Проблемы жкх, пути решения. Проблемы жкх и пути их решения Основные проблемы, свойственные структурами ЖКХ

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является одной из наиболее проблемных в российской экономике. Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 года №80-р утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, целью которой является решение наиболее острых проблем данной сферы.

Когда речь заходит о положении с ЖКХ, в последние годы стали говорить, что у России не две, а три беды (включая находящееся в кризисе жилищно-коммунальное хозяйство). Саратов является одним из наиболее неблагополучных регионов с точки зрения эффективности управления сферой ЖКХ. Ниже приводится небольшой список актуальнейших проблем в данной сфере, которые требуют срочного решения.

1) Несовершенство порядка формирования тарифов, непрозрачность формирования цен/тарифов за услуги. Т.е. по сути человек не знает за что конкретно он платит. И, как правило, никто не идёт проверять верно ли установлены расценки и вообще «правильно ли посчитали».

2) Несоответствие размеров платежей за использование жильём и фактическим затратам на его содержание. Здесь потребитель явно переплачивает, а кроме того зачастую оплачивает то, что не должен.

3) Плохая управляемость, неконтролируемость, а также откровенно низкое качество работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, предоставляемых ими. Отсутствие контроля со стороны государства ведёт только к ухудшению качества подобных работ.

4) Несовершенство действующей системы финансирования работ, связанных с обслуживанием и модернизацией всего жилищного фонда.

5) Высокая степень региональной дифференциации состояния обеспеченности и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

6) Износ основных фондов отрасли, устарелость технологий и как следствие значительные расходы (воды, тепловой энергии и т.д.) и низкая энергоэффективность (известно, что порядка 70% жилого фонда построено до 1970 г., износ основных фондов превышает 60%, энергоемкость услуг в 2,5-3 раза превышает показатели европейских государств).

7) Несоответствие имеющихся на сегодняшний день инфраструктурных мощностей растущим требованиям и потребностям.

8) Запредельно высокий уровень монополизации сферы предоставления жилищно- коммунальных услуг и слабое развитие конкуренции в этом секторе.

9) Несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности отрасли, прежде всего в сфере диверсификации поставщиков услуг.

10) Неэффективная система управления, зачастую слияние заказчика и подрядчика и одновременно разрыв между потребителем и заказчиком услуг.

Помимо этого отрасль жилищно-коммунального хозяйства является одной из проблемных в отношении экономической преступности. Несмотря на инвестиционную привлекательность сферы ЖКХ в России, по-прежнему проблемы этой отрасли носят острый социальный и экономический характер.

Сфера ЖКХ создает примерно 6–7 % ВВП, она является потенциально интересной сферой приложения капитала, что обусловлено свойствами, ей присущими: обязательность платежей населения за поставленные ресурсы, неиссякаемость потребности в бытовом обслуживании и капитальном строительстве. Социальная важность обусловлена правом человека на жилище, потребностью в комфортном проживании. Уровень социального обслуживания граждан становится главным критерием эффективности правительства любого государства. На сегодняшний момент отрасль имеет ряд проблем, одной из которых является вывод финансовых потоков в теневую экономику. В 2012 г. органами прокуратуры в ней пресечено 213 тыс. нарушений закона. В 2013 г. прокуратура выявила и пресекла почти 320 тыс. нарушений законодательства в ЖКХ, к дисциплинарной и административной ответственности привлечены порядка 63 тыс. виновных физических и юридических лиц .

Одним из наиболее непрозрачных секторов ЖКХ является деятельность управляющих компаний: и с точки зрения доли теневого бизнеса, и с точки зрения выполнения ими обязательств перед собственниками жилья. В Саратове работают 278 управляющих организаций, в том числе - 63 управляющие компании. По данным Госжилинспекции региона чаще всего жители жалуются на нарушения технического содержания домов (46% из 10700 обращений) и качество коммунальных услуг (17% от общего количества обращений).

