Программа городской профильной смены "PROфессионал завтра". Профильные смены Форма реализации программы
Региональным общественным благотворительным фондом защиты семьи, материнства, отцовства и детства «МАМА» в сотрудничестве с АУ РА «Комплексный центр социального обслуживания населения» в рамках реализации проекта в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина «Доступная медиация», получившего средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Благотворительным фондом поддержки семьи, материнства и детства «ПОКРОВ» в период с 19-25 июля текущего года проведена республиканская профильная смена «Страна мира».
Участниками профильной смены стали обучающиеся 7-10 классов общеобразовательных организаций МО «г. Горно-Алтайск», МО «Майминский район», МО «Усть-Канский район», МО «Чемальский район», МО «Шебалинский район», в общем количестве – 36 человек.
Смена направлена на обучение школьников навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликта, подготовку юных медиаторов. Программа смены включала в себя несколько блоков:
Образовательный. Процесс обучения состоял из теоретического материала, ролевых упражнений, видео презентаций и иных наглядных информационных материалов. Занятия проходили в форме тренинга, где ребята достигали поставленных целей: приобретение навыков по управлению эмоциями, формирование базовых знаний о медиации, иных альтернативных способах разрешения споров, управлении конфликтом, процедуре медиации, приобретение практических навыков участия в процедуре медиации в качестве медиатора.
Спортивно-оздоровительный. В числе мероприятий данного блока: эстафета «Веселые старты», турнир по футболу, турнир по волейболу, квест-игра «Поиски сокровища», пешие походы на стелу и восхождение на вершину горы.
Культурно-досуговый. Организованы и успешно проведены вечерний огонек «Будем знакомы», тематический вечер «День чудес», экологическая викторина «Знаете ли ВЫ?», конкурс рисунков-плакатов на тему «Спасем нашу планету общими усилиями», тематический вечер «День Земли», «Марафон здоровья», «Выбор профессии - выбор будущего!» и др.
Участники смены отмечают, что обрели в течение смены друзей, единомышленников по урегулированию конфликтов. Знания, полученные на занятиях, пригодятся не только для того, чтобы оказать другим людям содействие в урегулировании спорных вопросов, но и для комфортного общения с окружающими и собственного душевного состояния.
По окончании смены «Страна мира» участникам вручены сертификаты о прохождении обучающего курса «Восстановительный подход разрешения конфликтных ситуаций».
С 01 по 08 ноября 2018 года психолог БУ РА «УСПН Шебалинского района» Аргокова Е.О. приняла участие в работе республиканской профильной смены «Страна мира» на базе УТЦ «Семинский перевал».
В осенние каникулы отдохнуть и обучиться основам технологии восстановительной медиации смогли дети из 7 районов Республики Алтай - Онгудай, Шебалино, Усть-Кан, Кош-Агач, Улаган, Турочак, Чоя.
Психолог на смене выступала в качестве воспитателя и тренера-медиатора в 1 отряде «Молодая гвардия» из 19 человек (9 девочек и 10 мальчиков, из них 4 несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, и 6 несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном контроле, в т.ч. 1 опекаемый ребенок).
По итогам проведения смены была проведена анкета обратной связи. В отряде «Молодая гвардия» опрошено 19 человек, отзывы 100% положительные.
По запросу специалистов УСПН психологом подготовлены справки-характеристики на несовершеннолетних из отряда, состоящих на профилактическом учете (Улаган, Шебалино).
Завершилась профильная смена Русского географического общества "Мир открытий" во Всероссийском детском центре "Океан" в Приморском крае. В ней приняли участие более 100 юношей и девушек из 33 регионов России.
В течение трёх недель, с 24 июня по 14 июля, 125 юных географов из разных уголков нашей страны изучали географию и смежные дисциплины. Ребята работали над собственными экологическими проектами, посещали лекции и мастер-классы, принимали у себя в гостях известных учёных и путешественников, учились работать с настоящим географическим оборудованием и осуществлять мониторинг изменений окружающей среды.
Кроме того, для участников "Мира открытий" была подготовлена развлекательная программа – выездные экскурсии по Приморскому краю, занятия по скалолазанию, интеллектуальные игры и викторины, открытые кинопоказы и творческие встречи.
С 2015 года Русское географическое общество проводит профильные смены в крупнейших детских центрах России "Артек", "Орлёнок", "Смена" и "Океан". За это время участниками проекта стали более 2000 детей из разных регионов страны. Организацией "Мира открытий" занимается Краснодарское региональное отделение РГО.
Церемония закрытия смены прошла в концертном зале дружины "Бригантина". В мероприятии приняли участие модераторы тематической образовательной программы "Мир открытий", представители РГО, сотрудники Всероссийского детского центра "Океан" и, конечно, воспитанники профильной смены. Почётным гостем праздника стал председатель Приморского краевого отделения РГО - Общества изучения Амурского края Алексей Буяков.
