Не входят в группу риска. Дети "группы риска"


Чтобы предотвратить возможное мошенничество и злоупотребления со стороны бухгалтера, в первую очередь нужно уяснить для себя: какова вероятность того, что он может на это пойти? И почему один бухгалтер ворует, а другой – прямо «ангел во плоти», и мысли не допускает о том, чтобы пойти на злоупотребление?

Чаще всего на мошенничество и воровство идут люди определенного типа. Кто же в первую очередь входит в «группу риска»?

– Бухгалтер – азартный человек. Вообще, от таких бухгалтеров желательно держаться подальше: не исключено, что активы вашего предприятия будут постепенно становиться активами какого-нибудь казино или букмекерской конторы.

– Непунктуальный бухгалтер. Эта профессия подразумевает четкость, конкретность и пунктуальность; бухгалтер, который пренебрежительно относится ко времени, точно так же может относиться и к своей работе. Скорее всего, у такого человека в бухгалтерии будет царить беспорядок, причем даже не столько по причине мошенничества и злоупотреблений (их у такого недотепы может и не быть), а из-за расхлябанности и разгильдяйства.

– Бухгалтер, который является неуравновешенным человеком. Вспыльчивый, неуравновешенный бухгалтер склонен к совершению необдуманных поступков, легче поддается соблазнительным и сомнительным предложениям. Не исключено, что впоследствии он и сам будет жалеть о содеянном, но ведь вернуть что-то назад обычно очень сложно, а иногда – почти невозможно. Однако такого человека проще вынудить добровольно рассказать о своих прегрешениях.

– Безответственный бухгалтер. Здесь даже сложно что-то добавить: профессия бухгалтера подразумевает немалую ответственность, причем не только перед своим предприятием, но и перед государством. Поэтому безответственного человека в принципе нельзя принимать на такую должность; а если это все-таки произошло, от такого работника нужно избавляться как можно скорее.

– Бухгалтер – жадный и алчный человек. Ему всегда всего мало, и он будет воровать независимо от размера получаемой заработной платы.

– Человек, который страстно мечтает о какой-нибудь крупной, но пока недостижимой покупке: квартира, машина, дача, гараж и т. п. Откладывать деньги с заработной платы – долго и мучительно, а жизнь так коротка! Поэтому нередко такой бухгалтер решает «не терять время попусту», а использовать для достижения заветной мечты любые доступные способы.

– Бухгалтер с мягким и податливым характером. Такого человека относительно несложно склонить к участию в сомнительной сделке. Кроме этого, податливые люди нередко находятся «под каблуком» у своих половин, и поводом для злоупотребления вполне может стать очередной «запрос» жены.

– Бухгалтер, который часто меняет места работы (например, за последние пять лет сменил три и более мест работы). С какой стати порядочному бухгалтеру переходить на работу в другую компанию? Не исключено, что причиной является либо его недостаточный профессионализм, либо склонность к мошенничеству и злоупотреблениям (по принципу «хапнул в одном месте – убежал на другое»).

– Бухгалтер, в жизни которого случилась неприятность, связанная с большими материальными потерями: ограбление квартиры, пожар, автомобильная авария, болезнь близкого человека, требующая дорогостоящего лечения, потеря сбережений и т. д. Желание побыстрее возместить понесенный ущерб или собрать деньги на предстоящие затраты вполне может толкнуть на путь мошенничества даже порядочного человека.

– Бухгалтер, который недавно обзавелся семьей. Не секрет, что у человека, который покончил с холостяцкой жизнью, серьезно возрастают расходы, причем это относится как к мужчинам (в первую очередь), так и к женщинам. Молодой паре хочется построить или купить жилье, обставить его новой мебелью, приобрести автомобиль, хорошо одеваться. Кстати, если на вашем предприятии главный бухгалтер – молодой муж, а заместитель главного бухгалтера (например, кассир) – его молодая жена, то к этой паре и вообще к работе бухгалтерии следует присматриваться повнимательнее.

