С изменениями и дополнениями от. Программы аспирантуры Контроль качества освоения программ аспирантуры

1

Настоящая статья посвящена исследованию проблемы образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в связи с законодательным изменением статуса аспирантуры в системе российского образования. Объектом исследования в статье является процесс подготовки аспирантов. Поиск нового содержания образовательной программы связан с современной интерпретацией понимания целей и результатов деятельности аспирантуры. Выявлено противоречие новой модели аспирантуры, которая не требует от аспиранта обязательной подготовки и защиты кандидатской диссертации, хотя изначально аспирантура была создана для подготовки кадров высшей квалификации, которая подтверждается наличием ученой степени. Проанализированы два основных подхода к целеполаганию аспирантской подготовки: диссертационный и квалификационный. Рассмотрены современные рынки труда для выпускников аспирантуры и необходимые для них компетенции. Исследование актуализировало необходимость разработки образовательной программы аспирантуры, адекватной новым условиям ее работы и учитывающей цели и потребности всех участников данного процесса, реализуемого на стыке образования, науки и бизнеса.

аспирантура

диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

научно-педагогические кадры высшей квалификации

федеральные государственные образовательные стандарты

компетенции

образовательная программа

государственная итоговая аттестация

квалификация

1. Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. – 2016. – № 3 (199). – С. 44–52.

2. Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. – 2013. – № 12. – С. 78–89.

3. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. – 2015. – № 3. – С. 5–16.

4. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе // Высшее образование в России. – 2012. – № 11. – С. 4–15.

5. Вершинин И.В. Развитие аспирантуры в России: решения в области повышения адресности отбора поступающих по программам подготовки кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. – 2015. – № 18. – С. 61–72.

6. Гвильдис Т.Ю. Опыт и результаты апробации универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Ученые записки: научно-теоретический журнал. – 2015. – № 2 (120). – С. 38-43.

7. Гусев А.Б. Развитие аспирантуры в России: проблемы и решения // Наука. Инновации. Образование. – 2015. – № 17. – С. 196–224.

8. Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ о модернизации аспирантуры, 31.03.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sovetponauke.ru/info/31032016-declaration_postgraduate.

9. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с.

10. Караваева Е.В., Маландин В.В., Пилипенко С.А., Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. – 2015. – № 8–9. – С. 5–15.

11. Касаткин П.И., Иноземцев М.И. Актуальные вопросы организации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Высшее образование в России. – 2016. – № 4 (200). – С. 123–127.

12. Нечаев В.Д., Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. Направления совершенствования программ аспирантуры по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки»: результаты экспертного опроса // Ценности и смыслы. – 2016. – № 5 (45). – С. 10-32.

13. Сенашенко В.С. Проблемы становления и развития аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. – 2016. – № 3 (199). – С. 33–43.

14. Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации: круглый стол // Высшее образование в России. – 2014. – № 7. – С. 71-85.

Актуальность проблемы и темы данной статьи обусловлена тем, что в 2017 году в российских аспирантурах состоялся первый выпуск аспирантов, обучавшихся в новых условиях реформирования института аспирантуры. «Закон об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012 г.) качественно изменил статус аспирантуры и ее место в системе образования, преобразовав ее из послевузовского в третий уровень высшего образования. Отнесение аспирантуры к основным профессиональным образовательным программам высшего образования в качестве его третьего уровня, находится в русле международной стандартной классификации уровней высшего образования и соответствует практике его реализации в Европе. Образовательные организации разрабатывают программы аспирантуры на основе Перечня направлений подготовки в аспирантуре. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» регламентирует обучение аспирантов в соответствии c Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС аспирантуры) по направлениям подготовки. В процессе обучения аспиранты выполняют учебный план, проходят практики и промежуточную, а конце обучения - государственную итоговую аттестацию, формами которой являются государственный экзамен и научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), при успешном прохождении которой получают диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Также приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок приема в аспирантуру и порядок проведения государственной итоговой аттестации. Образовательные программы аспирантуры подлежат не только лицензированию, но и аккредитации.

