Репетиторство по обществознанию с чего начать. Как начать работать репетитором: секреты профессии

Репетиторством часто занимаются вузовские и школьные преподаватели, чтобы получить дополнительный заработок. Почему для одних эта работа становится эпизодическим занятием, а другие постоянно востребованы и не ищут учеников. Секреты отличного репетитора.

Преподаватели в университете и учителя в школе, особенно молодые, часто находят себя в репетиторстве. Стать репетитором – это не только иметь дополнительный заработок, это еще и свободный график работы, возможность самому выбирать программу и учеников.

Частными преподавателями становятся лишь немногие, для большинства из них это совмещение с основной работой. В чем же секрет успешного репетитора?

Профессиональные навыки

Чтобы стать отличным репетитором, недостаточно иметь диплом выпускника вуза. Вы должны идеально знать свой предмет, уметь объяснить не только теорию, но и показать, как реализовать ее на практике, причем лучше, если примеры будут из реальной жизни. Также признаками профессионализма являются:

Знание методики преподавания предмета в определенной последовательности и умение объяснить, почему изучение идет именно в этой последовательности. Использование качественных учебников. Репетитор должен иметь свой набор учебных пособий, которые он считает лучшими – грамотно написанными, структурированными и наглядно демонстрирующими теоретические выкладки. Вы должны не только выбрать учебник для преподавания, но и суметь объяснить ученику, почему ваш выбор пал именно на этот учебник.

Предоставление дополнительных материалов. Согласитесь, учебник можно почитать и самому, незачем нанимать для этого репетитора, поэтому хороший преподаватель всегда обеспечивает учеников дополнительными материалами, использует высокие технологии в обучении и делает образовательный процесс более интерактивным.

Применение справедливой системы оценки знаний, готовность обосновать ту или иную оценку. Работа репетитора тоже оценивается, но уже уровнем знаний его ученика. Узнать эффективность своей программы можно, сравнив исходный уровень обучающегося с текущим или спросив о прогрессе у родителей, коллег и самого ученика.

Постоянный профессиональный рост репетитора. Каждому из нас есть чему поучиться, поэтому успешный репетитор регулярно посещает курсы повышения квалификации, тренинги и семинары по своему предмету и методике преподавания. Также нелишним будет мониторинг происходящих в мире событий, касающихся вашей области знаний.

Личные качества

Не каждый выпускник педагогического вуза способен стать хорошим репетитором. Для этого нужно обладать набором качеств, позволяющим строить образовательный процесс наиболее эффективно. Самое главное качество – это умение найти общий язык с учеником, установить с ним эмоциональный контакт. Без понимания реакции на обучающий материал вы не сможете внести корректировки в программу в случае необходимости. Контакт с учеником позволяет повысить его заинтересованность в изучаемом предмете, а значит и эффективность обучения.

Пунктуальность и последовательность также важны для репетитора. Начало и конец занятий всегда должны быть в одно время, проверка выполненной работы – точно в срок, а материалы к уроку всегда готовы заранее. Хорошо, если репетитор мыслит системно, это позволит ему формировать структуру занятий и в процессе обучения не перескакивать с одного на другое, а идти от простого к сложному, всегда помня о конечной цели.

Как стать репетитором

Если у вас появилось желание стать наставником, обучить кого-либо тому, что знаете сами, то вы готовы стать репетитором. Чтобы добиться успеха, нужно выполнить ряд действий:

  1. Выберите для себя специализацию. Матанализ и решение дифференциальных уравнений – принципиально разные направления, хотя одно является частью другого.
  2. К каждому относитесь индивидуально. Не забывайте, что перед вами не поток учеников, а одна конкретная личность, подстраиваться под которую – теперь ваша работа.
  3. Всегда проводите оценку знаний в начале курса. Так вы сможете узнать, готов ли ученик к вашей программе, или ее нужно слегка расширить за счет основ, которые ученику неизвестны. Делайте процесс обучения интерактивным – поощряйте ученика задавать вопросы и высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с вашим или общепринятым.
  4. По окончании курса попросите ученика оценить программу и вашу эффективность как преподавателя. Это позволит вам совершенствовать свои навыки, а заодно вы получите рекомендации для работы со следующими клиентами.