– Человек, у которого недавно родился ребенок. Как известно, рождение ребенка всегда связано с большими расходами (врач в роддоме, коляска, памперсы, кроватка, неработающая мама). Если ваше предприятие производит или реализует товары для новорожденных – можно со стопроцентной уверенностью сказать, что бухгалтер не преминет воспользоваться ситуацией.

Итак, представители этих категорий людей относятся к «группе риска». А есть ли люди, которые меньше других склонны к мошенничеству, злоупотреблениям и воровству?

По оценкам независимых специалистов, портрет среднестатистического «надежного» бухгалтера выглядит так.

Семейный мужчина средних лет (примерно 35–45), с высшим образованием, имеющий работающую жену и детей в возрасте до 14 лет, обеспеченный жильем и прочими необходимыми благами и обладающий ровным и спокойным характером. Солидный и «здравомыслящий» возраст позволяет трезво оценивать ситуацию и своевременно отказываться от нелицеприятных предложений, а также спокойно воздерживаться от иных соблазнов (не секрет, что в 25 лет человек больше склонен к совершению необдуманных поступков, нежели в 35–45). Должному исполнению служебных обязанностей во многом способствует ответственность главы семьи, а также желание сохранить сформированную к этим годам репутацию. Работающая жена – дополнительные средства для семьи, что намного снижает зависимость бухгалтера от «привлекательных возможностей» его должности. Возраст детей – до 14 лет – позволяет пока не думать о предстоящем поступлении в вуз, репетиторах, платной учебе, свадьбе и других событиях, требующих немалых дополнительных трат. В общем, жизнь такого человека спокойная, размеренная, у него сложилась карьера, личная жизнь, он имеет достаток, спокойно растит детей и дорожит своей работой.

Если ваш бухгалтер принадлежит к категории «группы риска», задумайтесь, стоит ли продолжать работать с этим человеком или лучше избавиться от него под любым благовидным предлогом.

Конечно, если бухгалтер обладает хотя бы одним из перечисленных качеств (азартный, непунктуальный, неуравновешенный, безответственный, алчный, слишком податливый, имеет склонность к частой перемене мест работы), то, скорее всего, вам лучше от него избавиться.

Если вы знаете, что ваш бухгалтер страстно мечтает о какой-либо покупке (например, автомобиля или дачи), то рекомендуется подумать: может, имеет смысл помочь человеку в достижении заветной цели? Например, можно оказать безвозмездную материальную помощь или предоставить кредит без процентов на определенный период времени. Тем самым вы не только поможете человеку (что уже само по себе хорошо), но и наверняка заработаете в его глазах дополнительный авторитет и уважение. С высокой долей вероятности можно сказать, что бухгалтер, к желаниям которого на работе относятся с уважением и пониманием, не будет заниматься воровством и мошенничеством, злоупотребляя своим положением. Кстати, все вышесказанное в полной мере относится и к бухгалтеру, который недавно обзавелся семьей: молодой семье вполне можно выдать кредит, пусть даже под небольшие проценты. Такой шаг наверняка заставит человека уважать родное предприятие и поспособствует тому, чтобы он высоко оценил свою работу.

Если у вашего бухгалтера случилась неприятность или несчастье, то настоятельно рекомендуется оказать ему посильную помощь (причем безвозмездную). Не оставляйте его один на один с бедой: во-первых, предложите сотрудникам предприятия сложиться «кто сколько может», чтобы помочь пострадавшему человеку, во-вторых, выделите материальную помощь от имени предприятия. Наверняка бухгалтер оценит такой жест по достоинству, а мыслей о злоупотреблении либо мошенничестве у него не возникнет.

Если у бухгалтера родился ребенок, то здесь и раздумывать не стоит: на работе обязательно должны разделить радость сотрудника и подкрепить это материально.