Изменение статуса аспирантуры вызывает многочисленные дискуссии в академической среде. Исследователи, анализируя первые результаты реформирования аспирантуры, отмечают неоднозначность указанных нововведений . Так, в заявлении Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ от 31.03.2016 г. отмечается, что переход аспирантуры с уровня послевузовской подготовки на уровень высшего образования был «осуществлен механически, без учета особенностей аспирантуры как системы подготовки научно-педагогических кадров» . Авторы говорят о недостаточной проработанности, нормативно-правовой неопределенности, внутренней противоречивости современной модели аспирантуры, связанной, прежде всего, с процедурой государственной итоговой аттестации аспирантов. Так, программа подготовки аспирантов, регулируемая ФГОС, не включает обязательную подготовку и защиту кандидатской диссертации. Также отмечается несовершенство механизмов финансового сопровождения реформы, что не позволяет большинству образовательных организаций реализовывать инновационные программы аспирантуры , а традиционная дисциплинарная структура предоставляемых финансовых ресурсов (контрольные цифры приема) не соответствует ни мировым трендам, ни структуре российских исследований и разработок .

В работе отмечается, что российская аспирантура оказалась не готова к реализации структурированных образовательных программ в соответствии с ФГОС, а целью аспирантской подготовки должна быть защита кандидатской диссертации.

Таким образом, очевидно, что в связи с изменением статуса аспирантуры необходим поиск новых подходов к содержанию образовательной программы аспирантуры, обеспечивающей эффективную подготовку кадров высшей квалификации. Явным становится противоречие между теми новыми требованиями, которые предъявляют основные «потребители» данного процесса - государство, научно-педагогическое сообщество и сами аспиранты - к системе подготовки кадров высшей квалификации, теми задачами, которые выпускникам аспирантуры предстоит решать, и прежними подходами к его реализации, результатом чего стала низкая эффективность данного процесса. Указанное противоречие позволяет обозначить научную проблему - необходимость разработки новой концепции образовательной программы аспирантуры, включающей как теоретическое осмысление, так и разработку ее конкретного методического обеспечения.

И первоочередным в данном процессе является ответ на вопрос: а каковы цели современной аспирантуры? Исследователи проблем аспирантуры выделяют два основных подхода к определению цели аспирантской подготовки: диссертационный и квалификационный . Рассмотрим кратко каждый из них.

Позиция сторонников «диссертационного» подхода» заключается в том, что целью аспирантуры должна быть целенаправленная научно-исследовательская работа аспиранта и как ее результат - защита диссертации, а установленная ФГОС образовательная программа отвлекает аспирантов от подготовки диссертации. Согласно , кандидатская диссертация должна одновременно и совершенствовать и обогащать науку в конкретной области знаний, и стать научно-квалификационной работой, раскрывающей имеющийся потенциал аспиранта, обладающего набором определенных компетенций. Период обучения в аспирантуре связан не только с освоением образовательных программ структурированной модели, но и с важнейшим процессом самоактуализации личности, с выявлением, раскрытием и развитием возможностей и способностей аспиранта . Кроме того, исследователи, придерживающиеся «диссертационного» подхода, считают, что основные академические и исследовательские компетенции должны формироваться на уровнях бакалавриата и магистратуры, а в период обучения в аспирантуре данные компетенции могут только развиваться и совершенствоваться, главным образом, в ходе занятий научно-исследовательской работой .

Основным противоречием современной модели аспирантуры является, на наш взгляд, то обстоятельство, что аспирантура, которая изначально создавалась для подготовки кадров высшей квалификации, получающих в результате подготовки ученую степень, теперь не ставит перед аспирантом цель в процессе обучения подготовить диссертацию к защите. Если предыдущий нормативно-правовой акт - «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» - однозначно включал в программу аспирантской подготовки модуль «Подготовка к защите диссертации», то ныне действующие ФГОС аспирантуры не содержат такого модуля (как и модуля «Кандидатские экзамены») и определяют в качестве цели аспирантской подготовки формирование определенного набора компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Таким образом, подготовка и защита диссертации не являются обязательной задачей аспиранта. Мы разделяем точку зрения исследователей о значительном ослаблении при данном подходе именно исследовательской составляющей аспирантуры, ее «выхолащивании» .

В свою очередь «квалификационный подход» к целеполаганию подготовки аспирантов, нашедший свое отражение в ФГОС, признает основой аспирантской подготовки организованный образовательный процесс, главная цель которого - подготовка компетентного специалиста, готового в равной степени и к исследовательской, и к преподавательской деятельности, способного к планированию и решению задач собственного профессионального и личностного развития, свободно ориентирующегося в своей и смежных с ней областях науки, узнаваемого в научном сообществе, то есть овладевшего полным набором универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, перечень которых закреплен в ФГОС соответствующего направления подготовки. По мнению авторов , образовательные программы подготовки аспирантов должны быть ориентированы на подготовку кадров для сферы научной и научно-педагогической деятельности, обеспечивать углубленное индивидуальное образование с приоритетностью признаваемых в мировом научном сообществе научных исследований. Эти программы должны быть направлены на выявление и освоение специфики научной, инновационной и преподавательской деятельности в конкретных областях научного знания и формирование у выпускников комплекса универсальных компетенций, необходимых для построения профессиональной карьеры.