Спрос на услуги репетиторов велик, и чтобы стать не одним из многих, а лучшим в своем деле, отнеситесь к нему ответственно. Повышайте уровень знаний учащихся, студентов и взрослых людей, совершенствуйте себя и свою образовательную программу, тогда благодаря вам современное общество станет чуточку лучше.

Если Вы решили стать репетитором, то должны сразу понять самое главное: чтобы достичь успеха на этом пути, нужно не только обладать хорошими знаниями, но и уметь объяснять учебный материал. Только в этом случае можно рассчитывать, что Ваш труд будет востребован и хорошо оплачен.

Квалифицированный репетитор, желающий продавать свои знания, должен:

  • хорошо ориентироваться в различных системах обучения;
  • знать научно-обоснованные критерии, по которым производится оценка знаний учеников;
  • уметь налаживать отношения с каждым обучаемым, стремясь к тому, чтобы достигалась максимальная эффективность обучения.

Таким образом, учитывая определенную сложность данного вида педагогической деятельности, не каждому, обладающему достаточно большими знаниями по каким-либо школьным предметам, может оказаться под силу репетиторство, как профессия (работа, хотя и хороша оплачиваемая, но и требующая затрат сил в соответствии с ценой).

Отвечая на вопрос о том, какими психологическими качествами должен обладать успешный репетитор, можно с уверенностью сказать:

  1. ответственностью;
  2. пунктуальностью;
  3. грамотной четкой речью;
  4. терпением.

Необходимо четко определить область, в которой Вы собираетесь осуществлять свою репетиторскую деятельность.

Например, если Вы собираетесь заняться преподаванием математических дисциплин, то нужно рассмотреть варианты, не только связанные с проведением занятий по алгебре и геометрии, но, может быть, и по математическому анализу или другим предметам высшей математики , изучаемым уже в ВУЗах. Ведь чем шире будет область, в которой Вы сможете осуществлять репетиторскую деятельность, тем больше Вы будете пользоваться спросом и авторитетом как математик.

А если Вы хотите быть репетитором по географии , то учтите, что если Ваши ученики - это студенты ВУЗов, то может оказаться, что в одних учебных заведениях им преподают «физическую географию», а в других - «социальную география», и дисциплины мало похожи.

Очень важно определить для себя, какой возраст учеников является для Вас наиболее подходящим. Например, собираетесь ли Вы заниматься подготовкой школьников старших классов или только начальных классов, или и старшеклассников и студентов первых курсов?

После выбора предмета и группы обучаемых, необходимо еще раз проанализировать, обладаете ли Вы необходимым объемом знаний и умением работать именно с данной возрастной категорией учащихся?

Ведь обучение детей начальных классов требует часто не столько глубокого знания предмета, сколько умения понимать ребенка и находить к нему подход.

Любой преподаватель (и репетитор, в том числе), работая с детьми, должен уметь заинтересовать их, разобраться в проблемах (очень часто психологических), мешающих эффективности обучения.

Вы должны решить, сможете ли Вы быть не только педагогом, носителем определенных знаний, но и воспитателем? А такая работа является более сложной, и поэтому ее нельзя рекомендовать начинающим репетиторам.

Определите специфику предоставляемых Вами услуг. Вы можете заниматься:

  • помощью по освоению школьной программы;
  • быстрым устранением отставания по предмету;
  • подготовкой к контрольной работе;
  • подготовкой к сдаче экзаменов ЕГЭ/ГИА;
  • подготовкой к поступлению в ВУЗ;
  • помощью при выполнении домашних заданий;
  • целенаправленным улучшением успеваемости;
  • помощью студентам при подготовке к зачетам и экзаменам;
  • занятиями по изучению дополнительного (внешкольного) материала, например, при подготовке ученика к олимпиадам;
  • развитием интереса у ученика к изучению какой-нибудь школьной дисциплины.