В связи с этим, необходимо внести изменения в порядок расходования управляющими компаниями средств, собираемых с собственников жилья на текущий ремонт и содержание жилья. Например, обязать их средства, аккумулируемые по этим двум статьям расходов распределять через систему закупок на базе специально созданной онлайн-платформы. Такая мера позволит снизить долю теневого сегмента ЖКХ и увеличить прозрачность деятельности управляющих компаний. Помимо этого необходимо ежегодно проводить оценку эффективности работы управляющих компаний, составлять их рейтинг и задействовать институты гражданского контроля, что позволит собственникам помещений влиять на ситуацию в данной сфере.

Список литературы

1. Крюкова И. В. Финансовые потоки теневой экономики жилищно- коммунального хозяйства (ЖКХ) // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 406-410.

На сегодняшний день проблемы ЖКХ в России – один из важнейших вопросов, ведь именно эта сфера является показателем развитости как отдельного региона, так и страны в целом.

Кроме того, сфера ЖКХ и ее устойчивое функционирование является еще гарантом социальной безопасности населения. Поэтому предоставление качественных услуг сферой ЖКХ очень важно.

http://viro73.ru

Проблемы и их решение

Жилищно-коммунальное хозяйство является вполне естественной монополией, которая при правильном регулировании со стороны государства способна функционировать на самом высоком уровне.

На протяжении не одного года руководство страны предпринимает меры, направленные на модернизацию жилищно-коммунальной сферы, однако на сегодняшний день желаемый результат пока не достигнут.

Проблемы ЖКХ в России решаются с помощью реформирования на государственном уровне, а именно:

  1. Одно из заседаний Президиума Государственного Совета Российской Федерации было полностью посвящено вопросу реформ в сфере ЖКХ.
  2. Был разработан план комплексного решения проблем ЖКХ в России.
  3. Принят федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Аварийное состояние систем жизнеобеспечения граждан обусловлено такими факторами:

  • моральный и физический износ обслуживающего оборудования;
  • неправильная эксплуатация;
  • ошибки персонала;
  • несвоевременное устранение неполадок.
    http://bb-auto.ru

Возникновение таких факторов обуславливается недостаточным финансированием данной сферы, закрытием многих предприятий в связи с банкротством, неправильной тарифной политики и ценообразования. Все это говорит о глубоком кризисе в ЖКХ России.

Проблемы сегодня

Сейчас в России проводится политика привлечения в сферу ЖКХ частного бизнеса и создания для него хороших условий, что могло бы гарантировать долгосрочное сотрудничество. Также проводится пересмотр тарифных планов и социальная поддержка незащищенных слоев населения. Государством проводится искусственное сдерживание цен на услуги ЖКХ.

Реализация проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры позволит значительно повысить эффективность использования природных ресурсов и качества предоставляемых услуг.

По подсчетам специалистов на данный момент жилищно-коммунальный комплекс требует инвестиций в размере 1,456 триллионов рублей. Однако такая потребность в средствах не может быть обеспечена государством в полном объёме. Поэтому стоит рассматривать жилищно-коммунальный комплекс как большой рынок, которому необходимы финансовые влияния. Поэтому сейчас проводятся программы по формированию финансовой привлекательности сферы и привлечению внебюджетных средств.

“Еще одним условием успешной реализации плана по модернизации сферы ЖКХ являются полноценные рыночные отношения в этой сфере. Именно привлечение коммерческих фирм позволит создать здоровые конкурентные условия и повысить качество предоставляемых услуг. Также нужно создание правовой и экономической платформы, благодаря которым можно было бы говорить о возможной переориентации рынка услуг в сторону ЖКХ”.

При этом государство должно разделять и принимать на себя часть рисков и трудностей по совершенствованию этой сферы. Частные фирмы позволят повысить качество услуг и добиться их соответствия мировым нормативным показателям качества.

Это в свою очередь потребует от государства создания и поддержки систем и специальных программ обучения и повышения квалификации кадров для этой отрасли. Программы обучения также можно проводить на частных фирмах и в образовательных центрах с поддержкой со стороны государства.

