелы).

Грузовладелец по соглашению сторон может осуществлять сопровождение во время перевозки и других грузов, поименованных им в заказе/заявке или договоре на перевозку.


  1. В случаях, когда груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки груза к моменту прибытия автомобиля перевозчика. При опоздании экспедитора к моменту прибытия автомобиля грузоотправитель (грузополучатель) несет перед перевозчиком материальную ответственность за простой автомобиля по условиям договора.

  2. При предъявлении различных штучных грузов товарного характера к перевозке грузоотправитель обязан заблаговременно произвести их транспортную маркировку, которая содержит основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки.
К основным надписям маркировки относят: полное или сокращенное наименование грузополучателя, количество грузовых мест в партии и их порядковый номер; к дополнительным надписям – наименование грузоотправителя, пункта отправления и др., а к информационным – масса грузовой единицы (брутто и нетто), а также габаритные размеры грузового места, если хотя бы один из них превышает 1,0 м.

По согласованию между торговыми партнерами на грузы кроме надписей для автоматической идентификации и сбора данных может быть нанесена дополнительная машиночитаемая маркировка с использованием символов линейного штрихового кода, двумерных символов, радиочастотных меток и т.д.

Манипуляционные знаки указывают способы обращения с грузом при погрузочно-разгрузочных работах, перевозке и хранении (например «Хрупкое. Осторожно», «Верх», «Крюками не брать» и т.п.). Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков должны соответствовать указанным в Приложении 7 к Правилам.


  1. Транспортная маркировка должна быть произведена путем непосредственного нанесения маркировочных знаков на грузы или с помощью ярлыков.
Маркировка мест груза должна быть четкой, ясной и надежной.

  1. Маркировка может производиться на таре или грузе типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием или специальными маркировочными машинами. Маркировка от руки допускается в исключительных случаях.

  2. Маркировка должна производиться условными обозначениями (знаками), выраженными надписью, буквами, цифрами или рисунками (символами) с применением контрастной краски, хорошо удерживающейся на любой поверхности, нестирающейся и не отслаивающейся, светостойкой и устойчивой к воздействиям влаги и температуры. Цвет краски должен резко отличаться от цвета тары или груза.

  3. Маркировочные ярлыки могут быть изготовлены из бумаги, картона, ткани, фанеры, металла, пластмассы. Площадь маркировочного ярлыка должна быть достаточной для нанесения основных, дополнительных и информационных надписей.
Маркировка на ярлыки должна быть нанесена одним из нижеследующих способов: типографским, печатанием на машинке (принтере), штемпелеванием по трафарету, продавливанием. Поверхность ярлыков должна быть устойчивой к воздействию климатических условий.

Ярлыки из бумаги и картона должны быть прикреплены к таре клеем или другим способом, обеспечивающим их надежное крепление.

Ярлыки из ткани должны быть пришиты, а из фанеры, металла, пластмассы должны быть прикреплены болтами, шурупами или гвоздями. Прибивание ярлыков к фанерным, картонным и бумажным ящикам не допускается. Допускается прикрепление ярлыков к грузам проволокой, если другой способ невозможен.


  1. Маркировка наносится: на ящиках – на одной из боковых сторон; на мешках – в верхней части у шва; на тюках – на одной из боковых сторон; на кипах – на торцевой поверхности; на бочках и барабанах – на днище или на корпусе; на других видах тары и на грузах, не упакованных в тару – в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах. На неупакованные и незатаренные изделия допускается наносить маркировку непосредственно на изделие.

  2. При перевозке металлических прутков, труб или других громоздких предметов, доставляемых в адрес нескольких получателей, допускается наносить маркировку на концы этих предметов масляной краской.

  3. Манипуляционные знаки наносятся на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары, за исключением знаков «Стропить здесь», «Центр тяжести», которые следует наносить в обозначенных местах.

  4. По согласованию сторон ряд маркировочных надписей при автомобильных перевозках штучных грузов (кроме массы груза брутто и нетто) грузоотправителем может не осуществляться, за исключением перевозок мелкими отправками.

  5. При перевозке однородных грузов в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на всех грузовых местах, но не менее, чем на четырех грузовых местах. В этом случае замаркированные грузовые места укладываются: в фургонах – у двери маркировкой наружу; на открытом кузове – в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова маркировкой наружу.