В рамках церемонии закрытия профильной смены состоялось награждение наиболее активных участников проекта, которые не только освоили теоретическую программу, но и проявили себя в выполнении практических заданий.
Лучшие авторы пейзажной фотографии были определены на фотоконкурсе "Жемчужины России". Ими стали Антон Тананыкин и Арина Левадняя. В ходе импровизированного кинофестиваля "Россия – есть чем гордиться" отмечены режиссёрские работы Арины Левадней, Екатерины Лучиной и Антона Тананыкина. С Географическим диктантом "на отлично" справились Владимир Соснин и Виктория Новикова.
Одной из интересных площадок смены стала ярмарка идей "Лифт в будущее" – юные географы разрабатывали собственные проекты, направленные на сохранение природого и историко-культурного наследия России, а затем защищали их перед жюри. Экспертная комиссия, в состав которой вошли представители РГО, организаторы профильной смены и руководство ВДЦ "Океан", выбрала победителями Виоллету Нигматуллину, Наиля Корнеева, Алину Карпенко, Антона Тананыкина и Наиля Машакаева.
Лучшими геожурналистами лагеря стали Екатерина Ермакова, Мария Мироненко и Эвита Костенко. На протяжении 21 дня девушки рассказывали о мероприятиях "Мира открытий" в своих репортажах для пресс-центра "Океана".
По результатам итогового проекта профильной смены РГО "Океан – точка на карте" были награждены Нина Кукюлина, Яна Астахова, Владимир Соснин, Виктория Новикова и Анна Севастьянова.
Все победители и призеры были награждены именными дипломами и памятными подарками от Русского географического общества.
Профильная смена – это лагерная смена, деятельность которой подчинена профильным приоритетам, т.е. определенному направлению, специфике.
В основном хар-ся небольшой продолжительностью (5-10 дней)
Воспитательный процесс, организуемый в профильной смене, по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам во многом отличается от практики традиционного поведения летних лагерных смен в летних лагерях.
Профильные смены имеют свои особенности:
Для работы привлекаются вожатые, педагоги и специалисты, обладающие соответствующими профилю навыками
Проводятся для подростков, детей и молодежи, объединенными общими интересами, членством в общественной организации, трудной жизненной ситуации и т.д.
Проф. Смены проводятся для освоения ее участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, научно-технического и т.п.видов творчества.
Проф. Смену нужно рассматривать как проект, как минимум три этапа:
Додействие – подготовительный период до начала смены, разработка программы, набор участников, профильная подготовка вожатых, набор специалистов.
Действие – сама смена
Последействие – вывод результатов смены
Любая профильная смена начинается с идеи.
Идея – это то, ради чего задумана смена, она определяет ее общую направленность.
Она может вытекать из имеющихся ресурсов, или рождаться из потребностей и проблем. В первом случае содержание смены будет опираться на возможности организации (смены актива, добровольчества, творческой и интеграционной смены и др.)
Если же есть опред. Потребности и проблемы, то идея такой смены будет направлена на решение этой проблемы. Например, нужно сформировать актив, развить лидерские качества у детей – смена актива; сформировать толерантность у детей – интегрированные смены и т.п.
Социальная значимость – определяет материальные и нематериальные блага, которые получит общество в ходе реализации программы, какой вклад смена может внести в решение какой-либо определенной проблемы.
Возможна ли оценка социальной значимости? Конечно, да. Некоторые проявления социального эффекта могут быть точно измерены. Такие как, например, площадь очищенного от мусора леса; количество задействованных в смене детей, находящихся в трудной ситуации; количество мероприятий, проведенных для определенных социальных групп людей и др.
Например, социальным эффектом добровольческой профильной смены «Твори добро» можно считать расширение социальных контактов воспитанников детских домов инвалидов, с которыми на протяжении всех смен взаимодействовали добровольцы – участники смены. Результаты такого взаимодействия видны в более активном включении детей в игры и мероприятия, развитии навыков общения детей-инвалидов.
Как подготовиться к проведению смены.
Предварительная подготовка приобретает особое значение.
Причины многих педагогических промахов в проведении профильной смены кроются в пренебрежении.в недостаточном внимании организаторов к подготовке смены.
Подготовка смены – это комплексная работа, включающая в себя множество аспектов.
Обсуждение целей и задач смены.
Распределение ролей.
Проработка сценария.
Подготовка средств для работы на смене.
Примеры профильных смен .
Смена «Твори добро». Подготовка волонтеров и разработка программы для общения, завлечения, мероприятий с детьми детских домов.