На наш взгляд, немаловажным фактором в определении цели подготовки аспирантов и, соответственно, содержания образовательной программы аспирантуры является запрос рынка труда. Для кого же готовит кадры современная аспирантура? Исследователи составили рейтинг значимости рынков труда для выпускников аспирантуры. На первом месте в этом рейтинге - профессорско-преподавательский состав вузов, на втором - научные сотрудники вузов и научно-исследовательских институтов, на третьем - руководители и менеджеры образовательных и научных организаций. Каждый из названных рынков труда требует сформированности значимых именно для него компетенций. Так, для рынка труда ППС наиболее значимыми являются компетенции в сфере использования приемов и технологий образовательной деятельности; компетенции в сфере научно-исследовательской деятельности; компетенции в сфере личностного саморазвития; этические и коммуникативные компетенции. Для рынка труда научных сотрудников: компетенции в сфере научно-исследовательской деятельности; компетенции в сфере личностного саморазвития; этические и коммуникативные и информационно-технологические; компетенции в сфере экспертно-аналитической деятельности. Для рынка труда руководителей и менеджеров образовательных и научных организаций: компетенции в сфере личностного саморазвития; этические, правовые, проектные и организационно-управленческие; компетенции в сфере финансовой и фандрайзинговой деятельности; коммуникативные компетенции . Безусловно, основным рынком труда, на который ориентирована подготовка аспирантов, является профессорско-преподавательский состав вузов. Необходимо отметить, что на данном рынке труда в последние годы складывается достаточно неблагоприятная ситуация для выпускников аспирантуры. Анализ статистических данных показывает тенденцию сокращения количества рабочих мест преподавателей как в целом, так и по отдельным должностям профессорско-преподавательского состава. Так, если в 2005/2006 учебном году численность ППС организаций высшего образования составляла 358,9 тыс. человек, то в 2014/2015 учебном году всего 299,8 тыс. человек. Данное обстоятельство, с одной стороны, порождает проблему трудоустройства выпускников, а с другой - повышает конкуренцию на рынке труда, особенно с учетом роста выпуска аспирантов по социально-гуманитарным специальностям, и вновь актуализирует проблему качества подготовки в аспирантуре.

Решение проблемы недостаточной ориентированности образовательных программ аспирантуры на требования значимых рынков труда возможно на путях разработки образовательных программ по профилям, которые не только соответствуют номенклатуре специальностей научных работников, но и учитывают целевую ориентацию на ключевые рынки труда и предъявляемые на них требования к компетенциям выпускников . Мы разделяем точку зрения Б.И. Бедного о необходимости разносторонней образовательной программы аспирантской подготовки, направленной на развитие универсальных навыков выпускников аспирантуры вне зависимости от научного профиля их подготовки . Кроме того, представляется интересным опыт разработки и апробации универсально-ориентированной образовательной программы подготовки аспирантов .

Таким образом, основным дискуссионным вопросом является вопрос о том, должна ли аспирантура сохранить свой прежний вид, где основной целью обучения аспирантов является подготовка и защита диссертации, или же стать полноценным третьим уровнем образования с обязательным освоением соответствующей образовательной программы по направлению подготовки, выполнением учебного плана, сдачей зачетов, экзаменов и не требовать от аспиранта на выходе защиты диссертации.

Если обратиться к мировой практике, то можно отметить два основных вида аспирантуры: классическую и структурированную. Аспирантура классического типа работает в соответствии c моделью «учитель - ученик». Структурированная аспирантура подразумевает реализацию в полном объеме образовательной программы, в структуру которой включена, прежде всего, обязательная диссертационная работа, кроме того, серьезная образовательная составляющая, направленная на формирование необходимых профессиональных компетенций, и, наконец, углубленная дисциплинарная и междисциплинарная подготовка .

Таким образом, проблема заключается в том, какая модель аспирантуры предпочтительнее для современной российской системы образования и науки. И ответ на этот вопрос напрямую зависит от ясного осознания и четкой формулировки цели аспирантуры.