Этот список можно и продолжить, но ограничимся перечисленными основными направлениями репетиторской работы.


Рассмотрим более подробно специфику первых пяти пунктов приведенного перечня:

Пункт «А».

Что касается помощи при изучении школьной программы, то она будет эффективной, если занятия будут проводиться от одного до трех раз в неделю (не реже) и в течение месяца или более длительный промежуток времени. Репетитором осуществляется «сопровождение» ученика в процессе обучения в школе: он разъясняет ему непонятное и контролирует его успеваемость.

Такой вид репетиторской деятельности возможен в том случае, если у преподавателя достаточно времени, и он уверен, что оно у него будет не только сегодня, но и в последующие месяцы.

Репетиторы-студенты же должны учитывать, что у них самих существует сессия, которая может потребовать времени и полного сосредоточения, а значит, проведение регулярных встреч с учениками может стать проблематичным.

Пункт «Б».

Помощь по быстрому устранению отставания в изучении предметов. Обычно потребность в оказании такого вида услуги возникает в том случае, если ребенок некоторое время болел и пропустил уроки, на которых рассматривались конкретные вопросы, связанные с данной учебной дисциплиной.

Но нередка и ситуация, когда отставание нарастало плавно, и изучение предмета было, как говорят, «запущено». Этот случай требует проведения занятий от трех до семи раз в течение недели. Такой интенсивный режим работы позволяет, конечно, преподавателю больше заработать за небольшой отрезок времени, но в то же время потребует от него большей отдачи и большего напряжения, да и время в этом случае репетитору нужно будет очень тщательно планировать. Кроме того, необходимо быть уверенным в своей способности быстро объяснять и уметь выдерживать большие психические нагрузки.

Пункт «В».

Если задачей репетитора является осуществление подготовки к контрольной работе, то число занятий - ограниченное (как правило, от одного до пяти). Занятия проводятся часто, но в течение небольшого промежутка времени. При этом оплата нередко производится после того, как становятся известны результаты контрольной работы. Поэтому репетитору нужно обязательно узнать, по каким критериям будет осуществляться оценка работ.

Пункт «Г».

Помощь при подготовке к сдаче экзаменов ЕГЭ/ГИА. Репетитору в этом случае необходимо изучить варианты экзаменационных вопросов, критерии оценки и типичные ошибки школьников при сдаче данных экзаменов.

Пункт «Д».

Заниматься подготовкой к поступлению в ВУЗ могут наиболее успешно те, кто уже прошел обучение в высшем учебном заведении именно по той специальности, которая интересует клиента, для остальных же такая работы является менее подходящей. Прежде чем браться за работу, репетитору необходимо ознакомится со списками билетов, которые были предложены в данном ВУЗе абитуриентам в течение последних нескольких лет.

© www.сайт. При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

HLEB продолжает знакомить читателей с внутренней кухней разных профессий. В сегодняшнем выпуске частный репетитор рассказывает о детях богатых родителей, недостатках разницы в возрасте и концентрации внимания

Я выбрала репетиторство в качестве дополнительного заработка, потому что мне казалось, что это просто. Ты пришел на полтора-два часа к ребенку домой (да, я хожу по ученикам, а не принимаю у себя дома), объяснил ему всё, дал кучу заданий, а сам в это время сидишь и листаешь ленту во ВКонтакте или залипаешь в «Пикабу». Но эта работа ничуть не легче других. В чем-то даже тяжелее.

Я занимаюсь со школьниками русским языком и литературой. Учитывая то, что в вузе я два года изучала обе эти дисциплины углубленно, в начале третьего курса считала себя готовой к объяснению знаний другим людям. Главное преимущество молодого репетитора, студента или около того - что он совсем недавно прошел весь этот ад с ЕГЭ, у него живы в памяти все воспоминания о подготовке, сдаче, фишках и уловках. А еще он близок к возрасту без-пяти-минут-выпускников и потому может разговаривать с ними на одном языке. В общем, считала я себя идеальным кандидатом на эту роль и думала, что справлюсь в два счета. Как же я ошибалась.