Видео: Базовые проблемы ЖКХ

ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство России) представляет собой многоотраслевой комплекс, главными задачами которого являются обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования инженерных инфраструктур строений различного назначения и создание комфортных условий для нахождения или проживания в них человека. Их решение достигается посредством предоставления людям услуг жилищно-коммунального характера в широком спектре.

Структура ЖКХ

Это достаточно сложная и разветвлённая система. Начиная с 01.11.13, Госстрой России, который до этого занимался вопросами ЖКХ, Указом Президента РФ был преобразован в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РФ, с сохранением круга решаемых задач.

Значительную роль в бесперебойном и эффективном функционировании всего комплекса ЖКХ, играет ряд институтов, которые не входят в перечень органов (ОИВ) исполнительной власти федерального уровня:

  • «Фонд», созданный во исполнение закона под № 185-ФЗ, принятого 21.07.07 (актуальная версия датирована 02.06.16) и осуществляющий бюджетные дотации на выполнение капитального ремонта жилого фонда;
  • ОАО «РКС», созданная во исполнение закона РФ под № 209-ФЗ, датированного 21.07.14, с целях развития ИРС ЖКХ
  • Снабжение электричеством, газом и теплом;
  • Организация водоснабжения и водоотведения (канализация);
  • Благоустройство территории населённых пунктов и т.п.

Основные проблемы, свойственные структурами ЖКХ

1. Кризис ЖКХ сегодня является общегосударственной проблемой, требующей незамедлительного решения. Одной из главных причин подобного состояния дел является многолетняя низкоэффективная тарифная политика и финансирование отрасли по остаточному принципу и т.п.

Уровень платежей населения за последние годы, в течение которых проходит реформа ЖКХ России, за предоставляемые услуги ЖКУ, значительно возрос и приближается к 70% от затрат производителя упомянутых услуг.

Однако местными органами власти далеко не в полном объёме выполняются требования по дифференциации начислений, которые предусматривают новые тарифы ЖКХ , с учётом качества и полноты предоставляемых услуг, местонахождения жилья и т.п. Что приводит к возникновению социальной напряжённости среди населения с низкими уровнями доходов, в первую очередь.

Государственная поддержка реформы

Поддержка со стороны государства касается, в первую очередь, реформирования управления жилищно-коммунальным хозяйством в России, целью которого является повышение его оперативности и эффективности.

Следующим, по важности и срочности, считается привлечение ресурсов бюджетов всех уровней для первоочередного финансирования самых эффективных и приоритетных проектов, реализуемых в рамках ЖКК.

Стратегическим направлением можно считать создание действенных финансовых механизмов, которые повышают инвестиционную привлекательность данного сектора для частного капитала, включая предоставление гарантий органов власти всех уровней. Этот комплекс мер имеет долгосрочные перспективы на 2016 год и далее.

Изменения, касающиеся системы управления жилым фондом

Одним из наиболее масштабных, является включение в состав ЖКХ России нового структурного подразделения, единого ИРЦ. Одной из первоочередных задач центра стало совершенствование систем, используемых для начисления платежей, осуществляемых за оказываемые услуги.

Единые ИРЦ позволяют добиться показателя собираемости на уровне 90%, что позволяет говорить об окупаемости подобных центров в течение года с момента их открытия. Реализована возможность для жильцов многоквартирных домов выбора того способа, который будет использоваться для управления их домом.

Важное внимание уделяется одной из острейших проблем, обеспечение защиты населения в социальном плане при переходе на 100% оплату предоставляемых услуг.

Ключевыми направлениями Стратегии определены:

  • совершенствование деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • оптимизация затрат на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • переселение граждан из аварийного жилья;
  • оказание качественных коммунальных услуг для населения;
  • общественный контроль.

Процесс управления МКД

Под этим термином понимается государственный механизм регулирования предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно лицензирование деятельности по управлению многоквартирным домом.