Смена «Спасатель». Изучение навыков оказания первой помощи, азы работы с пожарным оборудованием, поведения в экстренных ситуация, работа с опытными сотрудниками МЧС.
Смена «Казачий сполох». Изучение истории казачества, традиций, песен, работа с казачьим оружием (под присмотром опытных казаков).
Смена «Патриот».Формирование активной гражданской позиции.
Смена «Доброволец». Подготовка участников смены к дальнейшей работе в сфере благотворительности, оказание адресной социальной поддержки, создание проектной базы в сфере благотворительности и помощи детям, развитие навыков коммуникативного общения.
Смена «Экологическая».Воспитание целесообразного отношения к природе, выражающегося в заботливом отношении к живым существам в осознанном выполнении определенных норм поведения на природе. Обучаются оценке экологического состояния лагеря, приобретение навыков трудовых дел экологического характера.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма затрагивает все страны мира. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. Жизнь любого человека важна, а жизнь ребенка бесценна. Поэтому мы считаем, что нельзя оставаться равнодушными, когда речь идет о безопасности детей. При попадании в дорожно-транспортное происшествие, ребенок испытывает огромное морально-психологическое потрясение, которое травмирует ребенка на всю жизнь. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма, к сожалению, сохраняет свою актуальность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №14»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора Директор МБОУ «Лицей №14»
по воспитательной работе _________ С.С. Калимуллина
О.О. Пустоплеснова Приказ №_________
Программа профильной смены отряда ЮИД
«Радужный светофор»
Разработала:
Симоненко Анастасия Евгеньевна
Нижнекамск 2015
Пояснительная записка
По последним данным ГИБДД, в Российской федерации с января по октябрь 2015 года, произошло свыше 20 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей, из них погибло 897 человек и более 22 тысяч получили ранения различной степени тяжести. Так откуда же берутся эти страшные цифры? Корень проблемы безопасности дорожного движения и детского дорожно-транспортного травматизма можно обнаружить еще с появлением первого автотранспортного средства. Время идет, с каждым годом машин на дорогах становится все больше, развивается сеть дорог, растет интенсивность движения и ребенку не всегда под силу сориентироваться в потоке машин и пешеходов. Каждое автотранспортное средство, каждый перекресток, каждая улица – явная и несомненная опасность для здоровья и не дай Бог, жизни наших детей. Следующей проблемой можно обозначить и то, что у детей весьма парадоксальное отношение к автомобилю. Да, они боятся его, боятся как грохочущее и рычащее средство, но они абсолютно лишены страха резко выбежать на проезжую часть перед движущимся автомобилем в надежде успеть перебежать дорогу, не думая о том, что водитель не успеет остановиться или свернуть в сторону. Дети не думают о последствиях. Ну а самой главной причиной детского дорожно-транспортного травматизма являемся, конечно же, мы – сами взрослые, ведь именно с нас и берет пример наше подрастающее поколение. Мы, взрослые, переходя дорогу на красный свет, часто не задумываемся о том, что рядом с нами идут дети и впитывают информацию, как губка, повторяют и полностью копируют пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению безопасности дорожного движения. Телевидение, интернет, компьютерные игры с завораживающими гонками, где крутые парни лихо гоняют по улицам города, не обращая внимания на правила – все это оказывает пагубное влияние на наших детей. И вот уже подрастающее поколение само создает аварийные ситуации, не только подвергает опасности свою жизнь, но создает угрозу жизни и здоровью другим участникам движения.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма затрагивает все страны мира. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. Жизнь любого человека важна, а жизнь ребенка бесценна. Поэтому мы считаем, что нельзя оставаться равнодушными, когда речь идет о безопасности детей. При попадании в дорожно-транспортное происшествие, ребенок испытывает огромное морально-психологическое потрясение, которое травмирует ребенка на всю жизнь. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма, к сожалению, сохраняет свою актуальность. По данным отдела ГИБДД по Нижнекамскому муниципальному району с начала года произошло 39 ДТП с детьми до 16 лет, в которых пострадали 43 несовершеннолетних.
Так как же предупредить несчастные случаи на дороге с детьми и снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма? Как не допустить, чтобы наши дети не оказались в подобной ситуации? Одним из самых действенных способов профилактической работы ДДТТ является обучение детей безопасному поведению в профильной смене летнего лагеря. Из года в год много внимания уделяется оздоровлению детей в летнее время и в профильных отрядах дети не только отдыхают, но и учатся. В свою очередь, такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению детского коллектива и создает основу для развития интеллекта учащегося и применения полученного опыта при взаимодействии с другими ребятами в будущем.