...

Первая моя ученица — 9 класс, подготовка к ОГЭ по русскому языку. Ленивая, но понимает, что экзамен нужно сдать хорошо, и потому занимается. Здесь мне открылось первое неудобство работы репетитором: ты должен постоянно удерживать внимание ребенка. В последние годы это еще сложнее, потому что телефон с вечно включенным доступом в Интернет донимает сообщениями ВКонтакте и в Твиттере. Приходится убирать телефон, причем обоим: ты же не можешь заставлять ребенка не делать то, что делаешь сам.

Удерживать внимание я научилась где-то через месяц. Добиться этого нетрудно: нужно всё время заниматься разными делами. Мы и теорию писали, и выполняли устные упражнения, и болтали на отвлеченные темы. И время на самостоятельное выполнение заданий я тоже отводила. В итоге мы никогда не занимаемся одним видом работы больше двадцати минут. Я вспоминаю какие-то интересные случаи из моей жизни, из учебы, занятные факты о русском языке. Вот вы знали, что в нашем языке много корней, состоящих из одной буквы? А ребенка увлекает, он такого еще не видел.

Вторая проблема — лень. С этим я столкнулась при работе со второй ученицей, которой нужен был репетитор и по русскому, и по литературе — для сдачи ЕГЭ. Вроде понимает, что сдать экзамен нужно, просто необходимо, но не делает практически ничего. Постоянно отменяет занятия, ссылаясь на плохое самочувствие, болезнь, какие-то дела. Не выполняет домашнюю работу или делает ее на «отвяжись». И вот как с этим бороться? Я ведь ей не мама, чтобы отчитывать. Я приняла такую позицию: хочешь результатов — делай, не хочешь — не трать свое и мое время зря. Помогло.

Но это всё ничто по сравнению с третьей проблемой — отсутствием воспитания.

На меня вышла мама семиклассника, у которого были проблемы со школьной программой русского языка. Я думала, что это будет легче, чем ОГЭ или ЕГЭ. А что, прочитал учебник — и пересказал своими словами. И, наверное, с другим ребенком это бы прокатило. Но только не с этим.

Антоша (назовем его так) — это настоящий кошмар педагога. Если даже я взвыла, то как справляются учителя, которые взаимодействуют с ним в школе каждый день? Здесь были все предыдущие проблемы: удержать внимание невозможно, побороть лень — тем более. На первом занятии из всего, что я запланировала на полтора часа, мы успели пройти только треть. Он постоянно отвлекался, бесконечно рассказывал про свою школу, про хоккей, которым он занимается каждый день, про свою кошку, которая тут же бегала рядом. А когда пытаешься вернуть его к теме занятия, он такой:

— Да, давайте… Ой, а знаете, я вот фенечки плету из резиночек, хотите покажу?

Тема моего второго занятия с Антошей — причастие. Всё вроде бы просто: берешь прилагательное, берешь глагол, соединяешь — получаешь причастие. Но Антоша даже не знал, что такое глагол. А затем последовал вообще ошеломительный вопрос:

— А падеж что такое?

Это добило меня окончательно. Я не держу в голове определение падежа. Для меня это так же просто, как «что такое стул». Это, блин, стул. И всё. В седьмом классе ученик уже должен знать падежи, как таблицу умножения. В нормальной школе, конечно.

Третьего занятия с Антошей не было.

Я полагаю, дело не во мне. Да, профессиональный педагог наверняка справился бы с ним намного спокойнее. Но с другими учениками у меня же не было таких проблем! Думаю, это недостатки воспитания. Из общения с мамой ученика я сделала вывод, что он единственный ребенок в семье. А еще — что денег у них куры не клюют. И разговаривает он с мамой и папой так, что сразу видно: он здесь король, хозяин положения. Так что всё понятно.

Я сделала для себя вывод: чем меньше разница в возрасте между репетитором и учеником, тем легче обоим. По крайней мере, для меня это так.