На наш взгляд, целью обучения аспиранта должна быть подготовка и защита кандидатской диссертации. Это следует определить в образовательной программе в виде самостоятельного блока, каковыми являются, например, блоки «Дисциплины (модули)», «Практики», «Научные исследования». Программа государственной итоговой аттестации аспирантов должна включать представление диссертации как форму ГИА.

Исходя из указанной цели подготовки аспирантов, в числе некоторых задач формирования образовательной программы аспирантуры можно назвать следующие:

Учет в процессе обучения аспирантов требований профессионального стандарта педагогического и научно-педагогического работника, отражающего структуру профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, который в своей работе реализует гностические, проектировочные, конструкторские, организационные и коммуникативные трудовые функции;

Обеспечение непрерывности и интеграции исследовательской подготовки на уровнях магистратуры и аспирантуры , исключив при этом в образовательной программе аспирантуры повторение и дублирование дисциплин и модулей из программ магистратуры и усилив формирование дополнительных компетенций, необходимых для успешного завершения научного исследования, грамотного оформления и представления его результатов;

Использование в полной мере потенциала сложившихся научных школ, так как обеспечить высокий уровень подготовки исследователей возможно только на базе конкурентоспособных научно-педагогических коллективов с достойным инфраструктурным и финансовым обеспечением проводимых исследований. Актуальность тематики диссертационных исследований аспирантов обеспечит их участие в реализации долгосрочных и перспективных научных проектов;

Построение образовательной программы аспирантуры на основе мониторинга современного рынка труда, применение методики, средств и форм обучения аспирантов, формирующих компетенции, востребованные на этом рынке;

Возможности проектирования индивидуальных образовательных траекторий аспирантов в образовательной программе аспирантуры.

Таким образом, мы разделяем мнение исследователей o том, что проблема разработки образовательной программы подготовки аспирантов - это практическая задача, которая может быть решена в том случае, если будет ясное представление о конечной цели работы аспирантуры в России и её ожидаемом результате. Целеполагание в данном случае должно исходить из того, что уникальность аспирантуры как института заключается в ее инфраструктурности для бизнеса, науки и образования.

Библиографическая ссылка

Капшутарь М.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛИ АСПИРАНТСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26934 (дата обращения: 21.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Аспирантура представляет собой третью ступень высшего образования.

Программа аспирантуры реализуется в целях создания аспирантам условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре экономического факультета МГУ опирается на силу и авторитет .

Направленности обучения в аспирантуре соответствуют .

Обучение по направлению «Экономика» в аспирантуре экономического факультета МГУ ведется по следующим направленностям:

1. Общая экономическая теория; 2.Экономическая история; 3.История экономической мысли; 4.Методология экономической науки
1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: 1.2. АПК и сельское хозяйство 1.6. Сфера услуг; 2. Управление инновациями; 5. Экономика труда; 6. Экономика народонаселения и демография; 7. Экономика природопользования; 8. Экономика предпринимательства; 10. Менеджмент.
1. Финансовая система; 2. Общегосударственные, территориальные и местные финансы;Финансы хозяйствующих субъектов; 3.Финансы домохозяйств;4.Оценка и оценочная деятельность;5.Рынок ценных бумаг и валютный рынок;6.Рынок страховых услуг;7.Денежная система и механизмы денежного обращения;8.Кредитные отношения;9.Банки и иные кредитные организации;10.Денежно-кредитное регулирование.
1. Бухгалтерский учет; 2.Экономический анализ; 3.Аудит, контроль, ревизия; 4.Статистика.
1. Математические методы; 2. Инструментальные средства.

  • Образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (программы аспирантуры)

ОбОбучение в аспирантуре предполагает взаимосвязь научных исследований и педагогической подготовки.

Две фундаментальные составляющие образования будущего специалиста высшей квалификации - это:

  1. обучение методам проведения и организации, а также участие в научно-исследовательской деятельности факультета;
  2. обучение методике преподавания и организации учебного процесса, приобретение личных навыков и опыта педагогической работы

Участие аспирантов в научно-исследовательской деятельности экономического факультета МГУ осуществляется в рамках перспективных тем научных исследований кафедр, лабораторий и исследовательских центров факультета.

В рамках педагогической практики аспиранты могут участвовать в проведении семинарских занятий, консультаций (контактных занятий), контроле и проверке текущей успеваемости (активности) студентов бакалавриата и магистратуры, разработке и систематизации учебно-методических материалов, руководстве индивидуальной и коллективной исследовательской работой студентов магистратуры и бакалавриата, организации довузовских форм обучения.