Ограничение полномочий


Для предотвращения возможного воровства и иных злоупотреблений со стороны бухгалтера целесообразно использовать такой подход, как ограничение полномочий.

Не секрет, что на многих отечественных предприятиях главный бухгалтер обладает необоснованно широкими полномочиями, которые иногда лишь немного уступают полномочиям директора. Бухгалтер принимает решения об осуществлении платежей, исключительно самостоятельно определяет порядок использования наличных денежных средств, дает указания другим начальникам отделов, подчиняет себе заведующего складом и т. д. Подобная «вседозволенность» является благоприятной почвой для злоупотреблений служебным положением, чем охотно пользуются недобросовестные бухгалтеры. Поэтому одна из важнейших задач руководителя – грамотно определить полномочия бухгалтера, не предоставляя ему слишком большой свободы действий.

В первую очередь заслуживает внимания такой важный аспект, как осуществление платежей и распределение имеющихся денежных средств предприятия. В разделе «Кто платит – тот и заказывает музыку» было рассмотрено несколько примеров того, как может извлечь выгоду из этих операций недобросовестный бухгалтер. Поэтому рекомендуется не предоставлять бухгалтеру полную свободу действий при планировании и распределении платежей, а обязать его согласовывать их с ответственным работником компании или директором.

Например, если планируется перечислить определенную сумму денежных средств поставщику товара, то следует обязать бухгалтера согласовывать такой платеж с начальником отдела поставок – наверняка ему будет виднее, какому поставщику, когда и сколько нужно платить. В этом случае значительная часть ответственности за платеж ляжет на плечи начальника отдела поставок, а бухгалтер будет просто исполнителем – перечислит сумму по указанным реквизитам.

Если же бухгалтер желает оплатить свое участие в семинаре, то эта операция должна санкционироваться руководителем предприятия. Предоставление кому-либо временной финансовой помощи, перечисление денежных средств на депозитный счет, погашение кредита и другие подобные платежи должны согласовываться либо с начальником финансового отдела, либо с финансовым директором компании, а при отсутствии указанных работников – с ее руководителем. Возврат покупателю лишних перечисленных денежных средств должен санкционировать начальник отдела продаж, а платеж за приобретенные компьютерные комплектующие – системный администратор, технический директор или другой сотрудник, который отвечает за обслуживание и ремонт компьютерного парка на предприятии.

Без санкции соответствующего должностного лица бухгалтер не должен иметь права проводить ни один платеж (платежи, которые некому санкционировать в силу их специфики, должны утверждаться руководителем предприятия), включая снятие наличных денежных средств в банке.

Бухгалтер ни в коем случае не должен единолично принимать решения о том, с каким поставщиком целесообразнее заключать договор на поставку товара, или какого подрядчика приглашать для ремонта офиса, или на каких условиях (предоплата, отсрочка платежа на 5 или 15 банковских дней и др.) заключать договор с покупателем. Во всех перечисленных случаях бухгалтеру должно предоставляться только право «совещательного голоса». В первом случае решающее слово должно быть за начальником отдела поставок, во втором – за техническим директором, в третьем – за начальником отдела продаж. Если в компании отсутствует кто-то из вышеупомянутых сотрудников, то решающее слово должно быть за директором предприятия.

Бухгалтер не должен единолично принимать решение по поводу расходования наличных денежных средств предприятия: столько-то – Иванову на командировку, столько-то – на хозяйственные расходы, а что останется – на выплату заработной платы. В противном случае ему предоставляется слишком много «места для маневров». Бухгалтер, конечно, должен это планировать, но окончательное решение по каждой конкретной сумме должен принимать руководитель предприятия.

