Деонтология социальной работы с пожилыми людьми. Деонтология как основа профессиональной деятельности социальных работников
(Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. – М.: Владос, 1999. – 213 с.)
Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию.
Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем. Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности . В свою очередь старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.
Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами . Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками. Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов.
При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей. Старый человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности . Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды.
Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точки зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.
Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос – долг, должное, надлежащее, логос – наука) – это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.
Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л. В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди:
ü позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения;
ü исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе;
ü направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами;
ü предупреждающие негативные последствия социального обслуживания.
К этим принципам, моральным заповедям относятся:
· профессиональный долг;
· бескорыстие;
· профессиональная выдержка и самообладание;
· доверие между специалистами и клиентами;
· профессиональная тайна и т.д.
Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию.
Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем. Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.
Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами.
Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками. Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.
При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.
Старый человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды.
Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точки зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.
Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос — долг, должное, надлежащее, логос — наука) — это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.
Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л. В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.
Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем. Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.
Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками. Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.
При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.
Старый человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точки зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.
ДЕОНТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ И СТАРЫМИ ЛЮДЬМИ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ДЕОНТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ И СТАРЫМИ ЛЮДЬМИ |
Рубрика (тематическая категория) | Медицина |
(Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. – М.: Владос, 1999. – 213 с.)
Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию.
Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, в связи с этим социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем. Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности . В свою очередь старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.
Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами . Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками. Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов.
При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае крайне важно с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей. Старый человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности . Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды.
Роль реабилитации пожилых и старых людей в данном случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точки зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от крайне важно сти оставить профессиональную деятельность.
ДЕОНТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ И СТАРЫМИ ЛЮДЬМИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ДЕОНТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ И СТАРЫМИ ЛЮДЬМИ" 2017, 2018.
демографический деонтология социальный население
Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос - долг, должное, надлежащее, логос - наука) - это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.
Деонтология социальной работы - это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Долг внутренне закономерно связан с ответственностью.
Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие “деонтология” уже понятия “профессиональная этика”.
В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий. Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений.
Профессиональные обязанности социального работника в общих чертах изложены в Квалификационном перечне, куда специальность “социальная работа” была внесена в апреле 1991 г. приказом Госкомтруда СССР. Более детально проработанные профессиональные обязанности социального работника нашли свое отражение в должностных инструкциях, созданных в различных учреждениях социальной защиты и являющихся обязательными для исполнения. Но как было сказано, не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Мерилом ответственности социального работника за выполнение такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и нравственная дисциплина. Те обязанности, которые навязываются работнику под влиянием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматриваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены.
Таким образом, следует различать содержание понятий “профессиональные обязанности”, “профессиональная ответственность”, “профессиональный долг”.
Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:
- - личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;
- - компетентность специалиста;
- - рационального подхода к решению поставленных задач;
- - соответствия полномочий и ответственности;
- - правовой регламентации деятельности;
- - подотчетности;
- - инициативы и творческого подхода;
- - организованности и дисциплины;
- - контроля и проверки исполнения;
- - критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиентов;
- - доверия и свободы действий;
- - поощрения и наказания и другие.
Условно деонтологию социальной работы можно рассматривать в соответствии с типами профессиональных отношений.