Программа аспирантуры ориентируется на интеграцию аспирантов в научно-педагогический коллектив факультета в роли:

  1. Младших научных сотрудников
  2. Ассистентов профессора (доцента)

Основополагающим в аспирантуре является принцип: «Обучаемся, работая, и работаем, обучаясь».

Выпускникам аспирантуры присваивается квалификация преподавателя-исследователя.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.04.2016, N 0001201604290016).
____________________________________________________________________


В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036) и подпунктом 5.2.6 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702),

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Министр
Д.Ливанов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 января 2014 года,
регистрационный N 31137

Приложение. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

Приложение

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (далее - Порядок) определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (далее - программы аспирантуры (адъюнктуры), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуются образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, научными организациями (далее вместе - организации) в целях создания аспирантам (адъюнктам) (далее - обучающиеся) условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

3. Программы аспирантуры (адъюнктуры) самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией. Имеющие государственную аккредитацию программы аспирантуры (адъюнктуры) разрабатываются организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, в том числе примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, разработку которых обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а образовательной организацией высшего образования, имеющей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, - также в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными такой организацией самостоятельно (далее - образовательные стандарты, утвержденные самостоятельно).
________________
Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

4. К освоению программ аспирантуры (адъюнктуры) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).
________________
Часть 4 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).

5. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по программам аспирантуры (адъюнктуры) в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры) и находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона , устанавливаются соответствующими федеральными государственными органами.

6. Высшее образование по программам аспирантуры (адъюнктуры) может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, а также с сочетанием различных форм обучения;

вне указанных организаций в форме самообразования.

Формы получения образования и формы обучения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, утвержденными самостоятельно (далее вместе - образовательные стандарты). Допускается сочетание различных форм обучения, установленных образовательным стандартом.

7. Программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуются по направлениям подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - направления подготовки).

8. Программа аспирантуры (адъюнктуры) имеет направленность (профиль) (далее - направленность), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения.

Организация устанавливает направленность программы аспирантуры (адъюнктуры), конкретизирующую ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки.

В наименовании программы аспирантуры (адъюнктуры) указываются наименование направления подготовки и направленность указанной программы.

9. При осуществлении образовательной деятельности по программе аспирантуры (адъюнктуры) организация обеспечивает:

проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, в иных формах, устанавливаемых организацией;

проведение практик;

проведение научно-исследовательской работы, в рамках которой обучающиеся выполняют самостоятельные научные исследования в соответствии с направленностью программы аспирантуры (адъюнктуры);

проведение контроля качества освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

10. Программа аспирантуры (адъюнктуры), разрабатываемая в соответствии с образовательным стандартом, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно - базовая часть и вариативная часть).

Базовая часть программы аспирантуры (адъюнктуры) является обязательной вне зависимости от направленности программы аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом, и включает в себя дисциплины (модули), установленные образовательным стандартом (для программ аспирантуры (адъюнктуры), реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, - дисциплины (модули) "Иностранный язык" и "История и философия науки", объем и содержание которых определяются организацией), и итоговую (государственную итоговую) аттестацию.

При обучении по программе аспирантуры (адъюнктуры) организация обеспечивает иностранным гражданам и лицам без гражданства возможность изучения в рамках дисциплины (модуля) "Иностранный язык" русского языка как иностранного.
(Абзац дополнительно включен с 10 мая 2016 года приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2016 года N 373)

____________________________________________________________________

Абзацы третий - четвертый предыдущей редакции считаются абзацами четвертым - пятым настоящей редакции - приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2016 года N 373 .

____________________________________________________________________

Вариативная часть программы аспирантуры (адъюнктуры) направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией, а также научно-исследовательскую работу в объеме, установленном организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью программы аспирантуры (адъюнктуры).

Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины (модули), входящие в состав базовой части программы аспирантуры (адъюнктуры), а также дисциплины (модули), практики и научно-исследовательская работа, входящие в состав вариативной части программы аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с направленностью указанной программы.

11. При реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы аспирантуры (адъюнктуры) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.

При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация включает в программу аспирантуры (адъюнктуры) специализированные адаптационные дисциплины (модули).

При реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), разработанной в соответствии с образовательным стандартом, факультативные и элективные дисциплины (модули), а также специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную часть указанной программы.