Новизну данной программы отличают дисциплины, способствующие личностному росту ребенка, развивающие его творческие способности, повышающие культуру поведения на дорогах и улицах, формирующие крепкую базу для становления ребенка, как грамотного участника дорожного движения.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что основной целью программы мы видим формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд воспитательных, развивающих, обучающих и практических задач.
Задачи:
- Создание условий для формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;
- Повышение правовой культуры и формирование компетентности учащихся в области дорожной безопасности.
- Овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей, распространение опыта среди сверстников;
- Развитие практических умений и навыков ориентации в дорожных ситуациях;
- Пропаганда и совершенствование знаний Правил дорожного движения;
- Укрепление мотивации к участию в деятельности профильных объединений ЮИД.
- Организация игровой программы для детей летнего оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (21 день). Срок реализации – июнь 2016 года. Программа рассчитана на учащихся 7-ых классов.
Программа строится на основе семи общих принципов учебного-воспитательного процесса по аналогии с семью цветами радуги. Содержание этих принципов сводится к следующему:
|
|
|
|
|
|
|
Основные методы реализации программы:
Работа ведется в специально оборудованном классе, на уличной площадке с разметкой, на базе МБУ ДО «ЦДОдд».
Кадровое обеспечение
- Симоненко Анастасия Евгеньевна – педагог-организатор.
- Адиатова Ольга Николаевна – учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №14», педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДОдд» - руководитель отряда «ЮИД».
- Шаймарданов Нафис Гаязович – учитель ОБЖ, подполковник полиции.
- Габдуллин Ильфак Нуриманович – куратор лицейских классов, подполковник полиции.
- Чинчаркина А.Н. – медицинский работник.
- Шишкова Т.Н. – социальный педагог.
- Валиулина А.Ч. – педагог-психолог.
В распоряжении профильной смены летнего лагеря на весь период работы имеется:
- Специально оборудованный кабинет;
- Площадка с разметкой на территории лицея;
- Библиотека;
- Медицинский кабинет;
- Актовый зал, оснащенный мультимедийной и музыкальной аппаратурой.
Существующий на базе лицея, отряд ЮИД, состоящий из учеников восьмого класса, совместно с педагогами проводит обучение учащихся 7-ых классов правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, для дальнейшей реализации ими программы в 2016-2017 учебном году. По принципу наставничества старшие передают свой опыт младшим. Программа предполагает не только проведение занятий, но и использование активных, нестандартных форм работы через коллективно – творческую деятельность. В процессе обучения дети вместе с педагогами идут от простого к сложному, ведь программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения.
Уделяется особое внимание отработке умений и навыков применения правил дорожного движения в практических ситуациях.
Для закрепления знаний учащихся по правилам дорожного движения, для развития умения воспроизводить изученное на занятиях, для обеспечения межпредметной связи, необходимо изготовить наглядные пособия, макеты по правилам дорожного движения и т.д.
На уроках используются такие формы организации, как анализ отдельных отрывков из художественной литературы; моделирование дорожных ситуаций; работа с простейшими макетами, отражающими обстановку на дорогах; работа со стационарными, динамическими и сюжетными макетами.
Наряду с моделированием дорожной ситуации большое значение в творческом развитии детей и их адаптации к условиям дорожного движения имеет самостоятельное моделирование ситуации учащимися.
Для достижения высокой эффективности усвоения учебного материала в процессе изучения правил поведения детей на улицах и дорогах рекомендуется использовать сюжетные картины, слайды. Особое внимание по изучению правил безопасного поведения на дорогах и улицах уделяется совместной работе с инспекторами ГИБДД и педагогами МБУ ДО «ЦДОдд».
В процессе экскурсии акцентируется внимание учащихся именно на тех моментах в дорожном движении, закрепление которых является целью экскурсии.
Программа профильной смены реализуется в соответствии с семью модулями по цветам радуги. Каждый модуль реализуется в течение трёх дней смены.
1.«Будем знакомы», 1-3-ий день смены
2. «ЮИД – какое гордое звучание!!!» , 4-6-ой день смены
3. «Изучаем и соблюдаем ПДД», 7-9-ый день смены
4. «Мир глазами ЮИД», 10-12 день смены
5. «По городу на велосипеде», 13-15-ый день смены
6. «Учимся оказывать медицинскую помощь»,
16-18-ый день смены
7.Завершение работы. Итоговые мероприятия.