Поэтому следующая ученица стала просто подарком в сравнении с неугомонным семиклассником. И да, наконец-то мне достался ребенок, который действительно заинтересован в предмете. Одиннадцатиклассница попросила меня позаниматься с ней литературой для сдачи ЕГЭ. И я поняла, почему некоторые учителя заводят себе «любимчиков». Это не всегда происходит специально. Просто намного приятнее общаться с теми учениками, которые заинтересованы в получении новых знаний и сами расспрашивают тебя.

Но подход, конечно, надо найти к каждому. И вот это сложнее всего. У каждого свои любимые темы для разговора, свой лимит работоспособности, свой взгляд на изучаемый предмет. Кому-то достаточно перейти «порог», а кто-то стремится к высоким целям. И когда таких индивидуальных занятий у тебя пять на неделе, ты порой просто не можешь подключиться к очередному ученику. А подключиться к нему, быть с ним на одной волне очень важно. Иначе вообще ничего не получится.

...

Если вы хотите заниматься репетиторством, важно понимать, что это не «легкий способ заработать», как я считала вначале. Это труд. Вы всегда должны быть готовы к теме занятия. Вы должны плавать в преподаваемом предмете, как рыба в воде - по крайней мере, на том уровне, на котором его изучает ученик. У вас всегда должен быть запасной план, если что-то пошло не так. Вы не имеете права быть усталым, сонным, раздраженным, злым. У вас всегда должна быть улыбка на лице, иначе вы не пробудите улыбку у ученика. Не настроитесь на его волну. Вы должны стать ему другом. Другом, который просто знает чуть больше и готов помочь усвоить материал.

Самая главная радость от такой работы — это когда ученик понял. Тогда работа превращается в приятное, даже любимое дело. Тогда ты не думаешь, что это дополнительный заработок. Это такая же работа, как и все, в чем-то непростая. И когда ученик добивается успехов, это самая лучшая награда для репетитора.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Главной основополагающей частью, на которой основывается успех в любой профессиональной деятельности, считается качественное образование. На сегодняшний момент, огромной популярностью пользуются оказание услуг репетитора. Всем известно, что отлично подготовленный ученик может без проблем сдать экзамены в престижный ВУЗ и поступить в него. Многие люди, которым необходимы услуги репетитора, хотят повысить свой базовый учебный уровень по какому-либо предмету, а многие желают подойти к решению данного вопроса очень серьезно. В общем, репетиторская сфера деятельности является достаточно перспективной сферой бизнеса . И в этой статье мы расскажем о том, с чего начать репетиторство начальных классов. Более того, в этой статье мы позволим узнать вам о том, как превратить это дело в доходную сферу деятельности.

Что нужно для того, чтобы заработать деньги на репетиторстве

Кто-нибудь из вас задает себе вопрос: Как можно стать репетитором? Самое главное, понять для себя, что одного вашего желания не будет вполне достаточно для ответа на этот вопрос. Успешный и выгодный у себя на дому можно будет создать тогда, когда вы станете придерживаться определенного плана действий. Поэтому ниже мы поговорим о том, что вам понадобиться для того, чтобы достигнуть успеха в этом деле?

Базовые требования

Репетиторство — это очень ответственная и трудная профессия. Многие считают, что данная работа предоставляет собой дополнительный заработок для преподавателей Вузов и школ. Но на самом деле, настоящие профессионалы в этом деле не преподают в данных учебных заведениях. Главным и важным условием в организации данного бизнеса на дому является отличное образование и огромный опыт в этой работе. Еще одним немаловажным фактором для репетитора являются хорошее знание в области психологии и педагогические навыки. Чем больше опыта у репетитора в данной области, тем лучше его профессиональные навыки. Исходя из этого, можно смело сказать о возможности в будущем повысить тарифы на предоставляемые услуги.