  6. Маркировка, характеризующая тару (кроме мешков), наносится на тару ее изготовителем. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки.
На тару и упаковку, которые после использования могут быть подвергнуты вторичной переработке, наносят экологическую маркировку с применением знака «ленты Мебиуса», либо в виде знаков, приведенных в Приложении 7 к Правилам, включая знак, означающий «Беречь от загрязнений окружающей среды».

На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».


  1. При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены надписи, в том числе общее количество пакетов в партии, количество грузовых мест в пакете, порядковый номер пакета. На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера в пакете грузоотправитель устанавливает в нормативных документах на конкретные виды продукции.

  2. При перевозке грузов навалом, насыпью или наливом маркировка не производится.

  3. Загруженные крытые автотранспортные средства, отдельные секции автотранспортных средств, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, опломбированы или обандеролены.
Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной.

  1. Перевозчик может по соглашению с грузоотправителем осуществлять перевозки грузов в крытых автотранспортных средствах и цистернах без пломбы. В этих случаях услуга, связанная с выполнением водителем-экспедитором дополнительных операций по приему и сдаче грузов, оплачивается грузоотправителем по договорным ценам.

  2. При перевозке грузов с участием двух и более перевозчиков прием грузов к перевозке без пломбы может производиться только с согласия всех участвующих в этой перевозке перевозчиков.

  3. Для обеспечения сохранности груза, перевозимого в несколько адресов, внутри кузова фургона перевозчик может устанавливать перегородки, позволяющие разделять кузов на отдельные пломбируемые секции.

  4. Водитель не принимает участия в перевесах и пересчетах грузов, прибывших в исправных автотранспортных средствах и контейнерах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, а также в исправной обандероленной таре; выдача таких грузов грузополучателю водителем осуществляется без проверки массы и состояния груза и без пересчета грузовых мест.

  5. Пломбы грузоотправителя должны иметь сокращенное наименование грузоотправителя и контрольные знаки (торговые знаки или номер тисков).

  6. При пломбировании перевозчиком пломбы должны иметь наименование перевозчика и номер тисков.

  7. Пломбы, навешиваемые на автофургоны, автоцистерны и контейнеры, их секции и отдельные грузовые места не должны допускать возможности доступа к грузам и снятия пломб без нарушения их целостности.

  8. Пломбы навешиваются:
у фургонов или его секций – на всех дверях по одной пломбе;

У контейнеров – на дверях по одной пломбе;

У цистерн – на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен для отдельных видов грузов;

У грузового места – от одной до четырех пломб в точках стыкования окантовочных полос или других связочных материалов.


  1. Пломбирование кузова автотранспортного средства, укрытого брезентом, можно производить только в случае, если соединение брезента с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу. Пломбы навешиваются на концах соединительного материала в местах стыкования последнего с кузовом автотранспортного средства.

  2. Перед пломбированием автофургонов или контейнеров обе дверные петли (накладки) должны быть укреплены закрутками из проволоки диаметром не менее 2 мм и длиной 250-260 мм.
Закручивание проволоки должно производиться специальной металлической пластинкой с двумя отверстиями 6-10 мм и расстоянием между ними 35 мм.

Укрепление дверных петель или накладок проволочными закрутками осуществляется грузоотправителем.


  1. Для пломбирования кузовов автомобилей, контейнеров и отдельных грузовых мест применяются свинцовые или полиэтиленовые пломбы с камерой или двумя параллельными отверстиями, а также термически обработанная проволока диаметром 0,6 мм. Пломбы должны быть навешены на проволоку, предварительно скрученную в две нити из расчета 4 витка на 1 см длины.
При навешивании пластмассовых пломб проволока может быть не скручена.

Схемы навешивания пломб приведены в Приложении 8 к Правилам на рисунках 1, 2 и 3.


  1. При навешивании пломб с двумя параллельными отверстиями в каждое из отверстий должен быть продет один конец отрезка проволоки. Свободный конец проволоки должен быть пропущен два раза сквозь ушко дверной накладки двери фургона (контейнера), а затем продет через одно и второе отверстия пломбы. После этого пломба должна быть зажата тисками (рис. 1).

  2. При навешивании свинцовых пломб с камерой концы проволоки должны быть пропущены через входные отверстия пломбы, скручены в 2-3 витка и втянуты в камеру пломбы, после чего должны быть зажаты тисками (рис. 2).
При навешивании пластмассовых пломб с камерой концы проволоки должны быть пропущены через входные отверстия пломбы в последовательности, приведенной на рис. 3 (а, б, в, г, д, е).