19-21 день смены
Учебно-тематический план программы
Модуль 1. «Будем знакомы» |
|||
1.Вводное занятие. Знакомство. 2.Определение цели и задач, направления работы. 3.Инструктаж по ТБ. 4.Государственная символика Российской Федерации и Республики Татарстан. |
|||
1.Экскурсия в ЦДОдд (Автогородок). 2.История развития правил дорожного движения, службы ГАИ – ГИБДД. 3.Методика проведения профилактических акций, ведения агитационной работы. 4. Методика проведения рейдов. |
|||
1.Практика: анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев ДТП, их причин. 2. Практика: написание эссе. Его анализ совместно с педагогами. 3. Разработка и изготовление символа отряда, девиза, песни отряда. Выбор редколлегии и названия стенной газеты. 4. Викторина по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах для определения первичных знаний. |
|||
Модуль 2. «ЮИД – какое гордое звучание!!!» |
|||
1.История развития движения юных инспекторов. 2.Структура отряда, формы и направления работы юных инспекторов дорожного движения. 3. Основные понятия и термины, используемые в правилах. |
|||
| 1.Выпуск газеты «Мир глазами ЮИД». 2.Беседа на тему «Обязанности пешехода». 3.Движение пешеходов в населенных пунктах и вне, переход проезжей части, движение организованных групп детей. Обязанности пассажиров. Выступление инспектора ГИБДД. 4. Разработка памятки для юных пешеходов и пассажиров. |
||
| 1. Разработка памятки для юных пешеходов и пассажиров. 2. Агитационно-массовая работа по пропаганде ПДД. Профилактическая акция «Пешеход, будь внимателен!» 3.Составление коллажа по итогам блока «ЮИД – какое гордое звучание!!!» |
||
Модуль 3. «Изучаем и соблюдаем ПДД» |
|||
1. Правила поведения в общественном транспорте. 2. Значение сигналов светофора и регулировщика. 3. Группы дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. 4. ДТП. Понятие ДТП. Основная опасность на дорогах и причины ДТП с участием пешеходов. 5. Дорожная разметка. Назначение и роль дорожной разметки в организации дорожного движения, ее виды. Занятия на площадке с разметкой на территории лицея. |
|||
1.Выступление инспектора ГИБДД на тему об ответственности за нарушение правил безопасного поведения на улицах и дорогах, согласно Кодексу об административных правонарушениях. 2. Мастер-класс педагогов Автогородка по правильному проведению профилактического рейда. |
|||
1. Викторина по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах «Да или Нет» 2. Игра –аукцион «Дорожные знаки» 3. Профилактический рейд «Внимание, дети» 4. Подведение итогов модуля «Изучаем и соблюдаем ПДД» |
|||
Модуль 4. «Мир глазами ЮИД» |
|||
1.Подготовка к конкурсу агитбригад профильной смены «Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП!» 2. Разработка сценариев агитбригад, подбор музыкального сопровождения. |
|||
1.Репетиции выступления агитбригад. 2.Мастер-класс педагогов Автогородка по подборке сценария для конкурса агитбригад. |
|||
1.Конкурс агитбригад «Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП!» 2.Подведение итогов модуля «Мир глазами ЮИД» |
|||
Модуль 5. «По городу на велосипеде» |
|||
1.История изобретения и развития велосипеда. Устройство велосипеда. Просмотр фильма. 2.Сигналы велосипедиста. 3.Экипировка велосипедиста и скутериста. 4.Правила дорожного движения для скутеристов. |
|||
1.Занятия на велосипедах на территории Автогородка. 2.Составление памяток для велосипедистов и скутеристов. 3. Разбор воспитывающей ситуации «Прав или не прав». |
|||
1.Соревнования по фигурному вождению велосипеда «Добрая дорога». 2. Профилактическая акция «Безопасное колесо». 3. Подведение итогов модуля «По городу на велосипеде». |
|||
Модуль 6. «Учимся оказывать медицинскую помощь» |
|||
1.Понятие о ранах. Классификация ран и их осложнения. Просмотр презентации. 2.Профилактика осложнения ран, понятие о септике и антисептике, повязке и перевязке. 3.Виды кровотечений и их характеристика. 4.Первая медицинская помощь при кровотечениях. Аптечка. |
|||
1.Мастер-класс медицинского работника по оказанию первой медицинской помощи. 2.Просмотр фильма «Первая помощь пострадавшему» |
|||
1.Конкурс «Первая помощь пострадавшему» 2.Подведение итогов модуля «Учимся оказывать первую помощь» |
|||
Модуль 7. Завершение работы. Итоговые мероприятия. |
|||
1.Выход в город на патрулирование и раздачу предупреждающих листовок. 2.Экзамен (зачет) по ПДД |
|||
1.Тренинг «Здоровый образ жизни. Жизнь без вредных привычек» с педагогом-психологом. 2.Занятие с социальным педагогом «Точка опоры» |
|||
1.Итоговая линейка-финиш. 2.Награждение активных участников смены. 3.Рефлексия в отрядах об ожиданиях и результатах профильной смены. |
Ожидаемый результат
Учащиеся должны:
- Знать правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- Уметь работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- Уметь оценивать дорожную ситуацию
- Иметь навыки дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира и велосипедиста;
- Иметь навыки взаимной поддержки в совместной деятельности;
- Иметь активную жизненную позицию образцового участника дорожного движения, уметь передать накопленный опыт другим ребятам.