Федеральным законом №255-ФЗ от 21.07.2014 г. в Жилищный кодекс РФ введены поправки, обязывающие получать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью по управлению и содержанию многоквартирных домов лицензии в организациях государственного жилищного надзора субъекта РФ. Руководители управляющих компаний обязаны сдать квалификационный экзамен и получить свидетельство о повышении квалификации, в последующем подтверждая его, каждые пять лет.

В 2015 году в районе получили лицензии следующие организации: ООО «ПРИОРИТЕТ» (руководитель Александр Нефедов), ООО «Управляющая компания» (руководитель Андрей Абрамов), ООО «ЖилСервис» (руководитель Ольга Юшина), ООО «Управдом Плюс».

По состоянию на 1 января на территории района находится 287 многоквартирных домов (без учета домов блокированной застройки). В настоящее время в управлении находится 181 многоквартирный дом (63% из числа многоквартирных домов, в которых собственники выбрали способ управления).

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Федеральным законом от 29.06.2015 года №176-ФЗ внесены большие изменения в Жилищный кодекс:

  • изменен порядок формирования и оптимизации региональных программ капитального ремонта вместе со сроком его проведения;
  • определен правовой механизм функционирования специальных счетов;
  • закреплен правовой статус владельца этого счета;
  • разграничена деятельность региональных операторов.

По состоянию на 5.03.2016 года общая собираемость взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов составляет 83,6% (выше среднего показателя по области - 78,6%), в том числе собираемость взносов в жилых помещениях муниципальной собственности 88,95 (выше среднего показателя по области - 82,1%).

В 2016 году в соответствии с краткосрочным планом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов планируется провести ремонт в 8 домах. Кроме этого в 2015 году по одному дому по адресу: г.Харовск, ул.Кирова, 10 ремонт не был осуществлен по причине отсутствия заявок от подрядных организаций при проведении конкурсных процедур. Данный дом также планируется отремонтировать в 2016 году.

Специализированной проектной организацией разработана сметная документация. Основные виды планируемых работ: ремонт кровель, инженерных систем, ремонт фасада. В настоящее время собственниками жилых помещений проводятся собрания по согласованию видов работ и сметной стоимости. Протоколы решений собственников должны быть направлены в НО ВО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Вологодской области» в срок до 1 апреля 2016 года. Далее Региональный оператор проводит конкурсные процедуры на выбор подрядной организации.

Согласно сметным расчетам общая потребность в финансовых средствах на ремонтные работы в 2016 году составляет 26 млн руб. Собираемость по району составляет 14,1 млн руб. В связи с этим возможна корректировка плана в сторону уменьшения видов ремонтных работ. Задолженность собственников жилых помещений по оплате взносов на капитальный ремонт составляет 3,6 млн руб.

Переселение граждан из аварийного жилья

Необходимо в срок до 1 сентября 2017 года расселить граждан, проживающих в аварийном жилье, признанным таковым до 1 января 2012 года.

В 2015 году поданы заявки на участие в областной адресной программе №7 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области» администрацией района и администрацией города Харовска.

Планируется переселить жильцов из 128 квартир, общей площадью 4470,3 кв.м. Подлежат сносу 65 домов.

До начала строительства жилых домов необходимо провести аукционы на аренду земельных участков, аукционы на долевое строительство или приобретение жилых помещений.

Общий объем финансирования с учетом средств Фонда содействия реформирования ЖКХ составит 153,8 млн руб., в т.ч. 7,7 млн руб. (5%) - средства местного бюджета.

Оказание качественных коммунальных услуг для населения

На территории района в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляют деятельность 14 организаций, трудятся 383 человека.

Основная цель реформирования жилищно-коммунального хозяйства состоит в повышении эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Достижение данных целей невозможно без тесных взаимодействий населения, представителей бизнеса и органов власти.

В 2015 году на уровне района рассмотрено 53 обращения граждан по вопросам жилищно-коммунальной сферы (25% от всех заявлений).