Всем известно, что в информацию о наличии опыта многим людям приходиться верить с большим трудом. Для того, чтобы зарекомендовать себя с хорошей стороны, необходимо просить о помощи своих учеников заниматься составлением рекомендательных писем. Стать репетитором может каждый человек, который обладает не только отличными знаниями, но и своими личными качествами, которые должны быть у каждого хорошего педагога.

Так, как же можно стать репетитором? Для того чтобы достичь успеха в этом, вам помогут следующие личные качества:

  1. Такое качество как ответственность, поможет грамотно подойти к работе по поддержанию дисциплины на уроках и к их планированию.
  2. Огромная заинтересованность к своей работе. Хороший репетитор всегда стремится к совершенствованию личных знаний и к более лучшему методу обучения.
  3. Возможность более доступно преподавать и излагать необходимый материал. Даже в том случае, если преподаватель отлично знает ответ на какой-либо вопрос, он всегда может грамотно объяснить это другому человеку.
  4. Такое качество, как пунктуальность, позволяет репетитору в нужное время начать и закончить свой урок.
  5. Грамотное налаживание общего языка с учениками. Личные качества и обаяние являются главной основой для отличных отношений со своими клиентами. А компетентность, в свою очередь, тоже играет огромную роль в построении отношений.
  6. Внутреннее самообладание и терпеливость к ошибкам.

Если все качества, которые мы перечислили выше, есть и у вас, то вы смело можете начинать работать репетитором. Но, сперва можно поработать с детьми своих друзей или знакомых. Благодаря этому, вы сможете получить опыт. После чего, можно искать новых клиентов.

Поиск учеников

Из этой статьи вы сможете узнать о том, как заработать на репетиторстве . Выше мы перечислили те качества, которые должны быть у каждого репетитора. Но здесь стоит рассказать о том, как найти новых учеников для своей деятельности. В том случае, если вы только начали заниматься такой деятельностью, то сейчас огромную помощь репититору-новичку могут оказать различные ресурсы, на которых специалистами размещаются анкеты для возможности найти работу. В данной информации указывается место, где будут проводиться обучение, город проживания, стоимость на эти услуги, опыт работы, время проведения обучения и личное образование. Если же вы не хотите заниматься размещением личного резюме на данных ресурсах, можно распечатать объявления и расклеить их на подъездах домов или остановках, около различных учебных заведений. Отличным вариантом также является создание личного сайта. Огромную популярность на данное время получили обучение по скайпу. Поэтому если вы имеете компьютер с рабочей веб-камерой, то заниматься со своими учениками можно будет удаленно.

Есть ли необходимость получать лицензию

Репетиторство является тем видом педагогической деятельности, которую нет надобности лицензировать. Если у репетитора имеется диплом, то он и выступает в качестве основного подтверждения полученной вами квалификации. Так, как репетиторство считается предпринимательским видом деятельности, для того, чтобы можно было начать работать, необходимо пройти регистрацию в налоговом органе в качестве ИП. Данное действие станет отличным вариантом в будущем увеличить свой доход, так как большинство людей стали обращаться к тем репетиторам, которые работают легально.

Если вы находитесь на этапе составления своего бизнес плана, репетиторство можно не относить к проведению занятий на дому. Если вы по своей сути являетесь бизнесменом, то можете продумать вариант создания обучающего центра. В данном случае вам обязательно нужно будет получить лицензию.

Стоимость репетитора

Большинство репетиторов ставят перед собой самый главный вопрос: какую цену установить на свои услуги? Многие репетиторы, стремясь привлечь к себе большое количество клиентов, на свои услуги устанавливают небольшие цены. Но это далеко не правильно. В данном случае, лично вы будете иметь минимальную мотивацию к выполнению своей работы на высоком уровне. Помимо всего прочего, ваши клиенты станут сомневаться в качестве предоставляемых вами услуг. Следует всегда помнить о том, что проведенная работа должна соответствующе оплачиваться. На данный момент не существует установленных тарифов оплаты на эти услуги. Ниже мы опишем те факты, которые будут влиять на заработок репетитора, проводящего занятия на дому:

  • Личный опыт работы в данной сфере;
  • Образование по данному профилю;
  • Место проживания (населенный пункт);
  • Количество проводимых занятий в неделю;
  • Гарантии, предоставляемые репетитором;
  • Уникальность дисциплины.