Социальный эффект реализации программы
Создание стабильного коллектива нового отряда ЮИД в профильной смене, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном результате – воспитание грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными, словом, грамотными пешеходами. Впоследствии, с начала нового учебного года, участники профильной смены будут передавать опыт младшим ученикам, учить и их быть грамотными участниками дорожного движения, проводить с ними акции, как на территории лицея, так и в городе, работая с пешеходами и водителями, проводить пятиминутки и профилактические рейды, оказывать помощь в проведении мероприятий «Посвящение в пешеходы», «Помоги первокласснику безопасно прийти в школу» и других, организовывать тематические конкурсы.
Среди критериев эффективности реализации программы:
- 100% реализация мероприятий плана на смену профильного отряда;
- Стремление к удовлетворенности детей и их родителей содержанием деятельности профильного отряда и смены;
- Психологический комфорт участников программы;
Эффективная реализация программы возможна за счет обеспечения профильной смены квалифицированными педагогическими кадрами: учителя ОБЖ, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Важным критерием эффективности программы является сотрудничество с отделом пропаганды ГИБДД и педагогами Автогородка. Эффективная реализация программы невозможна без должного технического оснащения, которое в лицее имеется. Это актовый зал, оснащенный музыкальной и мультимедийной аппаратурой, специально оборудованный класс, для изучения правил безопасного поведения на дорогах и улицах, уличная площадка с разметкой на территории лицея, библиотека, медицинский кабинет. Следует также учитывать и близкое расположение Автогородка, где можно отработать на практике полученные теоретические знания. С Автогородком лицей ведет тесное сотрудничество.
Список использованной литературы
Учебные пособия для педагогов:
- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/ Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Метод. пособие. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.- 128 с.
- Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального профессионального образования. Дидактический материал к урокам по изучению правил дорожного движения в начальных классах. Казань, 2000.
- Безопасность на дорогах глазами детей. Нижнекамск, 2003
- Красный. Желтый. Зеленый! ПДД по внеклассной работе/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с.
- Комлева Л.А. Дети и дорога. (О том, что стоит за строкой правил дорожного движения, или как уберечь ребенка на дороге. Советы инспектора, практика) - Каменск – Уральский: Калан, 1997.- 24 с.
- Дети и дорога (Из опыта работы педагогов ЦДОД) Нижнекамск, 2002
- Методические рекомендации по проведению в школах «минуток» по безопасности дорожного движения. Нижнекамск,1995 г.
- Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 7-8 классов. – М.: ООО «Издательство АСТ_ЛТД», 1997. – 80 с.
- Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 152 с
Учебные пособия для учащихся:
1. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Метод. пособие. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.- 128 с.
2. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: 2. Учебное пособие для 7-8 классов. – М.: ООО «Издательство АСТ_ЛТД», 1997. – 80 с.
3. Безопасность на дорогах глазами детей. Нижнекамск, 2003. - Безопасное путешествие. Нижнекамск, 2003.
4. Комлева Л.А. Дети и дорога. (О том, что стоит за строкой правил дорожного движения, или как уберечь ребенка на дороге. Советы инспектора практика).- Каменск – Уральский: Калан, 1997.- 24 с
Смета расходов
Наименование статей расходов | Сумма |
|
Изготовление фотографий, Канцелярские товары, работы, заправка картриджа печатные | 1000 |
|
Дипломы, грамоты, призы | 2000 |
|
Атрибутика Приобретение галстуков, футболок с атрибутикой профильного отряда | 3000 |
|
Итого | 6000 |
Приложение 1
Методическое обеспечение программы
Викторина для проверки первичных знаний по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах
1.Кто такой пешеход?
Любой человек, находящийся вне транспортного средства и не выполняющий на дороге работу, а также передвигающийся в инвалидных колясках без двигателя, ведущий велосипед, везущий санки, тележку или детскую коляску.
2. Что такое дорога?
Любая используемая для движения дорога, улица, переулок по всей ширине (включая тротуары, обочины и разделительный полосы).
3. Что такое перекресток?
Территория, образуемая пересекающимися (примыкающими друг к другу или разветвляющимися) дорогами в одном уровне.
4. По какой части дороги должны передвигаться пешеходы?
Пешеходы должны передвигаться по тротуарам, а где их нет – по обочине или велосипедной дорожке, если они не мешают движению велосипедов.
5. Где можно передвигаться пешеходам при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки?
Возможно передвижение по велосипедной дорожке. При ее отсутствии – по краю проезжей части в один ряд (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю).