  1. Петля проволоки, образуемая при пломбировании между ушками дверной накладки (крышки колпака цистерны) и пломбой, должна быть не более 25 мм.

  2. Пломба должна быть сжата тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон были читаемы, а проволоку нельзя было извлечь из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта заменена другой.
Перевозка с неясными оттисками установленных контрольных знаков на пломбах, а также с неправильно навешанными пломбами запрещается.

  1. Применяемые для обандероливания грузов бумажная лента, тесьма и другие материалы не должны иметь узлов и в каждом месте скрепления маркироваться штампом или печатью грузоотправителя.
Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целости используемого материала.

Основанием для приема груза к перевозке является наличие заявки на перевозку груза. Формы заявок на перевозки грузов, порядок их заполнения, выполнения и учета, перечень перевозимых грузов (номенклатура грузов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.

Прием к перевозке грузов осуществляется в местах общего и не общего пользования железнодорожных станций, открытых для грузовых операций.
Перечень таких станций публикуется в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.

Заявки на перевозки грузов представляются грузоотправителями в управления железных дорог отправления грузов не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов, а также не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, направляемых на экспорт или в прямом смешанном сообщении.

По просьбам грузоотправителей при возникновении необходимости срочных перевозок грузов железные дороги могут устанавливать иные сроки представления заявок в пределах одной железной дороги (местное сообщение) самостоятельно, а в пределах нескольких или всех железных дорог (прямое сообщение), на экспорт и в прямом смешанном сообщении по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Управление железной дороги должно рассмотреть представленную заявку в течение 3 дней при перевозке грузов в прямом сообщении, в течение 10 дней при перевозке грузов, направляемых на экспорт, и при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении сообщить грузоотправителю о ее принятии или возвратить ее с обоснованием отказа.

Заявка на перевозку грузов представляется в управление железной дороги в трех экземплярах с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, железным дорогам назначения и датам погрузки, а на перевозку грузов в пределах железной дороги отправления — с распределением по родам грузов, железнодорожным станциям назначения и датам погрузки.

После рассмотрения заявки управлением железной дороги на ней проставляется:

Отметка управления железной дороги о ее принятии;
. виза (согласие) начальника станции;
. дата погрузки.

Один экземпляр заявки на перевозку грузов с отметкой о ее принятии направляется грузоотправителю, другой — начальнику железнодорожной станции отправления. Начальник железнодорожной станции отправления совместно с грузоотправителем не позднее чем за 3 дня до начала выполнения заявки на перевозку грузов уточняет количество необходимых для подачи вагонов, контейнеров по дням, родам грузов и железным дорогам. Указанные данные заносятся в учетную карточку, которую подписывают начальник железнодорожной станции и грузоотправитель по окончании каждых отчетных суток.

Формы заявок на перевозки грузов, порядок их заполнения, выполнения и учета, перечень перевозимых грузов (номенклатура грузов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
За внесение по инициативе грузоотправителей в принятые заявки на перевозки грузов изменений, касающихся прямого сообщения с распределением перевозок грузов по железным дорогам назначения или касающихся местного сообщения с распределением перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, с грузоотправителей взимаются сборы, в том числе в случаях, если заявки на перевозки грузов выполняются в целом, в размере:

0,03 размера минимального размера оплаты труда с каждой тонны грузов — для грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах;
. двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон независимо от рода вагонов и количества осей — для грузов, перевозки которых установлены в вагонах;
. 6,1 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно;
. 0,3 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн — для грузов, перевозки которых установлены в контейнерах. О предстоящей подаче грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку грузоотправитель уведомляется не позднее чем за два часа до подачи вагонов под погрузку.

Порядок уведомления о времени подачи вагонов под погрузку устанавливается начальником станции. По предложению грузоотправителя может быть установлен иной порядок уведомления.

При подаче железной дорогой вагонов без уведомления грузоотправителя время их нахождения на железнодорожном подъездном пути (т.е. время, оплачиваемое грузоотправителем) исчисляется по истечении двух часов после фактической подачи вагонов.

При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, время нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути исчисляется с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то железная дорога обязана вновь уведомить грузоотправителя о предстоящей подаче.
Начальник железной дороги отправления может временно приостановить или ограничить погрузку грузов вследствие сложившихся на железной дороге обстоятельств (непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов). В этом случае грузоотправитель уведомляется о таком прекращении или об ограничении, и в течение 12 часов после получения от железной дороги такого уведомления он обязан приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку грузов.