Бухгалтер должен определить основные моменты учетной политики предприятия: порядок оприходования и списания товарно-материальных ценностей, начисление амортизации основных средств и нематериальных активов, учет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и др. Однако каждый пункт учетной политики бухгалтер должен понятно и недвусмысленно разъяснить руководителю, после чего тот их утвердит. Не стоит забывать, что именно на этапе построения учетной политики многие недобросовестные бухгалтеры оставляют лазейки для злоупотреблений и мошенничества (особенно это касается списания товарно-материальных ценностей, начисления амортизации основных средств и учета наличных денежных средств).

Многие руководители считают главного бухгалтера своим первым заместителем на все случаи жизни, причем иногда даже утверждают это документально. Стоит ли говорить, насколько опрометчивым является подобное решение! Получается, что при отлучке директора (например, по причине болезни или командировки) вся деятельность предприятия будет полностью зависеть только от одного человека, который, к тому же, еще и распоряжается деньгами компании. Имея такую неограниченную власть над людьми и деньгами, даже порядочный человек может задуматься о том, что такую ситуацию можно направить на свое личное обогащение.

Разработка внутренней отчетности


Чтобы контролировать финансово-экономическое состояние предприятия и оперативно реагировать на возможные вопросы (в том числе связанные с работой бухгалтера), рекомендуется разработать и внедрить в компании систему внутренней отчетности. Характерной особенностью этой системы должно являться то, что у нее будет только один пользователь: руководитель предприятия.

Ежедневно (в конце рабочего дня) бухгалтер должен предоставлять руководителю информацию об основных финансово-экономических показателях деятельности предприятия. Набор этих показателей может быть разным, в зависимости от специфики конкретной компании. В общем случае к этим показателям относятся: остаток денежных средств на счетах предприятия в банках, остаток наличных в кассе компании (как в национальной денежной единице, так и в валюте), сумма дебиторской и кредиторской задолженностей, остаток товара на складах предприятия, стоимость отгруженных за день товарно-материальных ценностей (работ, услуг), стоимость товаров или услуг, полученных за день, сумма поступивших и израсходованных за день денежных средств (отдельно – безналичных и наличных), сумма основных средств и нематериальных активов по остаточной стоимости. К этим показателям необходимо прикладывать расшифрованную копию банковской выписки (при наличии нескольких счетов должны быть предоставлены расшифрованные копии выписок со всех счетов).

В большинстве случаев такого набора достаточно для того, чтобы руководитель мог контролировать состояние активов предприятия и «держать руку на пульсе событий», своевременно реагируя на все «резкие движения» со стороны бухгалтера.

Если вы его поймали...


Итак, предположим, вам удалось узнать, что в бухгалтерии вашего предприятия далеко не все гладко: имеются серьезные нарушения, которые при глубоком изучении вполне могут оказаться фактами воровства, мошенничества и злоупотреблений. Какие же действия следует предпринять в таком случае?

Все зависит от того, какими именно фактами вы располагаете. Если, например, вам удалось уличить бухгалтера в многочисленных злоупотреблениях и хищениях, которые нанесли немалый урон компании, то вполне можно обращаться с заявлением в соответствующие органы с просьбой разобраться в ситуации и наказать виновных.

Перед тем как обратиться с заявлением в правоохранительные органы, рекомендуется предложить бухгалтеру добровольно возместить причиненный ущерб и привести в порядок бухгалтерию. Ведь не исключено, что в процессе проверки откроется то, что вы сами хотели бы утаить. Оптимальный вариант – мирное разрешение конфликта. После того как бухгалтер сообщил вам, что он привел бухгалтерию в порядок, следует провести аудиторскую проверку, выполнить рекомендации аудиторов и незамедлительно уволить бухгалтера.

Однако следует учесть, что правильно оценить ущерб, причиненный предприятию бухгалтером, удается далеко не всегда. Поэтому для этих целей рекомендуется привлечь независимых аудиторов (разумеется, ни в коем случае не тех, которых порекомендует ваш провинившийся бухгалтер).