6. Где и как должны передвигаться пешеходы вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной дорожки, тротуара?
По обочине или внешнему краю дороги, навстречу движению.
7. Где разрешается пешеходам переходить проезжую часть?
Переходы (подземные и пешеходные мостики), места, обозначенные разметкой или знаками «Пешеходный переход».
8.Что делать, если вы не успели перейти (закончить переход) регулируемый переход и на светофоре загорелся запрещающий сигнал?
Находиться в ожидании дальнейшего движения на островке безопасности, а при его отсутствии – на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
9.Где пассажиры должны ожидать автобус или трамвай?
Только на посадочных площадках, а где их нет – на тротуаре или обочине.
10.Что означает мигание зеленого сигнала в светофоре с двуцветной сигнализацией?
Это значит, что вскоре будет включен красный сигнал.
11.При каком сигнале регулировщика пешеходам разрешается переходить улицу?
Если регулировщик стоит к пешеходам левым или правым боком, а его руки, либо опущены вниз, либо вытянуты в стороны.
12.Какой перекресток называется регулируемым?
Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика.
13.Имеет ли право ученик первого класса управлять велосипедом?
Нет, не имеет. Управлять велосипедом можно только с 14 лет.
Игра-аукцион «Дорожные знаки»
Цель: познакомить учащихся с дорожными знаками, их группами, характерными признаками каждой группы.
Оборудование: набор дорожных знаков, чистая бумага, набор фломастеров или маркеров.
В аукционе принимают участие участники профильной смены, не менее 15 человек. Конкурс проводит ведущий, оценивает жюри.
Ход конкурса:
- Слово ведущего о правилах аукциона: за каждый правильно названный знак участник получает 1 балл, правильный ответ по другим правилам дорожного движения 0,5 балла. Творческий конкурс «Новый знак и его защита» оценивается по 5-балльной шкале.
- Разминка. Участникам задаются по очереди вопросы по ПДД согласно возрасту.
- Четыре тура участникам предлагаются наборы знаков (по 5 знаков), причем, в каждом туре – по группе знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, информационно-указательные.
- Творческий конкурс состоит в том, чтобы за 10 минут участники придумали новый знак, изобразили на приготовленных чистых листах, а затем защитили его. Защита может быть в виде простого текста, стихотворения, девиза, отрывка песни и т.д.
Конкурс агитбригад «Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП!»
Вариант сценария
Под музыку:
Большой привет всем шлет ЮИД!
По всей стране нам путь открыт:
В жару, в метель на страже мы, ЮИД!
Припев:
Пусть же песня над Землей летит:
«Друг детей ЮИД, взрослых и детей ЮИД!»
Мы в дорогу ПДД возьмем, безопасности закон!
Музыка стихает, четверо «юидовцев» подходят к микрофонам, на первый план.
1-й «юидовец»: Дороги
2-й «юидовец»: Дороги
3-й «юидовец»: Дороги
4-й «юидовец»: Дороги
1-й «юидовец»:
Без них невозможен разбег НТР,
«Вся жизнь на колесах!» и темп ее гонит,…
На автомобиль для решения проблем!
2-й «юидовец»:
По улицам мчатся «Рено», «Мерседесы»,
«КАМАЗы» и «КРАЗы», и «Жигули»…
И город уже маловат им и тесен.
И пробки грозят нам завязнуть в пути.
3-й «юидовец»:
Но как обеспечить всем нам безопасность?
Чтоб каждый дошел и доехал домой?
4-й «юидовец»:
Усилия в жизни не стали напрасны,
И радости все не прошли стороной.
Под музыку:
Водитель выжал педаль до 100 км.
И врезался в столб.
Мальчишка в мячик играть
На дорогу с другом пошел.
Побежали на красный,
Оказались причиной ДТП.
Припев:
Что же люди творят?
Куда все бегут?
И ошибки назад
Уже не вернуть мгновенья,
Красный свет горит!
И каждый день рисковать
По чьей-то вине
Приходится всем.
Горит зеленый опять,
И можно жить вполне без проблем
Но опять на дороге завизжали тормоза, и быть беде.
1-й «юидовец»:
Но есть решение у проблемы,
Есть выход, вообще-то простой:
Чтоб травматизма снять нам тему,
Учиться надо нам с тобой.
2-й «юидовец»
Не только нам, а всем учиться
Законам жизни всех дорог.
Чтоб четко знали их страницы,
И нарушать никто не смог!
3-й «юидовец»:
На светофоре светит красный –
Стой, даже если нет машин.
И дисциплина – это ясно,
Помощник ваш номер один!
4-й «юидовец»:
Здесь знак движение запрещает,
Вам надо выбрать путь другой.
Шлагбаум путь вам закрывает,
Не торопись-ка, лучше, стой!