II. Организация разработки и реализации программ аспирантуры (адъюнктуры)

12. Программа аспирантуры (адъюнктуры) представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики программы аспирантуры (адъюнктуры), учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав программы аспирантуры (адъюнктуры) по решению организации.

13. В программе аспирантуры (адъюнктуры) определяются:

планируемые результаты освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) - компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом, с учетом направленности (профиля) программы аспирантуры (адъюнктуры) (в случае установления таких компетенций);

планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю), практике и научно-исследовательской работе - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры (адъюнктуры).

14. Программа аспирантуры (адъюнктуры) представляет собой комплект документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Порядок разработки и утверждения программ аспирантуры (адъюнктуры) устанавливается организацией.

Информация о программе аспирантуры (адъюнктуры) размещается на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

15. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется организацией самостоятельно исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения указанной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

16. При реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
________________
Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).


При реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
________________
Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).

17. Программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
________________
Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).


Сетевая форма реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) обеспечивает возможность освоения обучающимся программы аспирантуры (адъюнктуры) с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

18. Объем программы аспирантуры (адъюнктуры) (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении указанной программы (ее составной части), включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема программы аспирантуры (адъюнктуры) и ее составных частей используется зачетная единица.

Объем программы аспирантуры (адъюнктуры) (ее составной части) выражается целым числом зачетных единиц.

Зачетная единица для программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.

При реализации программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными организацией, организация устанавливает величину зачетной единицы не менее 25 и не более 30 астрономических часов.

Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках программы аспирантуры (адъюнктуры).

19. Объем программы аспирантуры (адъюнктуры) в зачетных единицах, не включая объем факультативных дисциплин (модулей), и сроки получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) по различным формам обучения, при сочетании различных форм обучения, при использовании сетевой формы реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), при ускоренном обучении, срок получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательным стандартом.

20. Объем программы аспирантуры (адъюнктуры) не зависит от формы получения образования, формы обучения, сочетания различных форм обучения, применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), особенностей индивидуального учебного плана, в том числе ускоренного обучения.

21. Объем программы аспирантуры (адъюнктуры), реализуемый за один учебный год, не включая объем факультативных дисциплин (модулей) (далее - годовой объем программы), при очной форме обучения составляет 60 зачетных единиц, за исключением случаев, установленных пунктом 22 Порядка

22. При очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при использовании сетевой формы реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также при ускоренном обучении годовой объем программы устанавливается организацией в размере не более 75 зачетных единиц (при ускоренном обучении - не включая трудоемкость дисциплин (модулей) и практик, зачтенную в соответствии с пунктом 35 Порядка) и может различаться для каждого учебного года.

23. Получение высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется в сроки, установленные образовательным стандартом, вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий.

24. В срок получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) не включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет.

25. Разработка и реализация программ аспирантуры (адъюнктуры) осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

26. Разработка и реализация программ аспирантуры (адъюнктуры), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

III. Организация образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры)

27. В образовательных организациях образовательная деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если статьей 14 Федерального закона не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию программ аспирантуры (адъюнктуры) осуществляются в соответствии с образовательными стандартами.
________________
Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).


В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию программ аспирантуры (адъюнктуры) осуществляются в соответствии с образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
________________
Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).


Высшее образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с программой аспирантуры (адъюнктуры) и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации.
________________
Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).


Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
________________
Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).

28. Образовательный процесс по программе аспирантуры (адъюнктуры) разделяется на учебные годы (курсы).

Учебный год по очной форме обучения начинается 1 сентября. Организация может перенести срок начала учебного года по очной форме обучения не более чем на 2 месяца.

По очно-заочной и заочной формам обучения, а также при сочетании различных форм обучения срок начала учебного года устанавливается организацией.

29. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 6 недель. Срок получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) включает в себя каникулы, предоставляемые по заявлению обучающегося после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.

30. Перечень, трудоемкость и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практик, научно-исследовательской работы, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся определяются учебным планом программы аспирантуры (адъюнктуры). На основе учебного плана для каждого обучающегося формируется индивидуальный учебный план, который обеспечивает освоение программы аспирантуры (адъюнктуры) на основе индивидуализации ее содержания и (или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося.

31. Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы.

Требования к уровню квалификации научных руководителей определяются образовательным стандартом. Число обучающихся, научное руководство которыми одновременно осуществляет научный руководитель, определяется руководителем (заместителем руководителя) организации.

Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы научно-исследовательской работы в рамках направленности программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научно-исследовательской деятельности организации.

Назначение научных руководителей и утверждение тем научно-исследовательской работы обучающимся осуществляется распорядительным актом организации.

32. Контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана осуществляет научный руководитель.

33. При сетевой форме реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) организация в установленном ею порядке осуществляет зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, проведения научно-исследовательской работы в других организациях, участвующих в реализации программ аспирантуры (адъюнктуры).

34. При освоении программы аспирантуры (адъюнктуры) обучающимся, который имеет диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), и (или) диплом кандидата наук, и (или) диплом доктора наук, и (или) обучается по иной программе аспирантуры (адъюнктуры), и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить программу аспирантуры (адъюнктуры) в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры), установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом, по решению организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.

Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается организацией на основании его личного заявления.

35. Сокращение срока получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) при ускоренном обучении осуществляется посредством зачета (в форме переаттестации или перезачета) полностью или частично результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям), и (или) отдельным практикам, и (или) отдельным видам научно-исследовательской работы и (или) посредством повышения темпа освоения программы аспирантуры (адъюнктуры).

36. Перевод обучающегося на обучение с сочетанием различных форм обучения осуществляется с его письменного согласия.

37. Использование сетевой формы реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) осуществляется с письменного согласия обучающегося.

38. Организация образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры) при сочетании различных форм обучения, при использовании сетевой формы реализации указанных программ, при ускоренном обучении осуществляется в соответствии с Порядком и локальными нормативными актами организации.

39. Срок получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья увеличивается организацией по сравнению со сроком получения высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры) по соответствующей форме обучения в пределах, установленных образовательным стандартом, на основании письменного заявления обучающегося.

40. Контроль качества освоения программ аспирантуры (адъюнктуры) включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.

41. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям), прохождения практик, выполнения научно-исследовательской работы.

42. Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.

43. Лица, осваивающие программу аспирантуры (адъюнктуры) в форме самообразования (если образовательным стандартом допускается получение высшего образования по соответствующей программе аспирантуры (адъюнктуры) в форме самообразования), а также лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации программе аспирантуры (адъюнктуры), могут быть зачислены в качестве экстернов для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию программе аспирантуры (адъюнктуры).

После зачисления экстерна в срок, установленный организацией, но не позднее 1 месяца с даты зачисления утверждается индивидуальный учебный план экстерна, предусматривающий прохождение им промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.

Условия и порядок зачисления экстернов в организацию (включая порядок установления сроков, на которые зачисляются экстерны, и сроков прохождения ими промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации) устанавливаются локальным нормативным актом организации.

44. Лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), подтверждающий получение высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры).

45. Лицам, не прошедшим итоговой (государственной итоговой) аттестации или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы аспирантуры (адъюнктуры) и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.
________________
Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).

IV. Особенности организации образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

46. Содержание высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной программой аспирантуры (адъюнктуры), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
________________
Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).


Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе программ аспирантуры (адъюнктуры), адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
________________
Часть 8 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).

47. Обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

48. Образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
________________
Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).


Под специальными условиями для получения высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ аспирантуры (адъюнктуры) обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
________________
Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).

49. В целях доступности получения высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для слабовидящих;

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;

2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).

50. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.
________________
Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).

51. При получении высшего образования по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
________________
Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036).



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

    Приложение. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036) и подпунктом 5.2.6 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Д.В. Ливанов

Регистрационный N 31137

Закреплен порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуют образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профобразования, научные организации. Цель - создать аспирантам (адъюнктам) условия для приобретения необходимого для профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

Программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией. Уделено особое внимание организации разработки и реализации таковых.

Программа аспирантуры (адъюнктуры), разрабатываемая в соответствии с образовательным стандартом, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (базовая и вариативная части).

К освоению программ аспирантуры (адъюнктуры) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).

Высшее образование по программам аспирантуры (адъюнктуры) может быть получено в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, а также с сочетанием различных форм (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность). Вне указанных организаций - в форме самообразования.

Детально прописана процедура организации образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры). Так, не позднее 3 месяцев после зачисления обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы.

Обучающийся имеет возможность выбрать тему научно-исследовательской работы в рамках направленности программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научно-исследовательской деятельности организации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), подтверждающий получение высшего образования по соответствующей программе.

Выделены особенности организации образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"


Регистрационный N 31137


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования



Публикации по теме