При этом следует иметь в виду, что срок временного прекращения или ограничения погрузки грузов, введенный начальником железной дороги, может быть установлен только министром путей сообщения Российской Федерации или исполняющим его обязанности заместителем министра.

Если грузоотправитель не осуществил платежи за предыдущую перевозку грузов, то подача вагонов, контейнеров для следующей погрузки груза прекращается до внесения такой платы.

Под погрузку подаются исправные, очищенные внутри и снаружи, а в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления (за исключением несъемных).

Пригодность в коммерческом смысле вагонов, контейнеров для перевозки конкретных грузов определяется в отношении: вагонов — ответственным погрузчиком (т.е. либо грузоотправителем, либо в соответствии с договором — представителем железной дороги); контейнеров — грузоотправителем.

Грузоотправители вправе отказаться от вагонов или контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, и потребовать их замены на исправные или пригодные для перевозки.

В случае подачи грузоотправителю без его согласия под погрузку порожних неочищенных вагонов, контейнеров железная дорога несет имущественную ответственность в установленных размерах.

Если с согласия грузоотправителя железной дорогой поданы под погрузку порожние неочищенные вагоны, контейнеры с открытыми люками, дверьми, неснятыми приспособлениями для крепления, то железная дорога должна возместить грузоотправителю затраты на проведенные им соответствующие работы, на которые грузоотправителю предоставляется железной дорогой время, определенное соглашением сторон.

Факты непригодности вагонов под перевозку грузов оформляются актом общей формы, который подписывается представителями железной дороги и грузоотправителя.

Грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.
Грузы в целях предохранения их от повреждения, порчи, утраты и недостачи, а также для предотвращения загрязнения и засорения подвижного состава, железнодорожного полотна и окружающей природной среды должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары.
Погрузка грузов в вагоны осуществляется:

Железной дорогой — в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы, с согласия грузоотправителей, грузополучателей, за исключением:

А) опасных и скоропортящихся грузов; сырых продуктов животного происхождения;
б) груза, масса одного места которого свыше 0,5 тонны и который перевозится в крытом вагоне;
в) негабаритных грузов; грузов, перевозимых наливом, насыпью и навалом в специализированном подвижном составе в сопровождении представителей грузоотправителей, грузополучателей;

Грузоотправителями — в местах не общего пользования, а так же в местах общего пользования, если погрузка грузов не обязательна для железной дороги.

Погрузка грузов в контейнеры в местах общего и не общего пользования по общему правилу осуществляется грузоотправителями.

Погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах должны обеспечивать безопасность движения поездов, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров в соответствии с требованиями ГОСТа 22235-76 «Правила перевозок грузов». В любом случае погрузка грузов в вагоны, контейнеры должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.

По общему правилу необходимые для погрузки крепления и для перевозки грузов оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления предоставляются грузоотправителями. Установка таких приспособлений при погрузке проводится погрузчиком согласно договору перевозки (т.е. грузоотправителями или железной дорогой).

Запрещается погрузка в один вагон грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы. Размещение тарных и штучных грузов в междверном пространстве вагона производится с зазором между дверью и грузом не менее 25 см.

Грузы должны загружаться в вагоны, контейнеры с учетом технических норм их загрузки, установленных МПС России, но не выше грузоподъемности согласно трафарету на вагоне, контейнере. Грузы, на которые технические нормы загрузки не установлены, загружаются до полной вместимости вагонов, контейнеров, но не выше грузоподъемности согласно трафарету на вагоне, контейнере.

Погрузка грузов длиной свыше двух метров в крытые вагоны, следующие в места общего пользования, не допускается, за исключением грузов, подлежащих выгрузке в местах общего пользования грузополучателем.

Погруженный на открытом подвижном составе груз (с учетом упаковки и крепления) должен размещаться в пределах установленных МПС габаритов погрузки.
Грузы, которые не могут быть размещены на открытом подвижном составе в пределах габаритов погрузки, перевозятся в соответствии с порядком, установленным МПС. После окончания погрузки грузоотправитель очищает крышу, загрузочные люки крытых и специализированных вагонов от остатков погруженного груза, протирает трафаретные надписи на вагоне, очищает раму и ходовые части вагона.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ должны выполняться требования ГОСТа 22235-76 «Правила перевозок грузов» и других нормативно-технических документов, содержащих требования по обеспечению сохранности вагонов, контейнеров.

Публикации по теме