1-й «юидовец»:
Регулировщик стал спиною –
Не вздумайте бегом бежать!
А если вам горит зеленый,
Тогда смелее в путь опять!
2-й «юидовец»:
Кто каждый день за руль садится,
Тот должен помнить, от него
Зависит очень много жизней,
И дома очень ждут его!
3-й «юидовец»:
Как перейти и как проехать,
Что знак дорожный «говорит»,
И как не стать дорожной жертвой,
Вам объяснит отряд ЮИД!
4-й «юидовец»:
Наша цель – чтоб безопасней
На дорогах жизнь была.
Знала Правила прекрасно
Вся огромная страна!
Экзамен (зачет) по ПДД
У этого теста два варианта ответа: а) да б) нет. Поэтому в бланке ответов напротив номера вопроса выставляется соответствующая ответу буква.
- По тротуару человек ведет велосипед. Является ли он пешеходом?
- Является ли велосипед механическим транспортным средством?
- Входит ли обочина в проезжую часть?
- Обязательно ли водителю пристегиваться ремнями безопасности при передвижении в городе?
- Дает ли проблесковый сигнал оранжевого света преимущества перед другими ТС?
- Возможна ли передача водителем ТС другому водителю, забывшему дома права?
- Разрешается ли движение на желтый мигающий сигнал светофора?
- Возможно ли движение на сочетание красного и желтого сигналов светофора?
- Разрешен ли разворот ТС, если в светофоре включена стрелка, указывающая направление налево?
- Обязан ли водитель ТС уступить дорогу другим ТС, проезжающим в другом направлении, если включены в светофоре одновременно стрелка его направления движения с красным и желтым сигналом?
- Должны ли водители автомобилей, за исключением городского транспорта, подчиняться сигналам светофоров с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного света, расположенными в виде буквы Т?
- Возможно ли движение автобусов на перекрестке налево, если включены все 4 белых сигнала в светофоре Т-образной формы?
- Разрешается ли движение автомобилей потока, если регулировщик стоит к потоку правым боком и вытянул правую руку вперед?
- Разрешается ли движение пешеходов, если регулировщик стоит к ним спиной, а его рука вытянута вперед?
- Необходимо ли включение на ТС ближнего света в светлое время суток при движении в колонне?
- Разрешено ли применять звуковые сигналы в населенных пунктах?
- Разрешено ли движение ТС в населенных пунктах со скоростью 80 км в час?
- Возможно ли движение автомобиля со скоростью 80 км в час вне населенного пункта, если водитель имеет стаж управления ТС 1 год?
- Уступают ли водители безрельсовых транспортных средств дорогу трамваю при пересечении проезжей части дороги с трамвайной линией?
- Обязан ли водитель при выезде на дорогу с АЗС или места стоянки пропускать пешеходов?
- Возможен ли разворот ТС на мосту?
- Разрешен ли обгон безрельсового ТС с правой стороны?
- Возможен ли обгон ТС на перекрестке, осуществляемый на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой?
- Может ли водитель остановить свое ТС за 3 метра до пешеходного перехода?
- Является ли перекресток регулируемым, если на светофоре горит желтый мигающий сигнал?
- Должен ли на перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового ТС уступить дорогу автомобилю, приближающемуся справа?
- Обязан ли водитель ТС, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу снизить скорость или остановиться, если на нем есть пешеходы?
- Разрешено ли въезжать на железнодорожный переезд, если шлагбаум открыт и мигает красный сигнал светофора?
- Можно ли ТС двигаться через железнодорожный переезд в два ряда, если перед переездом отсутствует разметка, определяющая количество полос движения?
- Разрешено ли на автомагистралях движение автомобилистов?
- Нужно ли в светлое время суток включать ближний свет, если расстояние видимости 250м?
- Разрешается ли при буксировке ТС развивать скорость 60 км в час?
- Разрешено ли обучаться езде на автомобиле с 16 лет?
- Можно ли самостоятельно обучаться езде на автомобиле, если тебе исполнилось 18 лет?
- Разрешается ли водителю грузового автомобиля со стажем 2,5 года перевозить в кузове пассажиров?
- Возможно ли перевозить людей в прицепе-даче?
- Если вам исполнилось 11 лет, имеете ли вы право ехать в автомобиле на переднем сиденье рядом с водителем?
- Вам исполнилось 13 лет. Имеете ли вы теперь право ездить на велосипеде по проезжей части?
- Вашего пятнадцатилетнего друга задержали за управление мопедом с объемом двигателя менее 50 куб.см. Правомерны ли действия автоинспектора?
- Можно ли велосипедисту поворачивать налево, если дорога имеет две полосы движения в одном направлении?
Бланк ответов теста