Если факты мошенничества не подтвердились и обнаруженные в бухгалтерии недостатки являются лишь следствием непрофессионализма бухгалтера, то, разумеется, обращаться в правоохранительные органы не нужно. Однако не стоит забывать, что при проведении налоговой проверки эти нарушения повлекут за собой финансовые санкции. Поэтому в данном случае оптимальным видится такой порядок действий: сначала нужно провести аудиторскую проверку, чтобы четко представлять себе масштабы нарушений и их возможных последствий. После того как ситуация прояснится, следует предложить бухгалтеру добровольно погасить ущерб.

Если бухгалтер согласен добровольно возместить ущерб, то можно даже подумать над тем, увольнять его или нет: судя по всему, человек он честный, а бухгалтера, который не ошибается (особенно если учесть несовершенство отечественного законодательства), найти сложно. Возможно, пусть он сделает выводы из своих ошибок и работает дальше? Но если человек в принципе не годится для работы бухгалтером (путается в элементарных вещах, не может рассчитать заработную плату сотрудников и т. д.), то от него придется избавиться.

Если же бухгалтер отказывается добровольно возместить причиненный ущерб, то, видимо, вам придется его просто уволить. Привлечь такого работника к ответственности вы можете только с помощью компетентных органов, но следует ли с этим связываться? Зачем вам лишние расспросы, проверки, которые, возможно, выявят много лишнего? Все, что вы можете сделать, если бухгалтер не желает возмещать ущерб, – максимально осложнить ему дальнейшую жизнь.

Во-первых, нужно издать приказ об объявлении бухгалтеру взыскания (выговора, строгого выговора) и сделать соответствующую запись в его трудовой книжке. Во-вторых, за серьезные недостатки в работе этим же приказом можно перевести его на нижестоящую должность (например, с должности главного бухгалтера – на должность помощника экономиста или специалиста по учету топлива), что также зафиксировать в трудовой книжке. В-третьих, следует уволить бухгалтера не по собственному желанию, а за несоответствие занимаемой должности. В-четвертых, нужно разослать информацию о том, какой он «хороший» работник, в максимальное количество кадровых агентств. В-пятых, когда для получения рекомендаций вам будут звонить потенциальные работодатели вашего бухгалтера, вы можете сказать им все, что посчитаете нужным.

Все это постарайтесь максимально доступно изложить своему несговорчивому бухгалтеру. Если он и на этот раз будет отказываться от возмещения ущерба – действуйте по плану.

Понятие дети «группы риска»

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

  • медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
  • социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
  • психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
  • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Причины попадания детей в группу риска

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена воздействию со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Ребенок из такой семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору лексических нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.)

Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентиров.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается») в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве.

Остановимся на самом главном факторе, который влияет на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом – отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

Длительное проживание в асоциальных семьях, где царят насилие и отчуждение, приводят к снижению у детей эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Опыт работы в школе показывает, что количество неблагополучных семей с каждым годом возрастает, что состояние семьи в российском обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на воспитании детей, а значит и на будущем нашей страны.

Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы современного детства. М.: НИИ детства, 1996
  2. Дементьева И.Ф . Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. – Серия: Семья и воспитание. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания.
  3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф . Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004.
  4. Шульга Т.И . Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие. М.: Дрофа, 2005.

Дети группы риска: основные характеристики

В настоящие время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социальной помощи и поддержки детям и подростам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику .

К категории дети "группы риска" обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является "неофициальной". Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Понятие "риск" означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  • * Пьянство одного или более родителей;
  • * Асоциальное поведение родителей (проституция, тунеядство, воровство и т.д.);
  • * Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • * Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
  • * Убийство одного из родителей на глазах у детей собутыльниками или другими родителями;
  • * Отбывание одним из родителей срока тюремного закоючения;
  • * Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
  • * Жестокое обращение с детьми (избиения, голод и т.д.);
  • * Оставление малолетних детей без пищи и воды;
  • * Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
  • * Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:

  • 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации .

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). подросток риск педагогический поддержка

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения .

Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.