Благодаря тесному сотрудничеству с руководителями и специалистами отделения город Харовск ООО ММП «Межрайонные ЭТС» (руководитель Любовь Светикова) в администрации района за прошедший отопительный период рассмотрены обращения и приняты решения по обеспечению устойчивого теплоснабжения многоквартирных домов восточной части города, отапливаемых от котельной №18, регулировке приборов учета тепловой энергии на многоквартирных домах, отапливаемых от котельной №10, предоставлению некачественной услуги по горячему водоснабжению в жилых домах, отапливаемых от котельной ООО «Харовсклеспром».

С 2016 года в отношении предприятий, осуществляющих теплоснабжение, будут применяться долгосрочные тарифы сроком на 3 года.

Снизилось количество обращений граждан по вопросу аварийных ситуаций на системах водоснабжения, эксплуатируемых ООО «ПРИОРИТЕТ» (руководитель Александр Нефедов).

Обеспечение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения. Стратегией определено: организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение в малых населенных пунктах, будет оказана государственная поддержка.

Общественный контроль

Эффективно решать проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и создать комфортные условия проживания людей в многоквартирных домах - общая цель участников общественного контроля.

В части 8 статьи 20 Жилищного кодекса РФ определены субъекты общественного контроля: объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках Стратегии будет производиться контроль над реализацией программ капитального ремонта, который поможет получать своевременную информацию по его проведению по каждому многоквартирному дому, отследить этапы, качество, проконтролировать стоимость работ. Запущена автоматизированная система мониторинга реализации региональных программ. На сайте «Реформа ЖКХ» в разделе «Капитальный ремонт» будет показана степень реализации программы капитального ремонта.

На основании жалоб граждан Центрами общественного контроля составляется рейтинг наиболее актуальных проблем в жилищно-коммунальной сфере и формируются региональные рейтинги управляющих организаций.

За последнее десятилетие было принято огромное количество законов и программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Большинство граждан относится к реформированию жилищно-коммунального комплекса негативно. Причина в том, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги опережает темпы роста доходов граждан.

Несмотря на трудности, организации и предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, находят пути решения и ставят задачи минимизации издержек. В отопительном периоде 2015/2016г. руководством ООО ММП «Межрайонные электротеплосети» приобретено топливо - каменный уголь по цене ниже прошлогодней на 30%, увеличена доля использования в котельных местных видов топлива (дров).

Значительным потенциалом развития жилищно-коммунального хозяйства является ресурсосбережение. Проведены мероприятия по оснащению 118 многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии (44%), все многоквартирные дома-потребители тепловой энергии до 0,2 Гкал оснащены приборами учета тепловой энергии, 84 дома (65%) имеют приборы учета холодного водопотребления.

Валентина МАКСИМОВА, заведующий отделом строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации района

Рынок жилищного фонда: Цены на дома зависят от того, как много семей желает приобрести жилье и сколько единиц жилищного фонда имеется на рынке. Так при повышении спроса растут цены, а при повышении предложения цены уменьшаются. Предложение нового жилищного фонда исходит от строительной индустрии и зависит от соотношения цен на жилье и стоимости его строительства (модернизации). В долгосрочной перспективе рынок жилищного фонда должен уравнивать цены на жилье с затратами на его строительство. В краткосрочной перспективе возникают отклонения по причине задержек, свойственных процессу строительства. Так, если спрос на жилье резко возрастает, а предложение жилищного фонда остается постоянным, то цены растут. Пока цены больше издержек - осуществляется ввод жилья. По мере того, как вновь введенный жилищный фонд попадает на рынок спрос удовлетворяется цены падают, приближаясь к издержкам. Важнейший фактор, влияющий на спрос на жилищный фонд - доход (потенциальная квартплата) от приобретенной недвижимости.