«Неудобные» вопросы

Если клиент, по какой-то причине не оплатил проведенное занятие, не нужно бояться сказать ему об этом. Вы выполняете для него свои услуги, и денежное вознаграждение за это должно быть обязательным. Можете спросить у клиента, как ему удобнее оплачивать уроки: за каждый урок отдельно или за 6-7 уроков.

Как достичь успеха

Вы, наверное, уже поняли то, что репетиторство как предпринимательская деятельность может принести каждому репетитору неплохой заработок. Но для того, чтобы можно было воплотить задуманное в жизнь, необходимо постоянно трудиться над собой. Невозможно стать репетитором, в том случае, если вы не повысите свой уровень знаний или нетерпеливо относитесь к ошибкам учеников. Если же эти качества вам присущи, то их придется изменить. Самым основным в этом деле является ваше личное стремление повысить уровень знаний клиента или дать ему новые. Главным для вас является – стать отличным другом для своего ученика. Выполняя свою работу, помните – что неразрешимых случаев не существует!

  1. Необходимо выбрать в качестве основной — одну сферу деятельности и постараться стать отличным профессионалом в ней. После того, как вы достигните успеха, необходимо начать осваивать новые знания.
  2. Важно к каждому своему ученику применять особый индивидуальный подход.
  3. Нужно с особой ответственностью отнестись к своему первому уроку с определенным учеником. После проведенного урока, следует оценить уровень его знаний и определить цели и возможные нагрузки.
  4. Необходимо проводить свои уроки более интересно. Если вы будете заставлять ученика просто зубрить свой предмет, нужного вам эффекта вы не достигнете.
  5. Постарайтесь дать возможность своему обучаемому клиенту высказывать личное мнение. В том же случае, если оно будет отличаться от вашей точки зрения, постарайтесь вступить с учеником в полемику.
  6. Попытайтесь добиться от своего ученика уважения к себе. Если вам все же не удастся это осуществить, лучше откажитесь от проведения уроков с ним.

Для реализации своего стремления к преподавательской деятельности вовсе не обязательно устраиваться в школу, где за небольшую зарплату придётся подвергаться постоянному стрессу. Вы можете выбрать более спокойную и прибыльную альтернативу – репетиторство. Но, прежде чем попробовать себя в данной области, необходимо изучить предъявляемые к репетиторам требования, а также определиться с целым рядом организационных моментов.

Кто может стать репетитором

Успешно давать частные уроки за плату можно при соответствии следующим требованиям:

Репетиторство имеет немало преимуществ перед трудоустройством в школе. Это и более высокий заработок, и свободный график работы, и возможность отказаться от ученика с плохим поведением. Но данная деятельность предполагает и больший объем ответственности, потому что ваш доход будет полностью зависеть от активности в поиске учеников и от получаемых ими в процессе обучения результатов.

С чего начать

Начало репетиторской деятельности предполагает решение нескольких организационных вопросов. Рассмотрим их поэтапно.

Выбор предмета

В первую очередь необходимо определиться, что вы будете преподавать. В идеале это должен быть один предмет, либо 2-3 смежные дисциплины. К примеру, можно преподавать алгебру для старшеклассников и одновременно – высшую математику для студентов. Такой подход позволит не распыляться и оказывать наиболее качественные услуги.

Определение контингента учеников

Хорошо, когда репетитор умеет работать с любой возрастной группой. Но если у него подряд идут занятия сначала со старшеклассником, затем с учеником начальных классов, а после него – со студентом, это может негативно сказаться на качестве преподавания, а также потребует больше усилий от самого репетитора.