У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по моему мнению, относятся:

  • 1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • 2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
  • 3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
  • 4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;
  • 5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;
  • 6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • 7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к жертвенности в поведении;
  • 8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
  • 9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания;
  • 10) склонность к саморазрушающему поведению -- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны -- боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.

Мы попросили Василия Штабницкого, к. м. н., пульмонолога в клиниках «Чайка» и «Рассвет», объяснить, что такое астма, чем она отличается от сезонной аллергии, может ли она передаваться по наследству и как быть человеку с этим диагнозом (спойлер: спортом заниматься можно).

Василий Штабницкий

Что такое астма и откуда она берётся

Астма - это аллергическое заболевание нижних дыхательных путей, характеризующееся эпизодами бронхоспазма и патологической реакцией бронхов на какой-либо раздражитель. То есть вследствие воздействия определённого стимула возникает резкое сужение дыхательных путей, что в свою очередь приводит к тяжёлой одышке и удушью.

Происходит это следующим образом: при контакте с аллергеном или раздражающим веществом возникает тяжёлая аллергическая реакция, одновременно с которой возникает спазм мускулатуры бронхов. Образуется много густой мокроты, которая также не даёт нормальной дышать.

Астма - заболевание мультифакторное. Да, по сути, эта болезнь генетической предрасположенности, однако для её развития обязательно наличие определённых факторов окружающей среды. Как правило, в роду у астматиков есть родственники с аллергическими реакциями. При этом не обязательно, что каждый родитель с этим заболеванием передаст его ребёнку. К тому же чтобы наследственность проявилась, человеку нужно постоянно встречаться с определёнными аллергенами и иметь к ним чувствительность - сенсибилизацию.

На самом деле причиной развития этого заболевания могут стать вполне привычные нам вещи. В основном это аллергены домашней пыли, микроклещи, живущие на коже кошек и собак, тараканы, плесень, грибок, запахи, сигаретный дым, бытовая химия, продукты животного происхождения (мясо, молоко, морепродукты). Но при этом интересно, что дети, которых всячески ограждали от столкновения с этими аллергенами, чаще заболевали аллергическими заболеваниями, чем те, кто с ними сталкивался постоянно. Точного объяснения этому феномену не существует.

Понятно, что при активном взаимодействии с кошкой у человека, склонного к астме, болезнь разовьётся быстрее. Но и в абсолютно стерильных условиях происходит то же самое.

Кроме того, спровоцировать приступ астмы могут инфекции: вирусы и бактерии, а также грибковая инфекция.

Проявиться астма может у и человека в довольно зрелом возрасте. Причём не факт, что она станет следствием реакции на перечисленные выше аллергены. Среди других факторов риска астмы могут быть нервные переживания, затяжная депрессия - всё это, в сочетании с упомянутыми ранее факторами, может привести к формированию астмы у взрослого человека. Существует и обратная ситуация: у астматиков уровень тревожности может быть выше, чем у здоровых людей. По сути, любой - даже незначительный - эмоциональный скачок может спровоцировать у них приступы удушья.

Что делать во время приступа

Вопреки распространённому мнению о том, что астма проявляет себя моментально в виде тяжёлых приступов удушья, скажу, что существует довольно много случаев, когда астма скрывалась под симптомами других заболеваний. Например, один из симптомов астмы - постоянный кашель, обычно усиливающийся ночью. При этом астматический кашель, как правило, сухой, сильный, затяжной, с «подсвистыванием на выдохе».