Рынок жилищных услуг: Жильцы могут быть владельцами или простыми квартиросъемщиками. Спрос на жилищные услуги зависит от дохода семьи и соотношения цены жилья и стоимости других товаров (питание, одежда и т.д.). Стоимость жилищных услуг (сумма, выплачиваемая за пользование жилищем) Для квартиросъемщика - это квартплата, для домовладельца - доход от владения собственностью. Спрос на жилищные услуги зависит от уровня квартплаты, уровня доходов и числа семей. При прочих равных условиях, если растет число семей, то растет спрос на жилищные услуги, и если предложение постоянно - растет квартплата. Таковы законы рынка жилищного фонда и жилищных услуг в цивилизованном мире. Россия же ввиду своей особенности исторического развития имеет ряд отличительных черт.

В России нет класса реальных домовладельцев, муниципальные органы выступают в роли подрядных организаций, обслуживающих жилье, не более того. В качестве таких организаций могут выступать и частные фирмы. Это обстоятельство, наряду с желанием избавиться от убытков жилищно-коммунального хозяйства, которые покрываются за счет бюджетных средств, и легли в основу предложенной правительством жилищно-коммунальной реформы. Фактически ее можно свести к следующим главным мероприятиям: организация службы единого заказчика. В роли "единого заказчика" выступает сам муниципалитет (или его представитель; если город большой, то службы единого заказчика организуются в округах, районах), который предлагает подряд на обслуживание группы жилых зданий (квартала, микрорайона, двора). Устанавливаются определенные требования к качеству обслуживания и сумма, которая будет перечислена подрядчику, в случае успешного оказания соответствующих услуг. Предполагается, что возникнет конкуренция между муниципальными и частными фирмами, которые будут бороться за получение такого подряда, что позволит, в частности, усилить контроль за уровнем тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве; поэтапное увеличение тарифов на коммунальные услуги и повышение квартирной платы для постепенной ликвидации убыточности коммунального хозяйства. При этом квартирная плата повышается до уровня, покрывающего эксплуатационные расходы здания и его текущий ремонт; поскольку, как уже указывалось выше, домовладелец в данной схеме отсутствует, то расходы на капитальный ремонт и реконструкцию здания либо будут осуществляться из бюджета, либо не будут осуществляться вообще. Кроме того, противоречивая ситуация складывается и в работе коммунальных служб: в настоящее время ими осуществляется практика перекрестного субсидирования - часть издержек по оказанию услуг одной группы потребителей (населения) перекладывается на другую группу (предприятия, организации).

Строго говоря, повышение тарифов для населения должно предполагать их снижение для других групп потребителей коммунальных услуг, однако в явном виде такая постановка вопроса в предлагаемых мероприятиях отсутствует. Такая постановка дела в целом свидетельствует о непонимании различия между квартирной платой (рентой) и эксплуатационными расходами здания, в котором находится квартира. В частности, эксплуатационные расходы ветхого жилого фонда и общежитий (с относительно более высокой плотностью прожимающих на один квадратный метр общей площади здания) значительно выше, чем издержки содержания нового жилого фонда повышенной комфортности. Соответственно, размер платы за проживание на "квадратном метре" общежития оказывается в несколько раз выше, чем за аналогичную площадь обычных благоустроенных квартир, а в последних, соответственно выше, чем в квартирах "элитного” жилого фонда. Тем не менее квартирная, арендная плата представляют собой ренту (или, точнее, квазиренту) домовладельца. Размер последней регулируется другими причинами; она напрямую не связана ни с эксплуатационными расходами здания, ни со стоимостью его строительства. Отсутствие домовладельцев в данной схеме регулирования услуг жилого фонда не означает, естественно, ликвидации рентных доходов, обусловленных местоположением, различным уровнем комфортности жилья. Однако теперь эти доходы присваиваются жильцами, причем в неявной форме. Это вызывает ряд важных и не совсем очевидных последствий, которые выявляются лишь в долгосрочной перспективе.

Во-первых, отсутствие явных, учитываемых непосредственно в денежном выражении рентных доходов сужает налоговую базу города. Более того, доходная статья городского бюджета (доходы от сдачи муниципального имущества в аренду) превращается в расходную: даже после успешной реализации жилищно-коммунальной реформы капитальный ремонт зданий жилого фонда придется так или иначе осуществлять за счет бюджетных средств.