Ученики разных возрастов требуют к себе абсолютно противоположного подхода. Так, в занятиях с учеником младших классов понадобится не столько обширное знание предмета, сколько умение найти взаимопонимание с ребенком. А преподавание знаний старшекласснику требует более высокой квалификации и умения преподносить сложные понятия простым языком. Поэтому для повышения эффективности работы стоит формировать однородную по возрасту клиентскую базу.

Выбор места

Занятия репетиторством можно организовать четырьмя способами:

  • проводить уроки у себя дома;
  • выезжать на дом к ученикам;
  • снять для занятий специальное помещение;
  • обучать дистанционно через интернет с помощью программы Skype.

Как правило, репетиторы выезжают на дом к ученикам только в начале своей деятельности, пока не наработана репутация и существует проблема с поиском клиентов. Со временем целесообразнее обустроить рабочее место у себя дома. В этом случае вы экономите массу времени и избавляетесь от необходимости возить с собой огромное количество методического материала.

При обустройстве рабочего места стоит исключить все отвлекающие факторы и создать обстановку, привычную для учебного процесса. В идеале это должен быть рабочий кабинет, а не жилая зона квартиры. Из него необходимо убрать всевозможные сувениры и другие ненужные предметы, которые будут мешать концентрации на занятиях. Не приветствуются и способствующие расслаблению мягкие кресла – их лучше заменить на простые стулья.

Для эффективной организации учебного процесса требуется следующий минимум вещей:

  • книжный шкаф для учебных пособий;
  • два стула;
  • просторный рабочий стол;
  • компьютер с выходом в интернет для просмотра медиафайлов, обучающих игр и иных электронных материалов.

Не менее важно договориться с близкими, которые ни в коем случае не должны отвлекать вас от учебного процесса, а также мешать с помощью музыки или шума от телевизора. Также стоит изолировать кабинет от домашних питомцев, на которых у учеников может быть аллергия. Организация учебного процесса в домашних условиях требует немало усилий, поэтому многие успешные репетиторы снимают для этих целей отдельные офисы.

Не менее популярно дистанционное репетиторство. Это вариант удобен как преподавателю, так и ученику.

Занятия через интернет экономят время на дорогу, а также обеспечивают психологический комфорт за счёт привычной домашней обстановки. Для организации обучения необходим компьютер, стабильный интернет с высокой скоростью, вебкамера, микрофон и колонки (наушники).

Изучение методической литературы

Чтобы хорошо ориентироваться в своем предмете и способах его преподавания, необходимо изучить как можно больше источников литературы. Со временем у вас выработается своя методика, но все равно нужно держать руку на пульсе и отслеживать регулярно выпускаемые пособия. Дополнительно следует изучать учебники, по которым ваши ученики обучаются в школах.

Источники литературы не ограничиваются только учебниками. В состав учебно-методических комплексов обычно также входят:

  • книга для учителей с советами по организации процесса обучения;
  • рабочие тетради для практических занятий;
  • аудио- и видеоматериалы.

Чтобы сэкономить на покупке учебных пособий, можно поискать подержанные экземпляры на бесплатных сайтах с объявлениями или в газетах. Также можно поспрашивать у знакомых с детьми школьного возраста. А литературу для разового изучения можно взять и в библиотеке.

Определение ставки

Стоимость оказываемых репетитором услуг зависит от нескольких факторов:


В объявлениях следует указывать свою стандартную ставку, но её окончательный вариант должен быть установлен только после согласования условий обучения с клиентом.

Как набрать учеников

После того как у вас появилось представление о том, как и в какой форме вы будете проводить занятия, самое время приступить к поиску учеников. Делается это путём размещения объявлений о своих услугах в как можно большем количестве источников. Среди них:


Успех начинающего репетитора полностью зависит от тех стараний, которые он приложил на начальном этапе своей деятельности. Помимо размещения объявлений в нескольких источниках, не стесняйтесь распространять информацию о своих услугах через друзей и знакомых, а также при каждом удобном случае. При условии обширных знаний и таланта к преподаванию необходимость в саморекламе отпадёт очень быстро, так как большая часть учеников станет приходить к вам самостоятельно.

Публикации по теме