Раньше степень тяжести астмы была связана с так называемой степенью бронхиальной обструкции (показатель ОФВ1, измеренный при проведении функции внешнего дыхания - ФВД). Считалось, что чем меньше показатель ОФВ1, тем тяжелее астма. Современная классификация астмы предполагает разделение астмы на контролируемую, частично-контролируемую и неконтролируемую. Как видно из названия, контролируемая астма - это состояние, при котором пациент не испытывает ни дневных, ни ночных симптомов, его физическая активность и работа по дому ничем не ограничена, такой пациент использует сальбутамол (препарат скорой помощи при приступе) реже одного раза в неделю, его показатели ФВД достигают 80% и выше, а от последнего обострения прошло больше трёх месяцев. Частично контролируемая астма подразумевает наличие одного критерия, например ночные астматические симптомы или снижение показателей ФВД. Неконтролируемая астма - это наличие двух и более критериев. Тяжесть астмы определяется дозой препаратов, необходимых для достижения контроля.

У детей чаще всего первые симптомы астмы проявляются в раннем возрасте - до трёх лет. И здесь важно не перепутать ОРВИ с астматическим удушьем. Родители должны быть внимательными: если каждое ОРВИ сопровождается хрипами, их длительность превышает две недели и, более того, хрипы проявляются вне болезни, например на фоне физических нагрузок, - это серьёзный повод обратиться к врачу. При этом многие дети во время ОРВИ переносят эпизод бронхоспазма, который невозможно отличить от приступа астмы. Поставить диагноз астмы у детей младшего возраста очень сложно: ФВД маленьким детками провести невозможно, анализы не обладают должной чувствительностью и главное - специфичностью. Иногда требуется пробная терапия ингаляционными гормонами с последующей оценкой их эффективности.

Признаки тяжёлого приступа астмы у ребёнка - частое дыхание, поверхностное дыхание, синева ногтей, носогубного треугольника, втягивание кожи в области шеи, межрёберных промежутков, крыльев носа, сонливость и главное - отсутствие речи и возможности разговаривать. В такой ситуации тут же вызывайте скорую. Во всех остальных случаях можно обойтись плановым визитом к пульмонологу или педиатру.

Если же приступы резко начались у взрослого человека, ему также стоит обратится к терапевту или пульмонологу. Не стоит до установления диагноза заниматься самолечением, так как одышка и удушье - это очень распространённые симптомы, которые могут встречаться практически при любом заболевании лёгких или сердца. В случае подтверждённого диагноза у пациента должен быть специальный план-алгоритм, где будет прописана очерёдность использования тех или иных средств для облегчения своего самочувствия и достижения контроля над астмой. Отсутствие эффекта от проводимой терапии у взрослого или ребёнка - это повод пересмотреть диагноз астмы в пользу другого заболевания, которое лечится совершенно другими средствами.

Кстати, страдающий астмой человек может спокойно заниматься спортом, но не в период обострения болезни. К примеру, если в сезон цветения растений пациент потерял контроль над течением заболевания, ему лучше прервать занятия или уменьшить интенсивность тренировок. В остальное же время он может спокойно заниматься на уровне здорового человека.

Категория людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни не только подвержены опасным отрицательным воздействиям, но и представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества. Типичными «группами риска» считаются алкоголики, наркоманы, больные СПИДом, бомжи - их образ жизни можно рассматривать как проявление болезней общества, связанных с ростом социального отчуждения, преступности, нарушением форм социального взаимодействия людей, процессов социальной адаптации. Пожилые люди и лица с ограниченными возможностями здоровья также представляют собой своеобразные «групп риска». Здесь характер риска другой, но он есть и выражается в угрозе нищеты, повышенной вероятности заболеваний, беспомощности в условиях одиночества и социальной изоляции. Невнимание к проблемам пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья негативно отражается на остальных социальных группах, усиливая страх перед наступлением старости, болезни. В последнее время термин «группа риска» изымается из профессиональной лексики в связи с его дискриминирующим характером, вместо него используются понятия «социально уязвимые категории населения», «слабозащищенные группы», «кризисные семьи». Наиболее надеж ным средством профилактики попадания в Г.р. является активная государственная социальная политика, направленная на предупреждение и преодоление кризисных явлений в социальной сфере, поддержку социально уязвимых слоев населения.

Публикации по теме