Во-вторых, кроме проблемы капитального ремонта возникает и проблема нового жилищного строительства и/или реконструкции старого жилого фонда. Остановить процесс ветшания жилья и одновременно продолжать новое строительство становится невозможным: высокие объемы жилищного строительства рано или поздно приводят к таким же высоким объемам выбытия жилья в ветхий жилой фонд. Прогрессирующее образование городских трущоб становится неизбежным. Даже если рента была установлена хотя бы на уровне амортизационных отчислений на реновацию - централизуемые средства позволяли бы осуществлять новое строительство и расселять ветшающие дома. В данной же ситуации жилье превращается из воспроизводящегося капитала в исключительно потребительское благо с длительным сроком пользования. Само по себе это не вызывает возражений, особенно в случае индивидуального дома (коттеджа), однако дело в том, что при таком механизме включения жилого фонда в рыночный обмен этот фонд не может стать капиталом, то есть, фактически, не может приносить прибыль своему владельцу. Отсюда, строго говоря, становятся невозможными и инвестиции в жилищное строительство, поскольку речь идет о приобретении лишь потребительских благ; соответственно, невозможно и кредитование этого процесса (если не брать в расчет относительно узкую сферу потребительского кредита). В результате снижается и общий объем инвестиций, что сказывается и на темпах экономического роста в стране в целом.

Наконец, в третьих, сложившаяся ситуация значительно снижает мобильность рынка рабочей силы, поскольку в целом квартирная плата по - прежнему не входит в цену труда. Высокая арендная плата, сопутствующая небольшому по объему рынку жилого квартир, предлагаемых, в основном, индивидуальными собственниками приватизированного жилья и посредниками, существенно затрудняет миграцию. Усугубляются территориальные диспропорции, что также отрицательно сказывается на экономическом росте. Города, особенно малые, превращаются в своеобразную "ловушку для безработных”.

Таким образом, основные меры предлагаемой жилищно-коммунальной реформы свидетельствуют лишь о желании освободить государственный и местные бюджеты от части расходов, но отнюдь не решают основных проблем в данной сфере. Для того, чтобы добиться запуска капиталистического механизма развития городов, необходимы гораздо более глубокие институциональные изменения (например, отмена права на жилище, введение окончания сроков приватизации жилья, другие достаточно непопулярные в современной России меры). Кроме того, необходимы и структурные изменения: крайне высокая цена строительства одного квадратного метра жилья при его весьма низком качестве приводит к тому, что объемы нового строительства в российских городах постоянно сокращаются. Причем низкий уровень средней заработной платы в целом не позволяет широким слоям населения предъявлять спрос на новое жилье. В конечном итоге цена строительства 1 кв. м. нового жилья должна стать ниже, чем цена 1 кв. м. старог (имеются в виду средние уровни цен); кроме того, даже минимальная заработная плата должна позволять работнику арендовать жилье. Только в этом случае можно говорить о запуске рыночного механизма. К сожалению, действующие в российской экономике тенденции прямо противоположны; в результате идет постоянное накопление диспропорций. Устранить последние становится все сложнее, результатом такого развития ситуации может быть возврат к бюрократическому распределению части хозяйственных благ и нормированию потребления все большей части услуг. Диспропорции далеко не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд - в частности, отсутствие свободного жилья не позволяет решать проблемы закрытия ряда убыточных шахт в угольной отрасли даже при наличии определенных денежных средств, выделяемых правительством на переобучение и адаптацию шахтеров.

В свою очередь, социальный протест работников, волею судеб оказавшихся в депрессивных городах и районах может в конечном итоге привести к смене политического курса и свертыванию казавшихся необратимыми рыночных реформ. Понимание сути жилищного вопроса в переходной экономике государственной и хозяйственной элитой очевидно отсутствует. Похоже, что это делает грядущие негативные явления в развитии российских городов неизбежным.

Публикации по теме